uborshizzza (uborshizzza) wrote,
uborshizzza
uborshizzza

Category:

Ирония судьбы 2 - иногда они возвращаются

Переход по щелчкуВ верхнее тематическое оглавление
 Переход по щелчку Тематическое оглавление (Рецензии и ругань)
 Переход по щелчку предыдущее по теме…………………………………  Переход по щелчку следующее по теме
 Переход по щелчку предыдущее по другим темам……………  Переход по щелчку следующее по другим темам


Ирония судьбы 2


Ирония судьбы 2

«Ирония судьбы» - всенародно любимый фильм, без которого многие уже не представляют себе Нового Года. Его полюбили сразу: за задушевную интонацию, за камерность, за психологичность. В нем прозвучали песни, написанные на стихи известных поэтов, с очень запоминающимися мелодиями, исполненные молодой А.Пугачевой, без этих песен фильм был бы не тот. Главную женскую роль исполняла мало известная у нас красавица-полька, главный лирический герой был подчеркнуто негероичен, почти все экранное время проходило в одних и тех же интерьерах, как спектакль. Фильм был полностью лишен пафоса, в меру ироничен, в меру трогателен, в общем – интеллигентен.
Как у всех фильмов, снятых Э. Рязановым, у него есть волшебное свойство: с каждым просмотром он кажется лучше. В результате, показавшиеся вначале скверными фильмы Рязанова, кажутся потом хорошими, а кажущиеся вначале хорошими, переходят в ранг почти гениальных.

И вот через 30 лет нам показали «Иронию судьбы 2», кажется, это называется сиквел – откровенно не наше изобретение. Снимал другой режиссер, которого Э.Рязанов, вроде бы, благословил. Хотя новый фильм сделан тоже под Новый Год, но в этот раз чуда не получилось, что не удивительно: на то они и чудеса, чтобы бывать редко. Иногда сиквел бывает лучше первого фильма, но обычно, если тот был слаб, превзойти же культовый фильм – невозможно. Тем не менее, фильм все же не так плох, как приходится читать об этом в ЖЖ. В вину фильму ставят многое: то, например, что показали исполнителей первого фильма, постаревших на 30 лет. Не знаю, как к этому следует относится: с одной стороны – старость – естественный процесс, и что же делать, если актеры теперь выглядят так? С другой стороны, может быть, и не стоило разрушать легенду?

Барбара Брыльска, впрочем, смотрится совсем не плохо, Яковлев выглядит на свои 80 с хвостиком, но его дикция все же лучше, чем у молодого Хабенского. К тому же – основной сюжетный ход предполагает закончить спор старых противников Ипполита и Лукашина, а появление Лукашина-младшего в той же квартире, где 30 лет назад оказался его отец, связано с благородным желанием героя устроить отцу новогодний сюрприз – свести его со старой любовью, вернуть, пусть ненадолго, молодость, дать возможность вновь обрести счастье. Если же полностью повторить старую историю с новыми героями, то это был бы уже римейк. Но, как говорится, если вам предлагают кофе, не ищите в нем пива.

Я думаю, что кроме желания получить хорошие кассовые сборы, используя успех легендарного фильма, авторы взяли этот сюжет для решения неких социальных задач: они хотели показать преемственность к старым ценностям. Ведь уже 30 лет ведутся споры: зачем Надя отвергла солидного Ипполита и выбрала несерьезного Лукашина, тем более, это актуально сейчас, когда материальное благосостояние вышло на первое место в системе ценностей. Молодые люди, смотря по которому разу «Иронию судьбы», могут вздыхать: вот, раньше можно было жить сердцем, а теперь надо думать о будущем. Вот, пожалуйста: герои через 30 лет. Оказывается, когда любовный угар слегка сошел, Надя все же вернулась к Ипполиту – радетели брака по расчету могут радоваться. А что оказалось: много хорошего принес тот расчет? Все равно развелись, женское счастье – в прошлом, а никакого богатства не нажили. Успешный в советское время Ипполит оказался неуспешен в новые времена (впрочем, вероятнее всего, из-за преклонных лет). Лукашин, не ставший гоняться за райской птицей, тоже одинок и несчастлив. Впрочем, у обоих есть удачные дети, что хоть как-то скрашивает их жизнь. И все же, выясняется, что главным в их жизни была та безумная любовь, случившаяся 30 лети назад в новогоднюю ночь. Авторы фильма представляют старым героям новый шанс на счастье, кроме того, их судьба послужила уроком их детям и помогла сделать правильный выбор.

История повторилась вновь: годы идут, и девушке из приличной семьи пора замуж. Есть жених: красивый, энергичный, богатый, перспективный, любящий, но она его не любит, хотя привязана, испытывает благодарность и прочее. Появляется другой, неизвестный, на первый взгляд не очень надежный и совсем не перспективный, но почему-то именно он сразу кажется родным, своим и необходимым. Другой сразу влюбляется и готов предложить всего себя. Кого выбрать? Выбор Нади-младшей труднее, чем выбор ее мамы, потому, что Ипполит был и староват и вызывающе необаятелен и лишком много командовал, был зажат, скушен.(Отлично была сделана роль, в то время Яковлев мог быть абсолютно очаровательным, достаточно вспомнить хотя бы его роль пожилого гусара в пьесе «Дамы и гусары». Актеру удалось зажать свое обаяние, которое проявляется лишь раз, в сцене, когда Ипполит в пальто стоит под душем, да и то лишь для того, чтобы сделать моральные дилеммы более объемными).

А жених дочери в исполнении Безрукова – само совершенство: молод, хорош собой, богат, сам всего добился и видно, что добьется еще многого, мужественен, берет на себя ответственность, готов ради любви горы свернуть, бросается на помощь, решает все вопросы. Как такого не выбрать? Если в начале фильма он неосмотрительно в присутствии невесты все время занят служебными разговорами по телефону и даже уезжает по делам за час до встречи Нового Года, то к концу он выбрасывает телефон-разлучник и совершает большие хорошие глупости. Красавчик! А второй: ничего о нем не знаем, кроме того, что он сын своего отца, все время ноет, давит на жалость, обманывает, применяет недозволенные приемы, к тому же имеет странную, абсолютно несовместимую с любой карьерой в нашей стране, болезнь – непереносимость алкоголя, поет плохо, да еще и шепелявит, плохо выбрит, одет во что-то темненькое. Типичный не-герой. Но Надя выбирает его, потому что, как поясняет девушка-таксистка в конце фильма специально для тех, кто не понял, любят не за что-то, а просто так, потому что любится. Как же ей его не любить? Ведь он – улучшенная копия своего отца, того о котором мечтала ее мама, нося дочь под сердцем, и о ком вспоминала многие годы. Это наследственное, это биохимия. Хабенский, конечно, обаятельнее Мягкова (который имел, скорее, амплуа, резонера, чем любовника) его герой гораздо решительнее, брутальнее. Поэтому на этот раз все у них получится.

Замысел хорош, исполнение много хуже. Интересно, что оба фильма преследует одно и то же несчастье: отсутствие симпатии в жизни к друг другу у главных героев. Барбаре Брыльске не нравились оба ее партнера, о чем она неоднократно говорила в своих интервью, она отказывалась с ними даже целоваться, требуя дублершу. Это чувствуется. (Не такая она хорошая актриса, чтобы сыграть то, чего нет). Атмосферу любви вместо актеров создавали песни, стихи, музыка, какой-то особый новогодний свет в кадрах. Лизе Боярской, очевидно, не нравился Хабенский и нравился Безруков, она же не по душе ни одному из них. А песен, музыки, волшебства нет. В принципе, нет ничего хорошего, когда между актерами на съемочной площадке возникают настоящие чувства, потому что рушатся семьи, но, если нет мастерства, то это – единственный выход. Жаль, что здесь этого не случилось. Именно поэтому абсолютно не понятно, почему она выбрала Лукашина, когда явно млела в объятиях Ираклия, хотя должно было быть с точностью до наоборот. Это, конечно, серьезный минус.

Наконец, ни к чему все эти компьютерные спецэффекты, эта суета в кадрах с массовкой на крыше, эти настойчивые возвращения к полюбившимся режиссеру кадрам из его прежних фильмов – Дневного и Ночного дозоров (мчащийся автомобиль, самолет в небе, застывшие фигуры при ударе курантов в 24.00 ). Видимо, надо было подчеркнуть, что снимал не Рязанов, и оправдать большой бюджет.

Но в целом, фильм все же скорее хорош, чем плох, хотя во всем отличается от первого: помпезен, неинтеллигентен. Он, конечно, не станет культовым, но может долго держаться в обозе своего предшественника. Такая вот «Ирония судьбы» второго сорта. На безрыбье.

картинка не моя
Tags: Критика
Subscribe

Recent Posts from This Journal

Buy for 60 tokens
Buy promo for minimal price.
  • Post a new comment

    Error

    default userpic

    Your IP address will be recorded 

    When you submit the form an invisible reCAPTCHA check will be performed.
    You must follow the Privacy Policy and Google Terms of use.
  • 7 comments