Одним из знаковых событий конца прошлого года стало возбуждение уголовного дела против одного блоггера, написавшего в своем ЖЖурнале «Этот пидарас П-н…». Сразу скажу, что оскорблений в адрес конкретных лиц категорически не одобряю, вне зависимости от их статуса. Даже по отношению к премьеру, к деятельности которого мы относимся без восторга. Однако хотелось бы обсудить не только юридический, но и лингвистический аспект продолжения этого казусного дела.
Итак, означенный блоггер не стал, по примеру Плуцера, перебираться в Прибалтику и уходить в партизаны, или шумно каяться, а написал объяснение для суда, которое и опубликовал для широкого общественного обозрения. В нем он изложил, что, насколько ему известно, Путин принадлежит к той же «питерской» команде, как и Костиков, а из воспоминаний Коржакова он узнал, что когда Ельцин плыл в 90е годы на пароходе по Волге, то после очередной гулянки он приказал сбросить «этого пидараса Костикова» в реку. Что и было исполнено.
Кстати, в качестве лирического отступления замечу, что Костикова потом назначили послом в Ватикане, а через некоторое время там началась череда педофильских скандалов. Но вернемся к объяснительной.
Далее блоггер излагал, что он по простоте душевной просто считал на основании этой истории всех питерских приверженными нетрадиционной сексуальной ориентации, причем лично сам никакой гомофобии не испытывает.
В общем, был изложен классический еврейский анекдот:
- Сёма, а Вы слышали – Мойша-то пидарас!
- Что, денег в долг взял и не отдает?
- Да нет, в хорошем смысле этого слова.
Что любопытно – уголовное дело после этого объяснения прекратили.
Ситуация, когда слово отрывается от своего первоначального смысла, в русском языке не нова. Например, «негодяями» вначале звали лиц, признанных негодными к несению военной службы по состоянию здоровья. Но сейчас, когда идет быстрое изменение общественной морали и норм приличий, многие ругательства особенно быстро начинают менять свой смысл. Например, сейчас типа охарактеризовать кого-то как работника секс-услуг уже и не является оскорблением, наоборот – престижная и современная работа. А, например, за выражение «ну ты прямо как депутат» можно и по морде получить.
Так что будем ждать отмирания старых ругательств и появления новых, так как свято место пусто не бывает.
Journal information