uborshizzza (uborshizzza) wrote,
uborshizzza
uborshizzza

Концепция здравоохранения России - вариант от 16 января 2008 г.(7)

Переход по щелчкуВ верхнее тематическое оглавление
 Переход по щелчку Тематическое оглавление (концепция здравоохранения России)
 Переход по щелчку предыдущее по теме…………………………………  Переход по щелчку следующее по теме
 Переход по щелчку предыдущее по другим темам……………  Переход по щелчку следующее по другим темам



ЧАСТЬ 7

Под катом далее - 75-страничный документ "КОНЦЕПЦИЯ развития здравоохранения в Российской Федерации на 2009 – 2018 гг.", точнее, его черновая версия на 16 января 2007 года. Так как документ достаточно объемный, а читать его без разметки неудобно, то он разбит на ряд частей в идущих подряд постах.

Обстоятельства его появления - в следующем посте


Есть только один выход из сложившегося положения — включение самих вра-чей в реформу, опираясь на их экономические и творческие интересы. Нера-циональная система оказания и финансирования медицинской помощи наносит ущерб не только населению, но и врачам тоже, прежде всего наиболее квали-фицированным. Поэтому в их интересах — внести свой вклад в обсуждение и проведение реформы.
Приоритет первичного звена медицинской помощи
Укрепление первичного звена — это не разовая акция повышения зарплаты и улучшения материального оснащения, а постоянные и целенаправленные действия по превращению участкового врача и врача общей практики в центральное звено системы здравоохранения. Стратегические и текущие планы развития территориального здравоохранения должны содержать целе-вые показатели роста этого сектора в общем объеме государственного финан-сирования отрасли. Если сегодня это 35%, то в следующем году 37, через три года 40% и т.д.
Опыт наших соседей убедительно свидетельствует о том, что вложения в укрепление первичной помощи окупаются снижением потребности в стационарной и скорой медицинской помощи. Так, в Эстонии увеличение чис-ла консультаций врачей общей практики по поводу сердечной недостаточности на 10% за 2000-2003 годы повлекло за собой снижение числа госпитализаций на 15%, по астме — соответственно 13 и 8%.
Аналогичный пример из нашей практики: в Самарской области уже давно отра-батываются новые формы организации и оплаты первичной медицинской по-мощи. Прямой результат этих мер — число вызовов скорой медицинской по-мощи на одного жителя в области на 24% ниже, чем в среднем по стране (соот-ветственно 264 и 346 вызовов).
Неожиданно вспыхнувшие в последнее время споры о враче общей практики, на наш взгляд, не очень продуктивны. Не так важно, как мы называем врача первичного звена, важна суть — он должен занять «водительское место» в общей системе здравоохранения. Для этого нужно менять работу участковой службы, приближая ее к модели врача общей практики, т. е. повышать ответ-ственность за здоровье прикрепившегося населения и расширять круг вы-полняемых функций, в том числе функции организации и координации меди-цинской помощи, оказываемой узкими специалистами. Подготовка в крупной российской области 20-30 врачей общей практики в год и их образцово-показательное функционирование ничего не меняет. Такие врачи должны вы-зревать из среды участковых врачей и в массовом масштабе. При нарастающей финансовой поддержке государства и оплате труда за достигнутые результаты.
При этом совсем не нужно разрушать уже сложившийся «капитал» десятиле-тиями складывающейся педиатрической службы. Достоинства семейного прин-ципа обслуживания очевидны, но к нему следует двигаться постепенно и край-не осторожно. Да и не это главное сейчас, на наш взгляд. Нужно изменить ра-боту участковых врачей — и терапевтов и педиатров. Вызревающий в этой среде врач общей практики может быть «взрослым» и «детским». Постепенно их деятельность будет сближаться — с большим акцентом на обслуживание семьи в целом.
А пока имеет смысл развивать формы коопераций врачей разных специально-стей с акцентом на обслуживание семьи в целом. В 80-90-е годы в ряде регио-нов России хорошо зарекомендовали себя акушерско-педиатрические-терапевтические комплексы. Восстановление этой формы покажет, стоит ли форсировать процесс объединения обслуживания взрослых и детей.
Другая важная проблема — наметившийся конфликт между врачами первично-го звена и узкими специалистами. Национальный проект «Здоровье» обнажил эту проблему. Повышение зарплаты только врачам первичного звена вызвало далеко не однозначную реакцию врачебного сообщества.
Наша позиция: приоритет выбран правильно. Не будет у нас сильного и моти-вированного врача первичного звена, значит сохранится неэффективность системы в целом. Специалисты будут иметь дело с запущенными заболева-ниями, нагрузка на них будет расти, врачей будет не хватать, потребуется на-ращивание их числа, а следовательно возможности повышения зарплаты спе-циалистов будут ограничены. Это — замкнутый круг.
Выход из него — в системных преобразованиях в поликлинике. Не должен врач первичного звена направлять более 30% пациентов к специалистам. Подав-ляющая часть пациентов с наиболее распространенными заболевания-ми (как минимум, 80%) в принципе могут начинать и заканчивать лечение у врача первичного звена. Если же этот врач по-прежнему будет спихивать свою нагрузку на узкого специалиста, то можно платить ему зарплату амери-канского врача и все равно ничего не изменится — врачей будет не хватать, пациенты будут недовольны.
Нужна персональная, а не коллективная (а значит обезличенная) ответствен-ность врача первичного звена за состояние приписавшегося к нему населения! От этого выиграют все, в том числе и узкие специалисты.
Принцип этапности организации медицинской помощи всегда был преимущест-вом советской системы здравоохранения. Благодаря многоуровневой сети ме-дицинских организаций с акцентом на первичное звено нам длительное время удавалось решать многие проблемы даже при низком уровне финансирования отрасли. В последние годы это преимущество оказалось утраченным — прежде всего в силу низкого уровня управления отраслью.
В Англии шутят: раньше врачи общей практики присылали рождественские от-крытки специалистам больниц, сейчас наоборот. Врач общей практики в этой стране чувствует себя очень комфортно. Вот и нам нужно что-то подобное. Для этого требуется ясно оформленная государственная стратегия первооче-редного развития первичного звена, ее последовательное осуществление с акцентом на формирование новой мотивации этих врачей.
8. Реформа системы обязательного медицинского страхования
Ошибки введения ОМС не должны привести к отказу от принципов медицинско-го страхования. Для общества это было бы утратой шансов на то, что система здравоохранения начнет работать в интересах пациентов.
Государственные гарантии медицинской помощи гражданам должны финансо-во обеспечиваться через систему обязательного медицинского страхования. Но существующая сегодня система ОМС должна быть существенно изменена.
Для обеспечения сбалансированности государственных гарантий и финансовых средств в системе ОМС необходимо увеличить размеры страховых взносов за работающих граждан (являющихся составной частью социального налога) и установить четкие требования к размеру взносов за неработающее населе-ние (уплачиваемых из региональных бюджетов).
Необходимо пересмотреть роли и взаимоотношения участников системы ОМС: страхователей работающего и неработающего населения, федерального и территориальных фондов, страховых компаний, медицинских организаций, за-страхованных. Обновленная система ОМС должна быть более управляемой и более прозрачной. Права застрахованных должны быть расширены.
Правила работы страховщиков и оплаты ими работы медицинских организаций должны стимулировать и тех и других к более эффективному использованию ресурсов. Лучший способ для этого — развивать конкурентную модель страхо-вания — т.е. конкуренцию между страховщиками и между медицинскими орга-низациями везде, где такая конкуренция осмысленна. Но для того, чтобы этого добиться, потребуется много усилий. Прежде всего, от государства. В мировой практике пока доминирует модель «одного покупателя», в роли которого высту-пает либо государственный, либо частный страховщик. Эта модель проще, но и потенциал роста эффективности в такой модели меньше.
На какую из моделей ориентироваться в дальнейшем — зависит прежде всего от готовности государственных органов тратить больше или меньше политиче-ских и управленческих ресурсов для их внедрения, отладки, контроля. Пока наиболее реалистичным представляется выбор модели с одним покупателем для оплаты медицинской помощи, которая будет предусмотрена базовой про-граммой ОМС, одинаковой для всех граждан. В тех же случаях, когда органы государственной власти, работодатели и граждане будут обращаться к дополнительным программам медицинского страхования, то их реализацию в комплексе с базовой программой ОМС уместнее предоставить частным стра-ховщикам, конкурирующим друг с другом.
В финансировании медицинских организаций из государственных источников должен быть реализован принцип «деньги следуют за пациентом». Это означа-ет концентрацию 80-90% государственных средств в системе ОМС и финанси-рование медицинских учреждений за результаты их работы. Из бюджета целе-сообразно финансировать лишь наиболее дорогостоящие высокотехнологич-ные виды помощи, а также часть социально значимых услуг (например, психи-атрическую помощь в стационарных условиях).
В свою очередь, для усиления стимулов медицинских учреждений к повышению эффективности своей работы необходимо предоставить им больше хозяйст-венной самостоятельности. А для этого потребуется изменить их статус бюд-жетного учреждения. Проект закона о новом статусе государственных и муни-ципальных учреждений — об автономном учреждении — давно разработан, но его принятие тормозится.
С точки зрения пациента все эти изменения важны только тогда, когда они ре-ально улучшают его положение в системе ОМС: не нужно платить за то, что финансирует государство, можно положиться на страховщика в решении любых проблем, возникающих с медиками, страховщик предоставит нужную информа-цию и обеспечит высокое качество медицинской помощи. С точки зрения обще-ства административные затраты на ОМС станут окупаться, если эта система будет вносить существенный вклад в повышение эффективности функциониро-вания здравоохранения.
9. Формирование движущих сил реформы
Направления и варианты возможных действий по реформированию здраво-охранения обрисовались вполне четко. Подготовлены законопроекты, которые могли бы стать основой для принятия политических решений. Но нет главно-го — активной поддержки реформы населением и профессиональным сообще-ством.
Во-первых, отсутствует ясное понимание предлагаемых мер в среде управлен-цев здравоохранения, врачей, страховщиков, т.е. всех тех субъектов, которые должны их осуществлять. Во-вторых, широкие массы населения, не получив ничего от ОМС, весьма скептически относятся к любым новациям. В общественном сознании утверждается совершенно ложное представление о реформах как о еще большей коммерциализации медицины.
Поэтому нужно максимально широко обсуждать необходимость реформы и ее пути. Нужно формировать ее движущие силы. Кто это должен делать? Решаю-щая роль в этой работе, безусловно, принадлежит Минздравсоцразвития Рос-сии. Но ему одному мало что удастся изменить. Гражданское общество должно оказать давление на власть и медицинское сообщество, с тем чтобы они из пассивных наблюдателей и оппонентов превратились в участников реформ.
Нужно предложить для обсуждения с общественностью ясную стратегию пре-образований и этапности их осуществления. Широкое участие в ее анализе и доработке всех заинтересованных лиц станет началом процесса формирования движущих сил реформы.
Наша бюрократия обладает особым свойством: долго бездействует, потом в спешке принимает непродуманные решения, а далее героическими усилиями преодолевает ею же созданные завалы. Чтобы изменить эту закономерность, необходимо начать работу по подготовке новых механизмов реформы здраво-охранения, не дожидаясь, пока будут приняты законы, дающие старт реформе. После их принятия времени на подготовку конкретных механизмов будет очень мало, а многие из нужных механизмов требуют серьезной многомесячной раз-работки. Значит, опять повторится обычная наша ситуация: сделанные в спешке нормативные акты (а их по главным законопроектам нужно подгото-вить порядка 70-80) дискредитируют смысл реформы.
Движущие силы реформы будут формироваться в процессе работы над новыми механизмами. Только так можно сделать их привлекательными для управленцев и медицинского сообщества. Поэтому первое, что нужно сде-лать, — это существенно расширить круг разработчиков.
Необходимо провести инвентаризацию наработок в регионах по всем плани-руемым механизмам. Практический опыт ряда регионов может быть полезным при разработке нормативной базы реформы. Кроме того, региональные лидеры поймут свою роль в этом процессе. Навязывание реформ сверху уступит место доверию регионам.
Важно четко осознать, что деятельность по реформированию здравоохране-ния — это не разовая акция и не проект, рассчитанный на один-два года. Ре-форма потребует длительной работы. Что-то нужно будет сделать сразу, а что-то придется долго настраивать по мере накопления реального опыта пре-образований.
И последнее: необходимо изменить систему приоритетов развития нашей стра-ны таким образом, чтобы здоровье и жизнь отдельного человека заняли в ней гораздо более высокое, чем сейчас, место. Укрепление здоровья должно рас-сматриваться в качестве ключевой задачи, ответственность за решение кото-рой должны разделить государство, бизнес, гражданское общество, семья.
Отрасли здравоохранения, социальной защиты, образования, правоохрани-тельные органы должны принять на себя свою часть ответственности за сокращение предотвратимых смертей, снижение заболеваемости, развитие профилактики и здорового образа жизни и реализовать эту ответственность в соответствующих изменениях практической деятельности отраслевых учреж-дений.
19 июля 2006, 06:00 Анатолий Вишневский, Ярослав Кузьминов, Игорь Шейман, Владимир Шевский, Сергей Шишкин, Лев Якобсон, Евгений Ясин



Приложение 3.

ПЕРЕЧЕНЬ СТАТИСТИЧЕСКИХ МАТЕРИАЛОВ И ПРОГРАММ,
ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ПРИ РАЗРАБОТКЕ КОНЦЕПЦИИ

1. Численность населения Российской Федерации на 1 января 2007 года. Статистический бюллетень. Федеральная служба государственной ста-тистики (РОССТАТ). М., 2007, - 373 стр.

2. Предположительная численность населения Российской Федерации до 2025 года (статистический бюллетень). Федеральная служба государст-венной статистики. М., 2006, - 118 стр.

3. Государственный доклад о состоянии здоровья населения в 2005 году. М., 2006, - 139 стр.

4. Деятельность и ресурсы учреждений здравоохранения. Министерство здравоохранения и социального развития, Центральный НИИ организа-ции и информатизации здравоохранения. М., 2006, - 66 стр.

5. Национальная программа демографического развития России. Общест-венная палата Российской Федерации. М., 2007, - 111 стр.

6. Доклад о состоянии гражданского общества в Российской Федерации. 2007, М,, - 145 стр.

7. Об итогах работы Министерства здравоохранения и социального разви-тия Российской Федерации в 2005 году и задачах на 2006 год в свете реализации Программы социально-экономического развития Российской Федерации на среднесрочную перспективу (2006 – 2008 годы). Мини-стерство здравоохранения и социального развития Российской Федера-ции. М., 2006, - 139 стр.

8. Наука в России: сценарии развития. Вестник актуальных прогнозов. Т. 1., М., 2003, - 169 стр.

9. ГЛОССАРИЙ. Качество Медицинской Помощи. Россия-США, 1999, - 61 стр.

10. Медико-социальная хартия Российской Федерации. Под ред. проф. Г.А. Комарова. Изд. 2-ое., М., 2001, - 55 стр.





ИСПОЛЬЗОВАННАЯ ЛИТЕРАТУРА

1. Д.Д. Венедиктов. Очерки системной теории и стратегии здравоохранения. М., 2007, - 309 стр.

2. В.И. Стародубов, А.А. Калининская, С.И. Шляфер. Первичная медицин-ская помощь: состояние и перспективы развития., М., 2007. – 262 стр.

3. О.П. Щепин, И.А. Купеева, В.О. Щепин, Е.П. Кокорина. Современные ре-гиональные особенности здоровья населения и здравоохранения России. М.. 2007, - 360 стр.

4. И.М. Шейман. Реформа управления и финансирования здравоохранения. Изд. Российско-Американский проект «Реформа здравоохранения Рос-сийской Федерации», Центр международного здравоохранения Бостон-ского университета, «Кайзер Перманенте Интернейшнл», М., 1998, - 335 стр.

5. С.Л. Вардосанидзе, Ю.Э. Восканян. Управление качеством лечебно-диагностического процесса в многопрофильном стационаре., Ставро-поль. 2003, - 148 стр.

6. В.О. Щепин. О.Е. Петручук. Диспансеризация населения в России. Под ред. акад. РАМН О.П. Щепина. М,, 2006, - 232 стр.

7. Управление здравоохранением на современном этапе: проблемы, их причины и возможные решения. Под ред акад. РАМН В.И. Стародубова и проф. Д.В. Пивеня. М., 2006, - 156 стр.

8. А.Г. Саркисян, А.Л. Пиддэ, Е.Б. Злодеева. Приоритетный национальный проект «Здоровье»: мнения и оценки врачебного сообщества. М., 2006, - 116 стр.

9. В.И. Стародубов, А.А. Калининская, С.И. Шляфер. Стационарозамещаю-щие формы организации медицинской помощи. М.. 2001, - 212 стр.

10. Р.А. Галкин, Peter Toon, А.В. Иванова, Б.Л. Мошкович. Организация об-щей врачебной практики. Российско-британское издание. Самара, 1997, - 281 стр.

11. Н.Б. Мелянченко. Реформа здравоохранения России. Иллюзии и реаль-ность. М., 1999, - 88 стр.

12. Материалы к Общественным слушаниям на тему «Концепция развития здравоохранения на десять лет». Комиссия Общественной палаты Рос-сийской Федерации по вопросам здравоохранения. 13 декабря 2007 го-да., М., 2007. – 205 стр.

13. Н.С. Григорьева. Политика государства по «изменению к лучшему» сис-темы здравоохранения Российской Федерации. Журн. Управление здра-воохранением, 2004, 3, 95-99.

14. IV (XX) Всероссийский Пироговский съезд врачей. Материалы съезда. Москва. 6 – 9 июня 2001 года. / Под общ. ред. проф. Г.А. Комарова, С.-Пб., 2002, - 320 стр.



Tags: концепция здравоохранения России
Subscribe

Recent Posts from This Journal

Buy for 60 tokens
Buy promo for minimal price.
  • Post a new comment

    Error

    default userpic

    Your IP address will be recorded 

    When you submit the form an invisible reCAPTCHA check will be performed.
    You must follow the Privacy Policy and Google Terms of use.
  • 4 comments