?

Log in

No account? Create an account

Previous Entry | Next Entry

Переход по щелчкуВ верхнее тематическое оглавление
 Переход по щелчку Тематическое оглавление (Прогулки не по Москве)
 Переход по щелчку предыдущее по теме…………………………………  Переход по щелчку следующее по теме
 Переход по щелчку предыдущее по другим темам……………  Переход по щелчку следующее по другим темам


Кому в Израиле жить хорошо.
Часть 7. Иерусалим. Храм Гроба Господня

Для христиан Иерусалим – главный город мира, потому что здесь находится Храм Гроба Господня. Именно Гроб Господин отправлялись освобождать крестоносцы, которые с 1099 по 1244 владели Иерусалимом.
Во времена, относящиеся к жизни Христа, Палестина принадлежала римлянам (63 г.д.н.э -326). В стране стояли римские войска, правление от Рима осуществлял римский чиновник – прокуратор, но Иудея (Израильского царства к тому времени давно не было, с 722 г.д.н.э) имела своего царя, зависимого от Рима, евреи жили по своим законам, исповедовали свою религию. Однако, часто случались восстания и конфликты. Во-первых, никто, конечно, не хотел платить римлянам налогов, во вторых, религиозные чувства евреев часто бывали оскорблены. Римляне были язычники, и в свой огромный пантеон богов спокойно включали новых. Иегова был для них таким же богом, как, допустим, Юпитер, но для евреев Бог был один! Они не могли допустить, чтобы кто-то считал его только одним из богов. А римляне объявляли своих императоров богами при жизни и требовали водружения их статуй в городах. Здесь уже они не могли отступить, потому что статуя бога-императора была символом империи, таким же, как портрет президента в официальном учреждении в новейшее время. Евреи ждали прихода второго мессии – нового Божьего избранника, царя, который должен был освободить их от римлян. Его появление давно было предсказано библейскими пророками, но, как всегда это бывает у пророков довольно расплывчато. Известно было точно только то, что он будет из рода Давида – первого мессии и родится в Вифлееме, как и Давид. Он должен будет уничтожить врагов, а потом сделает евреев самым великим народом, и у них начнется новая счастливая жизнь (детали разнились: то ли они все будут богаты, будут иметь много детей и рабов, то ли, вообще, обретут бессмертие). Появление его ожидалось на Пейсах – великий еврейский праздник. Пейсах заповедовал Моисею сам Господь. Считается, что отмечается освобождение евреев от египетского рабства, исход евреев из Египта, но некоторые элементы Пейсаха имеют и другое значение. В этот день необходимо принести в жертву белого барашка без единого изъяна. Почему барашка, почему без изъяна? А какое еще богатство было у древних кочевников евреев? Богу надо отдать лучшее. Ведь за год на человеке накопилось множество грехов: невозможно прожить и не согрешить. Вдруг Бог потребует твоей смерти за эти грехи? А вот мы взяли самого чистого, самого беленьгого и безгрешного ягненка (какие у барашка могут быть грехи?) и принесли его в жертву. Теперь наши грехи на нем, мы искупили их его кровью (последний вывод никогда не был мне понятен, но древних людей он устраивал). То есть задача мессии была тоже не вполне ясна: он мог быть великим воином, уничтожившим врагов, а мог быть и чистой жертвой, искупившей грехи евреев своей кровью. А уже без грехов они и сами с врагами справятся. Но к первой трактовке роли мессии склонялись и до сих пор склоняются большинство евреев, а вторую проповедовала немногочисленная мистическая секта. Каждый Пейсах римская администрация ожидала с содроганием. В город подтягивались войска, приезжал прокуратор, и царь покидал свою Кесарию. Какого мессию на этот раз предъявят им евреи, будет ли очередное восстание? И вот в город через ворота на осле въезжает Иисус Христос (что означает «мессия» по- гречески). Он родился в Вифлееме, его мать Мария из рода Давида. Горожане устилают его путь пальмовыми ветвями. А пальмовые ветки – знак восстания. ( А почему он сидел на осле? Ольга Фрейденберг в свое время выдвинула гипотезу, что это тоже не случайно. По ее мнению, осел – одно из первых прирученных человеком животных, олицетворял для древних людей солнце. Иисус Христос также олицетворял солнце, т.е. его въезд на осле – это древняя мистерия восхода солнца, с которой началось религиозное самосознание человека.) Остальные события этих дней составляют большую часть четырех канонических евангелий.
Классический путь к Храму Гроба Господня проходит по Виа-Долороза – Крестному пути.
Идти надо по узким улочкам.
под катом - фотки примерно по 100К

Photo 93 Photo 93



Photo 94 Photo 94



Photo 95 Photo 95



Photo 96 Photo 96


Направление можно определить по высокой башне, видной из любой точки Старого города (заключенного в стены 16 века и имеющего площадь 1 квадратный километр)

Photo 72 Photo 72


Традиция Крестного пути возникла в 19 веке. Этот путь не описан в евангелиях и определяется легендами. Тем не менее, паломники проползают его на коленях. На нем отмечены так называемые станции – места, где Христос останавливался (разумеется, это только места, т.к. город был полностью снесен римлянами в 70 году.). Разные люди насчитывали разное количество станций, но в туристских маршрутах приняты 14. Нам не удалось пройти весь путь, тем более, что нам ничего не объясняли, потому что главная цель нашего экскурсовода была уберечь группу от дождя, но кое-что мы все же заметили.

Вот пятая станция. Надпись над дверью францисканской часовни гласит, что здесь Симон из Киринаки взял крест у Иисуса. Симон был чернокожий, и когда происходит театрализованное шествие, здесь крест берет чернокожий паломник.

Photo 102 Photo 102


Вот шестая станция. Здесь Св.Вероника отерла Христу лицо полотенцем, на котором осталось нерукотворное изображение лика Спасителя.

Photo 100 Photo 100



Photo 101 Photo 101


Остановка восемь, около монастыря Св. Харитония, где Христа встретили женщины ма и услышали: «Дочери иерусалимские, не плачьте обо Мне, но о себе и о детях ваших…»

Photo 97 Photo 97


На третьей, седьмой и девятой остановке Христос падал под тяжестью креста, на четвертой встречался с матерью. На первой остановке Христа судили. Там находилась крепость Антония, где происходил суд Понтия Пилата. На второй остановке стоят церкви Осуждения и Бичевания.

Десятая остановка уже в Храме Гроба Господня, на террасе. Здесь Христа раздевали, а стражники делили его одежду.
Вход в Храм.

Photo 73 Photo 73


Одиннадцатая остановка – место распятия. Отмечено мозаикой. Сюда от входа ведут 17 ступенек.

Photo 77 Photo 77


Двенадцатая остановка. Голгофа – место смерти Христа. Оно отмечено алтарем. Рядом – скульптура, подаренная этому православному храму Лиссабоном. Это - Дева Мария с кинжалом в груди, символизирующим ее страдание, работа 17 века.

Photo 78 Photo 78


Распятые на кресте люди умирали от удушья, наступавшего вследствие отека легких, возникшего от неподвижной позы. Пока человек опирался на перекладину, он дышал, чтобы умереть, ему надо было перестать опираться, но инстинкт не давал людям долгое время это сделать, для этого надо было потерять сознание. Чтобы ускорить смерть, уменьшить мучения, палачи ломали распятым людям ноги. В случае с Христом этого сделано не было, потому что жертва не должна была иметь физического изъяна, в том числе и сломанных ног. Когда Христос умер, земля содрогнулась и на Голгофе появилась трещина.
Вот эта трещина. Здесь люди приносят Богу свои самые сокровенные молитвы.

Photo 79 Photo 79


Кровь Христа через эту трещину просочилась вниз, в пещеру, где лежал череп Адама, захороненный здесь Ноем. Когда кровь Христа попала на череп, он исчез – искупительная жертва была принята, первородный грех, лежащий на каждом новорожденном, перестал существовать. Вот эта пещера под Голгофой.

Photo 92 Photo 92


Тело Христа было спущено с горы, его омыли. Это - остановка номер тринадцать. Это – плита Помазания, над которой горят 8 лампад: православных, католиков, армян, грузин, сирийцев, эфиопов, коптов, маронитов. Положенные на плиту Помазания священные предметы (кресты, иконы) считаются освященными.

Плита лежит на полу. Это - ее вид сверху


Последняя, четырнадцатая остановка. Это - место погребения Христа. Около Голгофы находились пещеры для погребения мертвых, там один горожанин сделал новую гробницу, которую он и отдал для погребения Христа. На этом месте Св. Елена и Св. Константин в 335 году построили первый храм – Анастасис. Церковь была уничтожена персами в 614 году, восстановлена, опять разрушена халифом Хакимом в 1010 году, в 1048 году Константин Монамах храм отстроил, потом его перестраивали крестоносцы. В 1808 году пожар уничтожил купол. Россия заплатила 2,5 млн. рублей за право его отремонтировать и еще 2 млн. рублей за сам ремонт. Сейчас это место называется Кувуклия.

Photo 81 Photo 81



Photo 83 Photo 83


Кувуклия – это небольшая часовня, находящаяся внутри большого храма. Она стоит на том месте, где царица Елена установила первый храм Анастасис, впоследствии разрушенный. Сам же Анастасис был на месте настоящей гробницы, куда поместили тело Христа, и откуда оно исчезло, потому что Христос воскрес. В Кувуклии два придела. В одном показывают остатки Анастасиса, в другом, называемом приделом Ангела - ларец, в котором хранится кусочек камня, закрывающего вход в погребальную пещеру. Когда жены-Мироносицы пришли к гробнице, вход в пещеру был отворен, тела там не было, а на камне сидел Ангел Господен. В саму погребальную пещеру попадают из предела Ангела,

Photo 84 Photo 84


где греческий монах подносит к руке каждого неопаляющий благодатный огонь, демонстрируя, что он не обжигает кожу. Чтобы попасть в пещеру, надо пригнуться. В гробнице установлена мраморная плита - символическое погребальное ложе, Гроб Господин.

Куваклион известен также чудом схождения Благодатного огня на православную Пасху. К 10.00 Великой субботы гасят все свечи, а в 13.00 в Кувуклию входит Иерусалимский патриарх (с которого снимают всю одежду, кроме подрясника), и предстатель армянской церкви, но последний остается в пределе. Патриарх же проходит к Гробу и там молится. После молитвы, длящейся от минут до часов, патриарх передает через специальные отверстия горящие свечи – чудо Благодатного огня свершилось. Далее огоньки волной перескакивают со свечи на свечу. (Надо сказать, что в 19 веке чудо схождения огня было принято считать символом, ведь истинная вера не нуждается в чудесах.) Огонь не гаснет весь год. Вокруг Кувуклии стоят гигантские светильники: католические, православные, коптские и армянские.

Photo 82 Photo 82


Храм Гроба Господня включает в себя кроме Голгофы, Кувуклии, плиты Помазания еще множество церквей, представляющие разные конфессии – все православные и католические.

Photo 86 Photo 86



Photo 87 Photo 87


Одна из них, находящаяся напротив входа в Кувуклию – православный греческий храм Воскресения (хотя строили его русские), где отмечено место, являющееся серединой пути от Голгофы до Гробы Господня. Оно называется Пуп Земли. Здесь земля соединена с небом.




Храм вмещает в себя столько церквей, потому что уходит вглубь на 6 метров. Когда-то здесь была каменоломня. Святая Елена, приняв христианство, приехала в Иерусалим (ей было тогда около 80 лет) и нашла Голгофу, гробницу и Животворящий крест. В храме есть церковь, посвященная Елене. Видно, что это пещера.

Photo 90 Photo 90


Показывают также плиту Бичевания. Если к ней приложить ухо, то можно услышать удары бича. Наш экскурсовод говорил, что слышал.

Photo 91 Photo 91


Из-за непогоды мы были в Храме почти одни. Нас даже не досматривали охранники, я и не знала, что они там есть: видимо, разошлись по домам. Кроме нас, была только группа индусов-мусульман. Я думаю, что первые посетители Храма выглядели похоже.

Photo 76 Photo 76


А чтобы войти в Кувуклию, они сняли обувь и стояли босяком на ледяном полу.

Photo 85 Photo 85


И о погоде. Как уже отмечалось в предыдущем посте, из-за снегопада в Иерусалим в этот день практически нельзя было попасть, жители сидели дома, а большая часть учреждений не работала. Но зато можно считать, что по отношению к нашей группе произошло чудо – Храм стоял почти пустой (а обычно он набит битком), и можно было и спокойно осмотреть и его, и приделы и все святыни, и припасть к основанию креста на Голгофе (маленькая ниша, куда можно влезть только по одному и на коленях), и попасть (и даже без очереди) в маленькую часовенку с благодатным огнем. Туда запускают группами по четыре. Служащий там священник берет пилигрима за руку и окунает эту руку в Благодатный огонь (огонь, хотя руку и серьезно закоптил, но не обжигал). У выхода из часовни стоят лампады, зажженные от благодатного огня. Пилигримы поджигают в них взятые пучки свечек и гасят о специально поставленные металлические купола. Освященные на плите Помазания и обожженные от Благодатного огня свечи - «фирменный» сувенир пилигримов.
И, в завершение, еще одно маленькое чудо. После экскурсии никто из группы не заболел.



Buy for 60 tokens
Buy promo for minimal price.

Comments

( 2 комментария — Порадовать комментарием )
b_graf
18 фев, 2008 09:54 (UTC)
у протестантов
вроде есть там своя Голгофа и свой сад Гроба Господня, установленные на "новом научном уровне" в XIX в. (находятся теперь, кажется, на мусульманской территории).
Что-то вроде http://nbad.narod.ru/newpic_eng.htm
uborshizzza
18 фев, 2008 10:03 (UTC)
Re: у протестантов
Уже в http://uborshizzza.livejournal.com/134958.html веселились по поводу альтернативных пещер Ильи-пророка. Оказывается, этим дело не кончилось.
( 2 комментария — Порадовать комментарием )

Latest Month

Сентябрь 2019
Вс Пн Вт Ср Чт Пт Сб
1234567
891011121314
15161718192021
22232425262728
2930     

Метки

Разработано LiveJournal.com
Designed by Tiffany Chow