uborshizzza (uborshizzza) wrote,
uborshizzza
uborshizzza

Categories:

Кому в Израиле жить хорошо 8. В поисках утерянного фаршмака

Переход по щелчкуВ верхнее тематическое оглавление
 Переход по щелчку Тематическое оглавление (Прогулки не по Москве)
 Переход по щелчку предыдущее по теме…………………………………  Переход по щелчку следующее по теме
 Переход по щелчку предыдущее по другим темам……………  Переход по щелчку следующее по другим темам


Кому в Израиле жить хорошо.
Часть 8. В поисках утерянного фаршмака
Может ли еврей прожить без бутербродов с черной икрой?
О победе "Владимирского централа" над "Хаве Нагилой" в одном отдельно взятом Израиле.
Розочка! Брось брось пулемет, садись за фортепьяно!
Еврей в Израиле меньше, чем еврей
Израиль: 60 лет, и ни одного Матусовского


Ранее мы довольно много писали о том, что мы в современном Израиле нашли. Теперь о том, чего мы найти не смогли – о евреях, точнее, о еврейской культуре.

Не вдаваясь в тонкости национальной идентификации, можно сказать, что для нас евреи ассоциировались с культурой идиш, в том числе и с ее материальными проявлениями: песенками «Хаве Нагила», еврейской кухней, дочками, играющими на фортепьянах, и хорошими еврейскими мальчиками, играющими на скрипке. Поэтому среди целей, которые были заранее поставлены перед этой поездкой, было и отведать национальную еврейскую кухню, все эти фаршмаки, цимесы и рыбы фиш, которые известны нам только понаслышке, из литературы. Увы, но наши знакомые евреи готовили украинский борщ, ели свинину и черную икру (хотя кошрут разрешает только красную), а о фаршированной щуке много рассказывали, но сами никогда не делали. Как в насмешку, то оттуда, то отсюда я слышала об этой щуке: кто-то где-то ее кому-то давал попробовать, но я ее ни разу не видела. Кстати, в Москве были рестораны всех союзных республик и стран СЭВ, но еврейской не было, возможно потому, что очередь до автономий в кулинарном плане не дошла (татарской тоже, например, не было). Когда настала демократия и в Москве открыли решительно все кухни, еврейская опять оказалась в виртуальном виде. То есть большие справочники называли три ресторана, где еврейская кухня есть, но один из них был клубом, где средний счет начинался от 100 евро (я туда постеснялась сунуться), один всегда закрыт, хотя , вроде, работает, а третьего просто нет по указанному адресу. Наконец, я взяла кулинарную книгу и решила готовить сама. За рыбу я не взялась, но приготовила пару запеканок: из куриной печени («Тысяча островов») и из кабачков. Я поняла суть этой кухни: все надо измельчать и очень долго упаривать. Некоторые блюда довольно жирные, в них мало витаминов. Остроты и любимой русскими кислоты в еде нет, она довольно пресная. Приготовление блюд в основном трудоемко, некоторые требуют даже суток (такие блюда есть и в русской кухне, например холодец варится часов 8, а потом еще разбирается и т.д.). В общем при большой трудоемкости - средне-пресный вкус и мало видимой пользы для здоровья. И все же мне хотелось съесть блюда, приготовленные профессионалами, понять, что ели в детстве Фрейд и Эйнштейн, Чаплин и Гершвин, Троцкий, Каменев и Зиновьев, Дунаевский, Калмановский, Матусовский, мой первый директор школы, зав. моей детской поликлиники, зав. ближайшего магазина и еще бесчисленное количество великих, знаменитых, талантливых и самых разных людей. Ведь люди во многом то, что они едят.
Короче, измучалась вся, и все представляла: как приеду в Израиль, так сразу пойду в ресторан и закажу рыбу-фиш. Поэтому я взяла путевку, включающую одни завтраки, опасаясь, что в гостинице мне подсунут какую-нибудь пиццу или кашу.

Ага, как же. Во всех ресторанах и забегаловках, в которых мы были –стандартная европейская жратва. Из местной экзотики только хумус – тертый вареный горох на оливковом масле, да и то это – не еврейское, а арабское блюдо. По сравнению с теми вариантами, которые мы там пробовали, хумус в Москве в ливанских сетевых ресторанах был вкуснее. Нет, может, в кошерных ресторанах это все и было, но:
а) меню там было только на иврите
б) сидело там очень мало народу да и то только хасиды
в) они были какие-то аномально противные.

В общем, заходить туда мы побоялись.

То же и с другими проявлениями. Например, за все то время, пока мы там были, преобладающей музыкой на улицах, по радио и телевизору был стандартный англоязычный рок. В меньшей степени присутствовал французский шансон. Следующими по популярности были восточные мелодии, а оставшуюся культурную нишу заполнял русскоязычный блатняк.

То же и о стиле поведения. Где эти еврейские мамочки? Где «Сева, иди сюда!»? Неужели только в Караганде и остались? Я обратила внимание на роль отцов при воспитании детей в Израиле. Мама отдыхает, за детьми присматривает отец. Он позволяет им больше свободы, чем женщина и вмешивается только тогда, когда видит в этом явную необходимость. Это хорошо? Наверное. Но в России детей воспитывала заполошная еврейская мамочка, которая не давала чаду вздохнуть, кутала, тискала, опекала, поучала, защищала. А между прочим, неплохие люди вырастали.

Единственное, в качестве чего эти евреи культуры идиш нам удалось застать – так это в виде статуй:

Photo 24 Photo 24


Как оказалось, эти веселенькие фикуры - статуи над могилой культуры идиш, ибо и черненькие сефарды, и подчеркнуто европеизированные ашкенази, и опереточные хасиды – это все совсем другая бытовая культура.

И я не думаю, что отказ от бытового распорядка – вещь маловажная. Как известно, «посей привычку – пожнешь характер».

Само понятие «кошерности» - очень важное в традиционной еврейской культуре. Оно касается не только пищи, но и многих поведенческих актов, например, во время обязательных омовений женщины после соития, которые в традиционной культуре должны происходить в том месте, где все моют посуду, другая женщина определяет, было ли оно кошерным или нет. Недавно выяснилось, что есть также кошерные и некошерные эмбрионы, отчего в израильской прессе развернулась дискуссия о желательности или допустимости использования для искусственного осеменения эмбрионов, полученных от евреев.

В культуре идиш не только выбор продуктов, но и сам способ их приготовления с многочасовым вымачиванием, выпариванием и кипячением соответствовал мироощущению отделения человека культуры идиш от той страны, где он живет. Это соответствует самоощущению оторванности еврея от страны пребывания и принадлежности к диаспоре. С другой стороны, следование очень хлопотным процедурам, требующим длительного и тщательного выполнения, формировал и особый характер.

Соответственно и требования к людям культуры идиш тоже были специфические. От мальчика требовали, чтобы он не просто учился, а был лучшим учеником в школе. Если ему это не удавалось, то на его усилиях не ставили крест. Наоборот, ему объясняли, что двойку ему поставили не из-за наличия арифметических ошибок, а из-за нелюбви к евреям, и что он все равно самый умный, но ему нужно приложить еще больше усилий, чтобы посрамить всех завистников.

Я не буду обсуждать вопрос о том, действительно ли евреи более или менее умные, действительно ли их не любят (и не связано ли это с их выдающимися способностями), а также способствовало такое мироощущение и такой стиль поведения симпатиям со стороны окружающих. Я хочу обратить внимание на другое: по отношению к самому человеку культуры идиш это – достаточно эффективный способ повышения самооценки и выстраивания успешной карьеры. Именно в идишской культуры выросли все те личности, которыми евреи гордятся: Эйнштейн, Чаплин, Бронштейн (который Троцкий), Бронштейн (который шахматист),… Во многих отраслях их вклад не просто имеется или заметен – он был определяющий. Именно евреи культуры идиш сделали основу современной массовой культуры. В том числе вся «советская» культура. Там, где речь идет о высочайших образцах культуры, национальность и особенности воспитания уже не важны, определяющим является неимоверный личный талант, и там нацсостав весьма пестрый. Но вот советский масскульт… Все эти пропагандистские стишки о славной компартии и хороших пионЭрах. Весь этот ряд Райкин-Менакер-Хазанов-Жванецкий-Карцев-Петросян… Даже в советской песне и то все время точат ушки местечковой еврейской песни. А все эти развеселые, но идеологически выдержанные советские оперетки с песенками, исполняемыми в быстром темпе неестественно высоким голосом!

Есть у меня некие ощущения, что строй народной песни связан с особенностями народа, прошу прощения за тавтологию. Вот, когда я дома запускаю на компьютере караоке начинаю петь какую-нибудь «Барыню» или «Окрасился месяц багрянцем», мне комфортно. И темп под дыхание подходит, и темперамент соответствующих (спокойный, но со скрытым чувством), и высота голоса комфортная. А вот когда начинаешь петь что-то из совпопсы, то не то… Не тот строй.

Вот попробуйте прямо сейчас спеть «Светят кострами синие ночи, мы пионЭры, дети рабочих…». Спели? Чувствуете, что все время на «семь сорок» сбиваетесь? То-то.

И вот от этой культуры идиш, которая действительно в общемировую культуру внесла свою специфическую лепту, эти евреи Израиля отказались. Причем, как удалось выяснить из чтения литературы, отказались совершенно целенаправленно. Было решено, что культура идиш и сам язык идиш напоминают о тех гонениях и истреблении, которыми они подверглись во времена второй мировой войны со стороны немцев и их союзников, к которым в этом процессе с большим энтузиазмом примкнули поляки, прибалты и ряд других, очень дружественных современному Израилю, народов.

Ну, отказались, перешли на придуманный иврит. В конце концов, имеют право. Ну, и к чему это привело? Где новые Эйнштейны, Троцкие и Чаплины, выросшие в новом Израиле в среде культуры иврит. Ведь уже 60 лет прошло. Нам говорят: «Это мало. Мы молодое государство». А я знаю государство, которое сегодня одни вспоминают со слезой, а другие клянут. 60 лет ему было в 1977 году. Уже все состоялось, уже была создана своя великая советская культура, очень большую роль в создании которой сыграли как раз выросшие в культуре идиш советские евреи.

Еще один интересный культурологический момент. И в СССР, и в других странах культура идиш была второй, в какой-то степени «подпольной» и запасной культурой. Культура иврит же не стала основной по отношению к сохранявшейся параллельно культуре идиш – она ее выжгла. А так как сама культура иврит значительно менее интересная и специфическая, чем культура идиш, то и ее носители совершенно потеряли имевшуюся у них ранее культурную особенность. Теперь еврей из Израиля – то ли арабизированный европеец, то ли европеизированный араб.

Был такой добрый детский фильм, в котором Быков замечательно сыграл роль шишка. Как в каждом великом произведении, в нем присутствует пророчество, и мудрая мысль, которую современники обычно просто не могут понять.

Этот шишок (правда, с помощью коллег по ведьмовскому цеху из других стран) сделал то, что никому не удавалось сделать – построил машину счастья. И ведь, как он хвастался перед ее запуском, построено «без единого гвоздя. Хотя нет – один был. Его в начале африканский шишок на счастье забил». И когда перед запуском этот гвоздь «на счастье» выдернули, чтобы уж совсем машина без единого гвоздя получилась, машина счастья вдруг развалилась.
Вот и в позднесоветские времена – была никому не нужные партсобрания, была прогнившая идеология, в заклинания которой о «трех источниках и частях единственно верного и потому всесильного учения» не верил никто, даже идеологи на окладе. Ну и решило коллективное сознание, что надо от заведомых глупостей отказаться, начать «жить не по лжи», и будет нам счастье. Отказались – и тут все как рухнуло, а наверх какие-то проходимцы всплыли. Оказывается, великая держава, хорошие ранние пенсии и бесплатное санкурлечение держались на бороде Кырлы-Мырлы. Как перестали ей поклоняться, так и тю-тю…

Уж кому-кому, но а евреям эта мудрость должна быть хорошо видна, так как свою самость в диаспоре они сохранили именно благодаря сохранению особой культуры. И не был ли фаршмак именно тем волшебным гвоздем счастья, на котором все держалось?


Tags: Путешествия
Subscribe
Buy for 60 tokens
Buy promo for minimal price.
  • Post a new comment

    Error

    default userpic

    Your IP address will be recorded 

    When you submit the form an invisible reCAPTCHA check will be performed.
    You must follow the Privacy Policy and Google Terms of use.
  • 20 comments