?

Log in

No account? Create an account

Previous Entry | Next Entry

Переход по щелчкуВ верхнее тематическое оглавление
 Переход по щелчку Тематическое оглавление (Прогулки не по Москве)
 Переход по щелчку предыдущее по теме…………………………………  Переход по щелчку следующее по теме
 Переход по щелчку предыдущее по другим темам……………  Переход по щелчку следующее по другим темам


Кому в Израиле жить хорошо.
Часть 8. В поисках утерянного фаршмака
Может ли еврей прожить без бутербродов с черной икрой?
О победе "Владимирского централа" над "Хаве Нагилой" в одном отдельно взятом Израиле.
Розочка! Брось брось пулемет, садись за фортепьяно!
Еврей в Израиле меньше, чем еврей
Израиль: 60 лет, и ни одного Матусовского


Ранее мы довольно много писали о том, что мы в современном Израиле нашли. Теперь о том, чего мы найти не смогли – о евреях, точнее, о еврейской культуре.

Не вдаваясь в тонкости национальной идентификации, можно сказать, что для нас евреи ассоциировались с культурой идиш, в том числе и с ее материальными проявлениями: песенками «Хаве Нагила», еврейской кухней, дочками, играющими на фортепьянах, и хорошими еврейскими мальчиками, играющими на скрипке. Поэтому среди целей, которые были заранее поставлены перед этой поездкой, было и отведать национальную еврейскую кухню, все эти фаршмаки, цимесы и рыбы фиш, которые известны нам только понаслышке, из литературы. Увы, но наши знакомые евреи готовили украинский борщ, ели свинину и черную икру (хотя кошрут разрешает только красную), а о фаршированной щуке много рассказывали, но сами никогда не делали. Как в насмешку, то оттуда, то отсюда я слышала об этой щуке: кто-то где-то ее кому-то давал попробовать, но я ее ни разу не видела. Кстати, в Москве были рестораны всех союзных республик и стран СЭВ, но еврейской не было, возможно потому, что очередь до автономий в кулинарном плане не дошла (татарской тоже, например, не было). Когда настала демократия и в Москве открыли решительно все кухни, еврейская опять оказалась в виртуальном виде. То есть большие справочники называли три ресторана, где еврейская кухня есть, но один из них был клубом, где средний счет начинался от 100 евро (я туда постеснялась сунуться), один всегда закрыт, хотя , вроде, работает, а третьего просто нет по указанному адресу. Наконец, я взяла кулинарную книгу и решила готовить сама. За рыбу я не взялась, но приготовила пару запеканок: из куриной печени («Тысяча островов») и из кабачков. Я поняла суть этой кухни: все надо измельчать и очень долго упаривать. Некоторые блюда довольно жирные, в них мало витаминов. Остроты и любимой русскими кислоты в еде нет, она довольно пресная. Приготовление блюд в основном трудоемко, некоторые требуют даже суток (такие блюда есть и в русской кухне, например холодец варится часов 8, а потом еще разбирается и т.д.). В общем при большой трудоемкости - средне-пресный вкус и мало видимой пользы для здоровья. И все же мне хотелось съесть блюда, приготовленные профессионалами, понять, что ели в детстве Фрейд и Эйнштейн, Чаплин и Гершвин, Троцкий, Каменев и Зиновьев, Дунаевский, Калмановский, Матусовский, мой первый директор школы, зав. моей детской поликлиники, зав. ближайшего магазина и еще бесчисленное количество великих, знаменитых, талантливых и самых разных людей. Ведь люди во многом то, что они едят.
Короче, измучалась вся, и все представляла: как приеду в Израиль, так сразу пойду в ресторан и закажу рыбу-фиш. Поэтому я взяла путевку, включающую одни завтраки, опасаясь, что в гостинице мне подсунут какую-нибудь пиццу или кашу.

Ага, как же. Во всех ресторанах и забегаловках, в которых мы были –стандартная европейская жратва. Из местной экзотики только хумус – тертый вареный горох на оливковом масле, да и то это – не еврейское, а арабское блюдо. По сравнению с теми вариантами, которые мы там пробовали, хумус в Москве в ливанских сетевых ресторанах был вкуснее. Нет, может, в кошерных ресторанах это все и было, но:
а) меню там было только на иврите
б) сидело там очень мало народу да и то только хасиды
в) они были какие-то аномально противные.

В общем, заходить туда мы побоялись.

То же и с другими проявлениями. Например, за все то время, пока мы там были, преобладающей музыкой на улицах, по радио и телевизору был стандартный англоязычный рок. В меньшей степени присутствовал французский шансон. Следующими по популярности были восточные мелодии, а оставшуюся культурную нишу заполнял русскоязычный блатняк.

То же и о стиле поведения. Где эти еврейские мамочки? Где «Сева, иди сюда!»? Неужели только в Караганде и остались? Я обратила внимание на роль отцов при воспитании детей в Израиле. Мама отдыхает, за детьми присматривает отец. Он позволяет им больше свободы, чем женщина и вмешивается только тогда, когда видит в этом явную необходимость. Это хорошо? Наверное. Но в России детей воспитывала заполошная еврейская мамочка, которая не давала чаду вздохнуть, кутала, тискала, опекала, поучала, защищала. А между прочим, неплохие люди вырастали.

Единственное, в качестве чего эти евреи культуры идиш нам удалось застать – так это в виде статуй:

Photo 24 Photo 24


Как оказалось, эти веселенькие фикуры - статуи над могилой культуры идиш, ибо и черненькие сефарды, и подчеркнуто европеизированные ашкенази, и опереточные хасиды – это все совсем другая бытовая культура.

И я не думаю, что отказ от бытового распорядка – вещь маловажная. Как известно, «посей привычку – пожнешь характер».

Само понятие «кошерности» - очень важное в традиционной еврейской культуре. Оно касается не только пищи, но и многих поведенческих актов, например, во время обязательных омовений женщины после соития, которые в традиционной культуре должны происходить в том месте, где все моют посуду, другая женщина определяет, было ли оно кошерным или нет. Недавно выяснилось, что есть также кошерные и некошерные эмбрионы, отчего в израильской прессе развернулась дискуссия о желательности или допустимости использования для искусственного осеменения эмбрионов, полученных от евреев.

В культуре идиш не только выбор продуктов, но и сам способ их приготовления с многочасовым вымачиванием, выпариванием и кипячением соответствовал мироощущению отделения человека культуры идиш от той страны, где он живет. Это соответствует самоощущению оторванности еврея от страны пребывания и принадлежности к диаспоре. С другой стороны, следование очень хлопотным процедурам, требующим длительного и тщательного выполнения, формировал и особый характер.

Соответственно и требования к людям культуры идиш тоже были специфические. От мальчика требовали, чтобы он не просто учился, а был лучшим учеником в школе. Если ему это не удавалось, то на его усилиях не ставили крест. Наоборот, ему объясняли, что двойку ему поставили не из-за наличия арифметических ошибок, а из-за нелюбви к евреям, и что он все равно самый умный, но ему нужно приложить еще больше усилий, чтобы посрамить всех завистников.

Я не буду обсуждать вопрос о том, действительно ли евреи более или менее умные, действительно ли их не любят (и не связано ли это с их выдающимися способностями), а также способствовало такое мироощущение и такой стиль поведения симпатиям со стороны окружающих. Я хочу обратить внимание на другое: по отношению к самому человеку культуры идиш это – достаточно эффективный способ повышения самооценки и выстраивания успешной карьеры. Именно в идишской культуры выросли все те личности, которыми евреи гордятся: Эйнштейн, Чаплин, Бронштейн (который Троцкий), Бронштейн (который шахматист),… Во многих отраслях их вклад не просто имеется или заметен – он был определяющий. Именно евреи культуры идиш сделали основу современной массовой культуры. В том числе вся «советская» культура. Там, где речь идет о высочайших образцах культуры, национальность и особенности воспитания уже не важны, определяющим является неимоверный личный талант, и там нацсостав весьма пестрый. Но вот советский масскульт… Все эти пропагандистские стишки о славной компартии и хороших пионЭрах. Весь этот ряд Райкин-Менакер-Хазанов-Жванецкий-Карцев-Петросян… Даже в советской песне и то все время точат ушки местечковой еврейской песни. А все эти развеселые, но идеологически выдержанные советские оперетки с песенками, исполняемыми в быстром темпе неестественно высоким голосом!

Есть у меня некие ощущения, что строй народной песни связан с особенностями народа, прошу прощения за тавтологию. Вот, когда я дома запускаю на компьютере караоке начинаю петь какую-нибудь «Барыню» или «Окрасился месяц багрянцем», мне комфортно. И темп под дыхание подходит, и темперамент соответствующих (спокойный, но со скрытым чувством), и высота голоса комфортная. А вот когда начинаешь петь что-то из совпопсы, то не то… Не тот строй.

Вот попробуйте прямо сейчас спеть «Светят кострами синие ночи, мы пионЭры, дети рабочих…». Спели? Чувствуете, что все время на «семь сорок» сбиваетесь? То-то.

И вот от этой культуры идиш, которая действительно в общемировую культуру внесла свою специфическую лепту, эти евреи Израиля отказались. Причем, как удалось выяснить из чтения литературы, отказались совершенно целенаправленно. Было решено, что культура идиш и сам язык идиш напоминают о тех гонениях и истреблении, которыми они подверглись во времена второй мировой войны со стороны немцев и их союзников, к которым в этом процессе с большим энтузиазмом примкнули поляки, прибалты и ряд других, очень дружественных современному Израилю, народов.

Ну, отказались, перешли на придуманный иврит. В конце концов, имеют право. Ну, и к чему это привело? Где новые Эйнштейны, Троцкие и Чаплины, выросшие в новом Израиле в среде культуры иврит. Ведь уже 60 лет прошло. Нам говорят: «Это мало. Мы молодое государство». А я знаю государство, которое сегодня одни вспоминают со слезой, а другие клянут. 60 лет ему было в 1977 году. Уже все состоялось, уже была создана своя великая советская культура, очень большую роль в создании которой сыграли как раз выросшие в культуре идиш советские евреи.

Еще один интересный культурологический момент. И в СССР, и в других странах культура идиш была второй, в какой-то степени «подпольной» и запасной культурой. Культура иврит же не стала основной по отношению к сохранявшейся параллельно культуре идиш – она ее выжгла. А так как сама культура иврит значительно менее интересная и специфическая, чем культура идиш, то и ее носители совершенно потеряли имевшуюся у них ранее культурную особенность. Теперь еврей из Израиля – то ли арабизированный европеец, то ли европеизированный араб.

Был такой добрый детский фильм, в котором Быков замечательно сыграл роль шишка. Как в каждом великом произведении, в нем присутствует пророчество, и мудрая мысль, которую современники обычно просто не могут понять.

Этот шишок (правда, с помощью коллег по ведьмовскому цеху из других стран) сделал то, что никому не удавалось сделать – построил машину счастья. И ведь, как он хвастался перед ее запуском, построено «без единого гвоздя. Хотя нет – один был. Его в начале африканский шишок на счастье забил». И когда перед запуском этот гвоздь «на счастье» выдернули, чтобы уж совсем машина без единого гвоздя получилась, машина счастья вдруг развалилась.
Вот и в позднесоветские времена – была никому не нужные партсобрания, была прогнившая идеология, в заклинания которой о «трех источниках и частях единственно верного и потому всесильного учения» не верил никто, даже идеологи на окладе. Ну и решило коллективное сознание, что надо от заведомых глупостей отказаться, начать «жить не по лжи», и будет нам счастье. Отказались – и тут все как рухнуло, а наверх какие-то проходимцы всплыли. Оказывается, великая держава, хорошие ранние пенсии и бесплатное санкурлечение держались на бороде Кырлы-Мырлы. Как перестали ей поклоняться, так и тю-тю…

Уж кому-кому, но а евреям эта мудрость должна быть хорошо видна, так как свою самость в диаспоре они сохранили именно благодаря сохранению особой культуры. И не был ли фаршмак именно тем волшебным гвоздем счастья, на котором все держалось?


Buy for 60 tokens
Buy promo for minimal price.

Comments

( 20 комментариев — Порадовать комментарием )
m_alexander
18 фев, 2008 06:19 (UTC)
Доброго времени суток!
Спасибо (снова) за впечатления, - Вы очень четко (без лести) и интересно "идиш-паттерн" или даже мироощущение передали.
С уважением. Добавлю-ка сие в памятки, если позволите. :)
uborshizzza
18 фев, 2008 06:34 (UTC)
Re: Доброго времени суток!
Спасибо. Вы вновь заметили, что в своих путевых заметках мы пытаемся изложить и впечатления об особой ментальности этого забавного места.
m_alexander
21 фев, 2008 05:27 (UTC)
Re: Доброго времени суток!
Неожиданное эхо... :) Все продолжаю осмысливать.
http://snorapp.livejournal.com/760930.html
uborshizzza
21 фев, 2008 11:50 (UTC)
Re: Доброго времени суток!
Пошел по ссылке - пришел в восторг.

Спасибо.
b_graf
18 фев, 2008 09:25 (UTC)
а ивритические перепевки
попадаются ? Так, чтобы невзначай можно было услышать, не специально ? Как-то впечатлился ивритической перепевкой песен Высоцкого - так же оставляют впечатление... Есть вроде где-то на sovmusic.ru (но я на диске видел).
uborshizzza
18 фев, 2008 09:55 (UTC)
Re: а ивритические перепевки
Теоретически может быть, что среди тех песен на неизвестном нам языке, которые мы слышали, например, в супермаркете (высокий мужской голос с подвываниями + восточная переливчатая мелодика) были и перепевки Высоцкого. Что-то вроде:

о-о-ооо-ой выыы коониии при-ееее-ве-ееее-ре-еее-дли-дли-дливыыыыы-еееееее-ааааа-оооо-аааа…

Но хотелось бы надеяться, что этого не было.
panikowsky
18 фев, 2008 22:41 (UTC)
Эйнштейн рос в абсолютно ассимилированной семье.
Чаплин - вовсе не еврей.


А вообще - чушь полная. Извините за внимание.
uborshizzza
19 фев, 2008 06:22 (UTC)
Я и не пишу, что они ходили в синагогу, но их родители или деды и бабки, наверное, ходили. А личность во многом определяеися тем бытом, где прошло детство, той едой, теми шутками-прибаутками, песенками и сказками, и семейными преданиями, отношением к своим, к чужим.
Чаплин - не еврей? Зачем же его включили во всякие еврейские энциклопедии? Ну, могу его убрать из перечисления, мне все равно.
ziska
19 фев, 2008 06:43 (UTC)
+1
А обзац про обязательные омовения после соития в посудомойке - это вообще подарок судьбы :)
Про кошерных и некошерных эмбрионов и их "использования для искусственного осеменения эмбрионов, полученных от евреев", добавить просто нечего.
Все повествование можно описать фразой: "Слышал звон, да не знаю где он"
ТщательнЕе надо бы (ц) Жванецкий.

uborshizzza
19 фев, 2008 06:47 (UTC)
А где, прошу прощения, у меня написано про омовение в посудомойке?
ziska
19 фев, 2008 07:06 (UTC)
"во время обязательных омовений женщины после соития, которые в традиционной культуре должны происходить в том месте, где все моют посуду"

Вы бы проверяли свою информацию, ну хотя бы минимально...

Вы, к стате, разве в школе не проходили, что эмбрион оплодотворить не возможно? Даже если он очень кошерный :)
uborshizzza
19 фев, 2008 07:24 (UTC)
Во-во! А откуда Вы взяли, что посуду моют только в посудомойке?

А про эмбрион - это да, мой ляп. Не выверил, когда писал. Не эмбрион, а сперматозоид.
ziska
19 фев, 2008 07:34 (UTC)
Это называется сарказм.

А откуда Вы взяли, что женщины омываются после соития, и откуда Вы взяли, что они это делают в том месте, где все моют посуду, и откуда Вы вообще почерпнули столько нового и интересного про традиционную культуру?

Что касается замены эмбриона на сперматозоид, то в том параграфе это вряд ли может что-либо улучшить...
uborshizzza
19 фев, 2008 07:46 (UTC)
Сарказм сарказмом, но, когда речь идет об использовании женщинами сложной техники, лучше расставить все точки над "и".

А вообще-то Вы меня провоцируете на новый пост про ТРАДИЦИОННУЮ еврейскую бытовую культуру. С указанием литературных источников.
akrav
19 фев, 2008 00:07 (UTC)
Когда об Израиле пишут чепуху с ненавистью, мне зачастую весело. Когда пишут с симпатией, но невпопад -- мне огорчительно. Здесь явный второй случай.

Недостатки заметки -- не в "развесистой клюкве": клюквы-то как раз почти нет, -- ну разве что кроме нескольких мелочей, вроде еврея Чаплина, некашерных эмбрионов и омовения после соития "в тех местах, где моют посуду:-)" (в действительности Чаплин -- христианин, кашерность эмбрионов -- это чей-то розыгрыш или неправильный перевод, омовение совершается ПЕРЕД, а не ПОСЛЕ, а посуду моют уж никак не там, где совершают омовение люди). Да, так вот, заметка нехороша тем, что автору не удалось поймать нужную волну (а это совсем не обязательно зависит от меры симпатии или антипатии), поэтому не только Израиль получился непохож, но даже диаспорные евреи вышли какие-то не совсем правдоподобные. Вспоминаются какие-то давно виденные, полузабытые западные фильмы о России: вроде бы обязательный антураж на месте: и снег, и ели, и водка, и samovar, и Красная площадь, и кровожадное начальство, и бесстрашные юноши с горящими глазами, и белокожие красавицы -- а всё вместе непохоже: что за страну изобразили авторы? а чёрт их знает:-)



uborshizzza
19 фев, 2008 07:20 (UTC)
Спасибо за исправление фактических ошибок. Действительно, омовение в микве осуществляется не после соития, а после окончания менструации. А по поводу совмещения ее с местом для мытья посуды, что так радостно возбудило многих дам: сейчас по законам в микве осуществляется ритуальное омовение посуды не-евреев. Кроме того, в более давние времена технической возможности отделить микву от других источников не было. Что поделаешь – жаркий климат, дефицит воды… Один арык на все про все.

Еврей ли был Чаплин? В общих энциклопедиях аккуратно указывается, что происходит он из английской семьи, но во всяких списках типа «100 великих евреев» постоянно указывается как еврей. Если кто выступает с заявлением, что это евреи приписками занимаются, то на него тут же накидываются с обвинениями в антисемитизме.

Про кошерные эмбрионы. Увы, не выдумал. Была даже ссылка где-то в обсуждении одного из постов на публикацию русскоязычной израильской газеты. Проблема такая: при выборе сперматозоидов для искусственного оплодотворения многие израильские пары указывают, что эмбрион должен быть от еврея. Министерство здравоохранения Израиля же, наоборот, указывает, что, так как у современных евреев есть некоторые заболевания, сцепленные с распространенными у них рецессивными генами, то для оплодотворения нужно, наоборот, использовать сперматозоиды от не-евреев.

Если действительно интересуетесь этой проблемой, то обратитесь к тем русским, которые более пристально интересуются проблемой русско-еврейских отношений, например, к Александру Палкину, за этой ссылочкой. Меня эта тема интересует значительно меньше, чем многие другие, из-за чего, в частности, и возможно большое количество фактических ошибок. Еще раз извиняюсь.

Но вот что Вы отметили совершенно точно, так это то, что евреи в Израиле все больше отходят от своего кинематографического облика. А что в этом хорошего?

Те же голливудские штампы. Они же, в основном, не содержат явной лжи. Они содержат реально существующие черты, только гипертрофированные до окарикатуривания. И то, что реальный облик народа все больше отходит от его голливудского штампа, говорит о том, что эта часть особенности теряется.

Например, упомянутый Вами голливудский штамп о заснеженной Москве работает все меньше. Последние годы Москва по ползимы стоит без снега. Глобальное потепление.

Следующий вопрос - как относиться к потере культурной самобытности. Лично мне такой культурно однородный мир кажется слишком скучным. Тот же Голливуд своей делает стандартной кинопродукции больше, чем можно пересмотреть. От того, что кто-то еще начнет строгать такие же боевики и оптимистичные «сентиментальные кинокомедии», зрителю лучше не станет.
empedofokl
21 фев, 2008 19:26 (UTC)
Когда-то я читал «Историю еврейского народа», написанную Дубновым где-то в начале 20-го века. Он считал, что скрепляющим элементом для евреев была религия (а вовсе не форшмак!), отказаться от которой означало лишить себя вечного блаженства, ибо только богоизбранный народ мог попасть в рай. Поэтому евреи не ассимилировались, а проживали компактно в чуждом окружении, благодаря чему сохранили свои особые вкусы и обычаи.

Мне очень понравилось оформление Вашего сайта.
uborshizzza
21 фев, 2008 20:03 (UTC)
Спасибо, мы стараемся. Бог с ними, с евреями. Факт тот, что теперь - это уже не те евреи, которых мы знали, а, может быть, мы их и не знали толком, а чего-то сами себе придумали. Уехали - так уехали. Хорошоим там, плохо - сами пусть разбираются. Когда уйдет мое поколение, то в Израиле никто не будет говорить по- русски, а в России почти забудут о том, что здесь 200 лет подряд жили евреи. 200 лет для истории - пустяки.
(Анонимно)
16 дек, 2010 23:46 (UTC)
бред
docabarb
13 мар, 2011 18:11 (UTC)
Могу посоветовать - обратитесь в магазин,учитываются требования: кошер.
( 20 комментариев — Порадовать комментарием )

Latest Month

Август 2019
Вс Пн Вт Ср Чт Пт Сб
    123
45678910
11121314151617
18192021222324
25262728293031

Метки

Разработано LiveJournal.com
Designed by Tiffany Chow