uborshizzza (uborshizzza) wrote,
uborshizzza
uborshizzza

Category:

Айн Рэнд. «Атлант расправил плечи». Ч1

Переход по щелчкуВ верхнее тематическое оглавление
 Переход по щелчку Тематическое оглавление (Рецензии и критика: литература)
 Переход по щелчку предыдущее по теме…………………………………  Переход по щелчку следующее по теме
 Переход по щелчку предыдущее по другим темам……………  Переход по щелчку следующее по другим темам



«Атлант расправил плечи» Айн Рэнд - это что-то вроде библии для либералов. По жанру – это антиутопия. Но роман вполне можно отнести к эпосу – героические характеры, героическая борьба, полное отсутствие юмора или иронии.

Действие происходит в США, но вне исторического контекста. Это весьма условные США. Скорее, США здесь использованы как образец-модель. Рэнд не упоминает гражданскую войну, рабство, индейцев, первых переселенцев и пр. Нет никаких упоминаний о Первой и Второй мировой войне, хотя роман вышел в 1952, о СССР, хотя автор (Алиса Розенбаум) эмигрировала из России в 1925 году в возрасте 21-22 лет, и в СССР остались ее родители и сестра. Окружающий мир представлен Мексикой и Германией, которые называются странами народных демократий. В других странах тоже вроде бы народные демократии. Все они терпят ужасную нужду. Мир в кризисе. На плаву пока одни США. Рэнд не останавливается и на том, кто у власти в США. Скорее всего, это кто-то вроде демократической партии США.
Все эти мелкие подробности отброшены ради главной идеи.

Идея очень проста – мир зашел в тупик, потому что руководствовался неправильной моралью. Это мораль досталась человечеству от первобытных времен – это племенная мораль. Согласно ей интересы большинства имеют приоритет перед интересами личности. Согласно ей сильный обязан помогать слабому. Эта мораль предполагает веру в мистицизм (видимо, она имеет ввиду религию), в то, что мир непознаваем с помощью одного разума, что надо учитывать и чувства. Эта мораль оперирует понятием общественного блага. Эта мораль на первое место ставит потребности людей и требует их удовлетворения. В семье это приводит к тому, что кто-то из членов семьи содержит других (родителей, братьев, сестер, супругов), или разговаривает с ними, хвалит, интересуется их делами, хотя ему это неинтересно. В экономике эта мораль приводит к вмешательству государства в дела бизнеса, что губительно для последнего. В результате начинается деградация. Богатые становятся беднее, но бедные становятся нищими, а богатеют одни коррумпированные чиновники.

Благодаря такой морали так называемые слабые выступают каннибалами по отношению к сильным, сильные становятся рабами слабых. В результате сильные не могут сделать то, на что они способны, и прогресс идет очень медленно.

Поэтому общество надо вначале разрушить, а затем построить заново. Новое общество будет построено исключительно на разумных началах. В новом обществе во главе угла должны стоять интересы индивида и его частная собственность. Никто не должен силой отнимать чужую собственность. Для этого государство содержит суд, полицию и армию. Подоходного налога и налога на прибавленную стоимость не собирают, с монополизмом не борются. Медицина и образование только частные. Нет государственного финансирования науки. Изобретатель что-то изобретает и несет бизнесмену. Тот решает: брать или не брать. Он рискует, что возьмет ненужное, но и рискует, что не возьмет нужное, а это купит другой бизнесмен и его разорит. Выигрывает самый прозорливый. Нет профсоюзов: никто не вправе требовать прибавки к зарплате. Нет понятия прибавочной стоимости и прав трудящихся на нее. Вся стоимость создана бизнесменом, который купил изобретение и внедрил его. Без бизнесмена и изобретателя рабочие бы работали руками, как в первобытные времена. Вот настоящая цена их труда. Нет понятий «справедливая зарплата», «социально значимый товар» - справедлива та цена, которую платит бизнесмен, а выпускает он то, что и такого качества, как ему выгодно.

Только однажды в истории было такое общество – это было США в 19 и начале 20 века. Но потом политики все испортили популизмом и погубили могучую страну.

Все хорошие люди только так и хотят жить. Но им мешают плохие люди, которые хотят жить за счет других. Они пользуются плодами из труда. Получается так, что чем больше хорошие люди – атланты на плечах которых стоит мир – работают, тем хуже им становится. А мир балансирует на грани катастрофы за счет их труда.

Все, что надо делать хорошим людям – это объединиться и перестать своим ударным трудом поддерживать существующий порядок. Они должны устроить забастовку. Тогда мир рухнет, а после этого они отстроят его заново на своих условиях. В новом обществе будут и новые отношения между людьми. В личной жизни новые люди руководствуются формулой: «Клянусь, что я не буду жить ради кого-то и никогда не потребую, чтобы кто-то жил ради меня».

Эти тезисы проиллюстрированы на конкретных примерах 1000-страничного романа.

Предыстория такова. Трое друзей – изобретатель, философ и магнат учились в университете. Все они красавцы, все они таланты. Джон Галт – гениальный инженер-изобретатель и явный лидер, Франциско Д`Анкония – наследник баснословного состоянии, главный доход его семье приносят медные шахты, Рагнар Даннешильд – философ.

Их обучал физике доктор Стадлер, чьим прототипом послужил Альберт Эйнштен, а философии – доктор Экстон. Экстон учил их, что мир познаваем исключительно с помощью разума и логики и пр. Кроме учебы в университете они все работали, т.к. по одному высшему образованию у них уже было. Джон Галт работал на заводе «Двадцатый век. Моторы», где была хорошая исследовательская лаборатория. Ему удалось разработать принципиально новый двигатель, который преобразовывал статическое электричество, и фактически являлся чем-то вроде вечного двигателя. С помощью этого двигателя могли бы быть все проблемы человечества с энергией. Но у завода сменился владелец. Прежний хозяин умер, а руководить стали его дети. Брат с сестрой не заинтересовались возможностями нового двигателя, потому что их мечтой было поставить социальный эксперимент в социалистическом духе. Они собрали общее собрание всех работников и объявили, что теперь все будут получать одинаковую небольшую зарплату, а на существенные траты будут выделять деньги 2 раза в год путем голосования на общем собрании. Тут Джон Галт встал и сказал, что он увольняется, и что он «остановит этот двигатель», имея в виду нынешнее общество. Тогда этому никто не придал значения.

Первыми последователями Галта стали его друзья. Франциско Д`Анкония вместо того, чтобы преумножать капитал, стал его разбазаривать. Для этого он притворился праздным гулякой и мотом. Но он не просто разорялся сам, а старался разорить как можно больше народу, т.к. многие были с ним связаны всякими деловыми отношениями. Рагнар Даннешильд стал пиратом. Он лично ненавидел Робин Гуда и считал, что пока люди чтят этого разбойника, который отбирал деньги у богатых и отдавал их бедным, хорошей жизни не будет. Даннешильд занялся тем, что грабил суда, которые, например, везли гуманитарную помощь в другие страны. Галт и его друзья считали, что нельзя помогать другим странам: если они голодают, то из-за того, что неправильно живут. Помощь им разоряет США, а голодающим не помогает. Также он грабил казначейства и пр. Все украденное он переводил в золото, а это золото раздавал бизнесменам в точном соответствии с уплаченным ими подоходным налогом и другими налогами. Для учета у него был целый штат шпионов. Налоги – это воровство у богатых. Так он восстанавливал справедливость. Друзья также вербовали сторонников. Они находили бизнесменов, ученых, творческих работников, просто хороших работников, которые пришли в отчаяние от действий правительства, и объясняли им, что надо бросить свое дело, заняться самой простой работой, чтобы только-только зарабатывать себе на жизнь, и ждать, пока власть падет сама собой.

А на заводе, который покинул Галт, развивались ужасные события. Никто не хотел работать в полную силу, чтобы не остаться в дураках – ведь получали-то все одинаково. Никто не хотел работать за слабых, за больных, за ленивых. Прибыль завода падала. Денег становилось все меньше. На собраниях все ругались. Каждый хотел деньги себе и не был согласен, что чужая нужда больше, чем его. Например, один рабочий собирал редкие пластинки. В них была вся его жизнь. А ему не выделили денег на их покупку, а отдали родителям, чьей 8-летней дочери-уродине (так пишет автор) понадобились деньги на выправление кривых зубов. Тогда этот рабочий подстерег девочку и выбил ей все зубы. Все решили, что он был прав.
продолжение следует http://uborshizzza.livejournal.com/1405773.html
http://uborshizzza.livejournal.com/1408239.html




автоном : http://uborshizzza.1mgmu.com/?p=1313
Tags: Рецензии и критика: литература
Subscribe
Buy for 60 tokens
Buy promo for minimal price.
  • Post a new comment

    Error

    default userpic

    Your IP address will be recorded 

    When you submit the form an invisible reCAPTCHA check will be performed.
    You must follow the Privacy Policy and Google Terms of use.
  • 65 comments