uborshizzza (uborshizzza) wrote,
uborshizzza
uborshizzza

Ночь музеев 2011. Ч. 2

Переход по щелчкуВ верхнее тематическое оглавление
 Переход по щелчку Тематическое оглавление (Рецензии и критика: ИЗО (живопись, скульптура и пр))


Далее мы отправились в Политехнический музей. Я хотела попасть на выставку-ярмарку «Винт& Шпунт». Увидели очередь, встали. Стояли 45 минут под мелким дождиком. Не вымокли, но все равно неприятно. И только около входа выяснилось, что «Винт& Шпунт» в другом подъезде, и туда нет очереди! А здесь очередь на основную экспозицию и выставку «Поколение Z». Мало того, основную экспозицию уже закрыли! Ну, что же делать? Раз уж стояли, пришлось идти.

Но, я не жалею. Выставка интересная, были экскурсии.
Итак, поколение Z – это люди, которые работали в науке и культуре в 20-е годы. «Z» был их любимым символом, потому что напоминает молнию. Такая же молния украшала, например, родченковскую обложку «Итого» С.Третьякова или его знаменитую картину «Линия» 1920 года.
20-е годы – мои самые любимые в 20-м веке (ну, и еще 60-е). Это было время молодости века, очень плодотворное время, время, фонтанирующее идеями, время экспериментов, когда было заложено, что определило потом 20 век и что, может быть, еще пригодится в 21 веке. Посмотрите хотя бы на моду: что тогда придумали, то и сегодня носим.

Так вот, выставка посвящена некоторым из этих направлений.

У входа на выставку



Это - макет гоночной машины "Marussua" (Маруся - это типа шутка такая), сделанный из картона.

Начинается выставка с Алексея Гастева (1882-1939). Он известен как теоретик научной организации труда и руководитель Центрального института труда. Кроме был еще поэтом и одним из идеологов Пролеткульта. Жил в Москве в знаменитом «Доме писательского кооператива» (Камергерский переулок, 2). Сын рабочего, участник революции 1905 года, ссыльный, бежал из ссылки за границу, учился в Париже, вернулся, опять сослали, опять бежал, В 1926 г. награжден орденом Красного Знамени «за исключительную энергию и преданность делу», в 1939 расстрелян.
Основным направлением деятельности ЦИТа были проблемы рационализации приемов и методов труда, подготовки рабочих кадров. ЦИТ разработал на основе доктрины «трудовых установок» Гастева оригинальную технологию профессионального обучения — «систему (метод) ЦИТа», ориентированную на стандартизованную, ускоренную, программированную и массовую подготовку квалифицированных рабочих. Этот метод был основан на обучении рабочих определённым, наиболее рациональным трудовым приёмам изготовления продукции на основе расчленения операций на приёмы и движения, изучения их и отбора наиболее рациональных. Система ЦИТа использовалась при подготовке инструкторов производственного обучения, промышленных администраторов, военных кадров и других, а также при создании программ для школ ФЗУ и профшкол.
В 1924 г. при Центральном институте труда было организовано акционерное общество «Установка», занимавшееся внедрением новшеств на предприятиях. Услуги Установки быстро приобрели популярность у большого числа руководителей, хотя за них нужно было платить. У института появились деньги, через полгода он отказался от государственного финансирования. У института было 200 отделений в разных городах и 1700 баз на разных предприятиях. В ЦИТ работал Н. Бернште́йн (1896-1966) — советский психофизиолог и физиолог, создатель нового направления исследований — физиологии активности. С именем Н. Бернштейна связан современный этап развития биомеханики, его «физиология движений» составляет теоретическую основу этой науки.

Портрет Гастева.







Для изучения траектории движения к испытуемому прикрепляли лампочки и снимали с 2-х камер.







Биомеханику Мейерхольд использовал в театре.



Другим интересным представителем того времени и соратником Гастева является художник Соломон Никритин (1998-1965). Он сознательно оставил традиционную живопись ради нового искусства. Он считал, что архитектура, скульптура, музыка, поэзии бессмысленны, потому что не могут отразить современность. В 1922 Никритин создал проект «Проекционный театр». Этот проект потом осуществлялся на базе ЦИТ. Осваивая методики ЦИТ, отрабатывая графические, биомеханические партитуры движений, звуков и волнений, в ходе ежедневных тренировок и психо-тренинга, актеры выступали в качестве живых моделей будущей «социально-инженерной Машины-человека». В спектаклях они использовали движущиеся декорации-платформы, спортивные снаряды, шумовую аппаратуру, проекционные изображения. К сожалению, на выставке трудно отобразить такие вещи.





А вот забавная вещь: патент на андроида для полетов на Марс. Автор Ари Штернфельд (1905-1980). Андроид на поверхности планеты должен был повторять движения человека-оператора, сидящего в другом месте.









Продолжение http://uborshizzza.livejournal.com/1419797.html


Tags: Ночь музеев
Subscribe
Buy for 60 tokens
Buy promo for minimal price.
  • Post a new comment

    Error

    default userpic

    Your IP address will be recorded 

    When you submit the form an invisible reCAPTCHA check will be performed.
    You must follow the Privacy Policy and Google Terms of use.
  • 2 comments