uborshizzza (uborshizzza) wrote,
uborshizzza
uborshizzza

Category:

Что делать врачам и что делать с врачами?

Переход по щелчкуВ верхнее тематическое оглавление
 Переход по щелчку Тематическое оглавление (Медицинские байки)


У уважаемого http://onoff49.livejournal.com/194189.html горестный пост о горестной жизни врачей. Ну и обсуждение аналогичное. Зарплата маленькая, работы много, с местами (особенно для высококвалифицированной и узкоспециализированной работы) тяжело. Многие молодые врачи (в том числе и известные мне по Интернет-общению) справедливо добавляют, что с последипломным обучением беда – часто платное, а учат не очень. Иногда и практически никак. Кончается старттопик стереотипно – что надо валить, например, в Штаты, и что аффтар собирался, но вот подзастрял и время потерял.

Аналогично с другого конца Атлантики http://tandem-bike.livejournal.com/398893.html - в США в медицине тоже тяжело. Медшкола – около 400 килобаксов, потом резидентура, ординатура и прочее, где в больнице надо практически жить, платят только чтобы с голоду не подохнуть, ну а как выучишься – так работы по-прежнему до хрена, а деньги в основном уходят на погашение кредита по учебе. И лишь годам уже за 40… а там надо детей в медшколу отправлять…

Что можно по этому поводу сказать?

Самое очевидное по поводу «надо валить» - это что надо немедленно кончать с имеющейся формой бесплатного медицинского образования. Нефиг за наш счет бесплатно учить тех, кто потом с воплем «я валю, а дураки пусть остаются» отправятся в американскую резидентуру. Бесплатное образование в существующей форме – рудимент тех времен, когда граница была закрыта и выучившийся за государственный счет на государство и общество начинал работать, отдавая долги трудом.

При этом я еще более категорически против того, чтобы со студента брали деньги. Нет – надо определить цену медицинского образования в России (например, 200 тысяч долларов) и брать студентов с выплатой им стипендий и качественным обучением под залог имеющегося у них имущества – квартиры, дачи, земельного участка. А далее, по окончании, за каждый год работы в государственном здравоохранении по профилю аннулировать 10 тысяч зеленых. А если хочешь валить или переходить медпрепом – воля твоя, а квартирка будет продана в счет возмещения затрат.

Также должен заметить, что уже в силу бесплатности или невысокой стоимости медицинского образования наш врач никогда не будет таким высокооплачиваемым работником, как в США. Там на обучение приходится тратить столько времени и сил, что действующий врач по вложениям – что-то вроде небольшой фабрики. Вот он потом бабки и отбивает.

И еще должен заметить, что нормального медицинского образования в России и других братских странах не может быть потому, что мы не можем определиться, кого мы готовим. Нет, что врача – это понятно, а вот что это такое?

Место врача в обществе в разных странах и в разные времена было весьма различно. Например, хотя в современной врачебной среде бытуют воззрения, что в стародавние времена врач был ого-го, реальное место врача в 18-19 веках было достаточно скромное. Точнее – он был обслугой для богатых и сильных мира сего. Пусть квалифицированной и на особом счету, но обслугой. Когда его вызывали к барину, то он, приехав, скромно ждал в прихожей, когда позовут. Конечно, для мужиков врач был неимоверно крут, но вот только они с врачами как-то не общались. Он был не про них.

Далее, в капиталистической России, модель врача изменилась. Врач стал частным предпринимателем, чем-то вроде кустаря без мотора. Или с мотором, если стоматолог. Слой тех, кто пользовался врачебными услугами, расширился, но услуги врача обходились дорого.

При этом был определенный слой врачей, которые не замыкались в рамках модели врач-предприниматель, а выполняли общественные функции – вякали про гигиену, требовали привести городские больницы в порядок, периодически бесплатно пользовали простой народ… Подвижники… Кстати – судя по отношению современных врачей к людям типа «доктора Лизы» этих горлопанов-пиарщиков основная масса врачей не очень то жаловала.

В советское время место врача резко изменилось. Советская модель врача – человек, на которого возложены особые государственные и общественные функции. Врач по определению стал и организатором, и государственным деятелем. Резко изменилось и образование – в программу массово была введена гигиена и организация здравоохранения. Потом образование врачей разделилось на 2 потока – лечебников и санитарных врачей, но и лечебники в большом объеме изучали профилактические, гигиенические и пр. дисциплины.

Кстати, одним из блестящих успехов медицины тех времен стал санпросвет – широкое распространение медицинских знаний в народе, что помогло победить многие болезни.

Однако с кончиной советского строя государство сняло с себя многие функции, в том числе и функцию охраны здоровья населения. Проблемы системы санэпиднадзора, ее превращение в формальную бюрократическую структуру – отдельная тема, но вот что касается лечебников, то вопрос о том, что им вменяется в обязанности, кроме «оказания медицинских услуг», остался открытым.

Точнее – общество по-прежнему ждет, что врач будет и утешителем, и просветителем, и защитником, и заступником, а врачу в служебные обязанности вменяется оказание медицинских услуг согласно прейскуранта по требованию заказчика. Нет – ради бога, и просвещай, и будь заступником сколько угодно – но только в нерабочее время и не используя служебные помещения, оборудование и материалы.

В обстановке отсутствия внятного общественного и государственного заказа на то, кого и зачем мы при подготовке врачей готовим, медицинская образовательная среда (а также четверг и особенно пятница. Те, кто знает современную образовательную терминологию, шутку заценит) до предела сократила свои функции. Теперь мы не готовим нужных стране и обществу специалистов – мы оказываем образовательные услуги. Кому что надо, то и окажем.

Вот, например, у нас пару лет назад в ординатуру по терапии пошло 3 выпускника, а на кожные болезни – 30. Кого больше нужно – кожников или терапевтов? А пофигу. Самое смешное, что:
- кожники пошли учиться за свой счет;
- возможности для организации процесса по сравнению с теми временами, когда училось 2-3 человека, не изменилось. Чему они смогут научиться? А пофигу – это их проблемы.

Или, например, стоматологи. В советские времена в Москве их готовил 3 мед. Начиная с 2000 года их стал готовить и 1 мед. Прием был 100-120 человек. В прошлом году приняли 280, в этом, насколько понимаю, еще больше. Где они будут работать? А пофигу!

Ну и, опять же, условия и оплата работы такая, что значительная часть выпускников мед. вузов с воплями разбегается, переходя в непрофильные сферы. При этом в некоторых регионах России зарплата медперсонала составляет лишь 9% бюджета здравоохранения.

Что надо было бы делать по уму?
- Определиться с моделью врача, ввести (под соответствующее материально-техническое и правовое обеспечение) общественные и государственные функции в его функциональную модель. Например, если врачу вменяют разъяснять правила профилактики, то сообразно увеличить время приема,
- Ввести залоговую форму обучения, чтобы Россия, Украина и прочее перестали спонсировать США,
- Повысить качество обучения врачей как на додипломном, так и последипломном уровне,
- Повысить зарплату врачей (все равно это – менее 20% от бюджета здравоохранения),
- Определить число готовящихся в государственных медвузах по разным специальностям в соответствии с их потребностью.

Что из этого будет сделано? Думаю, что ничего.

Какой из этого можно сделать позитивный вывод? А такой, что у преподавателей медицинских вузов будет много работы.

Вот, к примеру, мне в ближайшие два года надо будет найти и принять к себе на работу человек 15 преподов, если не больше.

Ура, товарищи! Гип-гип-уррра!!!




автоном: http://uborshizzza.1mgmu.com/?p=1336
Tags: Медицинские байки
Subscribe

  • В чужом глазу

    Вчера в Топе был странноватый пост про то, что вакцина «СпутникV» ужас, какая вредная, и те, кто ее привился, вот-вот отправятся на тот свет.…

  • Комментаторы изволят сомневаться

    Уже много лет я просто офигиваю от людей, которые комментируют посты. Комментаторы в ЖЖ – это еще цветочки, ягодки – в Дзене. Я думаю, что это…

  • Если враг на пороге, или о добрых немецких солдатах

    В ФБ Артемия Троицкогонедавно был такой пост. « Н.И.Ульянов «Враг на пороге» (1965). Вечно актуальная картина для бедной маленькой России.…

Buy for 60 tokens
Buy promo for minimal price.
  • Post a new comment

    Error

    default userpic

    Your IP address will be recorded 

    When you submit the form an invisible reCAPTCHA check will be performed.
    You must follow the Privacy Policy and Google Terms of use.
  • 136 comments
Previous
← Ctrl ← Alt
Next
Ctrl → Alt →
Previous
← Ctrl ← Alt
Next
Ctrl → Alt →

  • В чужом глазу

    Вчера в Топе был странноватый пост про то, что вакцина «СпутникV» ужас, какая вредная, и те, кто ее привился, вот-вот отправятся на тот свет.…

  • Комментаторы изволят сомневаться

    Уже много лет я просто офигиваю от людей, которые комментируют посты. Комментаторы в ЖЖ – это еще цветочки, ягодки – в Дзене. Я думаю, что это…

  • Если враг на пороге, или о добрых немецких солдатах

    В ФБ Артемия Троицкогонедавно был такой пост. « Н.И.Ульянов «Враг на пороге» (1965). Вечно актуальная картина для бедной маленькой России.…