uborshizzza (uborshizzza) wrote,
uborshizzza
uborshizzza

Categories:

Фильм «Меланхолия»

Переход по щелчкуВ верхнее тематическое оглавление
 Переход по щелчку Тематическое оглавление (Рецензии и ругань)


Режиссер Ларс фон Триер, сценарий Ларс фон Триер, оператор Мануэль Альберто Кларо.
В ролях: Кирстен Данст, Шарлотта Генсбур, Кифер Сазерленд, Шарлотта Рэмплинг, Джон Хёрт, Александр Скарсгард, Стеллан Скарсгард, Брэйди Корбет, Удо Кир.

«Меланхолия» - это фильм о конце света в представлении Ларса фон Триера. Ничего похожего на привычные нам американские фильмы-катастрофы: красиво, тихо, под музыку Вагнера и абсолютно безнадежно. Не падают небоскребы, не ломаются, как щепки, мосты, вода не выходит из берегов, затопляя улицы, не мечется отец семейства, спасая своих детей, но и нет хеппи-энда, когда из-под развалин выползают целехонькие главные герои, а тучи развеваются.
Фильм начинается прелюдией, где кратко представлены будущие события. В космосе плывет огромная голубая планета. Она приближается к земному шару, который намного меньше ее по размеру. По травяному полю под мрачным небом идет женщина, несущая на себе спящего ребенка. Идти тяжело, ее ноги глубоко утопают в грунте. Потом уже полю идет невеста в белом платье и фате, она опутана шерстяными нитями, которые мешают ей двигаться, тянут назад. Мальчик обстругивает палку. Из пальцев женщины исходят энергетические потоки - это уходит жизнь. Голубая планета поглощает Землю.

Первая часть. Джастин.
В первой части мы видим свадьбу Джастин. Никакой предыстории нет, но по намекам можно понять, что у нее есть какие-то проблемы с психикой. Возможно, у нее было несчастливое детство: похоже, что ее воспитывала старшая сестра, а родителям не было до детей дела. Джастин умная, может быть, даже гениальная. Ее очень любит и опекает старшая сестра, Клэр, которая и устроила ее свадьбу в поместье своего богатого мужа. Видимо, она думала, что выйдя замуж, сестра станет, как все люди.
Джастин играет Кирстен Данст (подружка «Челловека-паука», «Антуанетта»), т.е. это ослепительная голливудская блондинка, с очаровательными ямочками на щеках, умеющая улыбаться на все 32 зуба. Плюс она одета в очень пышное свадебное платье. Жених (Александр Скарсгард) - скопище всех достоинств: элегантный,красивый, аристократичный почтительный - не верит своему счастью. Они опаздывают, потому что их лимузин не может пройти по узкой дорожке к дому. Джастин, конечно, знала, что он не пройдет, но нарочно заказала такую машину. Жених и невеста выходят из лимузина, идут пешком. Их встречает всполошенная сестра: «Вы опоздали на 2 часа! Гости ждут!» Но Джастин сначала идет в конюшню посмотреть на своего любимого коня Атланта.

Поместье очень богатое – большой дом, озеро с островом на нем, поле для гольфа, парк дорогих машин. Недалеко от поля – любительский телескоп. Джастин спрашивает Джона – мужа сестры, что там за звезда. Джек – богач и астроном-любитель. «Это Антарес».

Выбегает маленький племянник: «Тетя, мы пойдем строить пещеры?» - «Не сейчас».

К Джастин и ее мужу обращается слуга, которому поручили провести бобовую лотерею: надо угадать, сколько фасолей в бутылке. Муж говорит, что 2 миллиона, а Джастин ничего не говорит.

Наконец, гости за столом. Произносят тосты, поздравляют молодых. Папа невесты немного не в себе. Он пришел с двумя молодыми девушками, забывает, как зовут дочь от одного из своих многочисленных браков. Мама (Шарлотта Рэмплинг) – по виду явная феминистка – говорит, что не верит в брак. Босс Джастин рассказывает о ее гениальности – она работает в рекламе. Еще он требует, чтобы она сочинила к утру новый рекламный слоган. Муж говорит, что он счастлив. Джастин не сидится на месте. Она несколько раз выбегает на улицу, чтобы то пописать, то посмотреть в телескоп, то поездить по полю на электромобильчике. Потом она пошла укладывать племянника спать и сама уснула рядом, потом задумала принять ванну. Она пытается поговорить с мамой и с папой, но они уклоняются. Она жалуется Клэр, что будто опутана нитями серой пряжи. Муж рассказывает ей, что купил участок с саженцами яблок, через 10 лет будут большие яблони, она будет под ними сидеть и улыбаться, дарит ей фото этого участка и просит его носить с собой всю жизнь. Она сразу роняет фото на пол.
Каждый раз, когда она исчезает, ее разыскивает озабоченная сестра или Джек: гости-то ждут, а у невесты есть обязанности. Она должна танцевать, разрезать торт и пр. Торт разрезан, молодые уединяются. Джастин начинает раздеваться, а потом передумывает, и, оставив раздетого мужа, уходит на улицу. Там она увлекает с собой случайного гостя, отдается ему на поле, а вернее, практически его насилует. После этого Джастин говорит своему боссу, что ненавидит его и рекламу, а он ничтожество. Гости разъезжаются. Смиренный муж тоже уходит. «Я пойду?» - «А на что ты рассчитывал?»

Слуга подходит к Клэр и сообщает, что в бутылке было 678 фасолей, и что никто не угадал. Ей не до того.

Сестра говорит, что надеялась сделать Джастин чуть-чуть счастливее. «Я тоже старалась» - отвечает Джастин. Они садятся на лошадей и едут на прогулку. Атлант ни за что не хочет идти по мостику через реку. Джастин смотрит на небо: «А Антариса-то больше нет!»

Часть вторая. Клэр (Шарлотта Генсбур, «Антихрист»).
Между событиями в первой и второй части фильма прошло, видимо, несколько месяцев. Клэр встревожена: стало известно, что к Земле приближается планета Меланхолия. Это она тогда затмила Антарес. Одни ученые считают, что она пройдет мимо Земли, другие, что столкновения не избежать. Муж (Кифер Сазерленд) успокаивает Клэр, а она вызывает к себе сестру. Та еле-еле добирается до них на такси, которое заказала Клэр. Джастин почти все время спит, не ест. Но ее удается вытащить на конную прогулку. Атлант опять останавливается около мостика и не идет дальше. У Джастин срыв – она нахлестывает лошадь, Клэр кричит, чтобы она перестала. Конь ложится на землю.

До возможного столкновения осталось 5 дней. Джон верит тем ученым, которые предрекают счастливый конец, полон энтузиазма увидеть необычное небесное явление, готовит телескоп, но на всякий случай запасется свечами и провизией впрок. Где-то на третий день Джастин приходит в себя. Она встает, ест, сидит с сестрой за столом и говорит ей, что жизнь – зло, и она рада, что все погибнет. «Как погибнет? А где же будет расти мой сын?» Джастин отвечает, что жизнь была только на Земле, и что ее не должно быть.
- Откуда ты это знаешь?
- Я много чего знаю.
- Что ты знаешь?
- В бутылке было 678 фасолей.
- И что это доказывает?
- Что я много знаю.
Клэр верит мужу, но на всякий случай покупает сильнодействующее лекарство, которым можно отравиться.

Меланхолия увеличивается в размерах. Вначале она была размером с луну, потом стала больше.

Слуги перестали выходить на работу. Электричество отключилось. Лошади рвутся из загонов, ржут. Джастин ночью выходит на улицу, раздевается и нежится в синих лучах Меланхолии.

Ребенок сооружает рамку, с помощью которой можно определить, приближается Меланхолия или уходит. Он хочет своими глазами все увидеть, папа обещает не отправлять его спать.

Наступает ночь пятого дня. Все выходят на улицу. Джастин и мальчик засыпают, а Клэр и Джон сморят в телескоп, в рамку. Восходит огромная голубая Меланхолия. Клэр начинает задыхаться. Муж объясняет ей, что Меланхолия оттягивает часть атмосферы. Через несколько минут он приходит к выводу, что планета удаляется. Прошла мимо! Все укладываются спать.

Прекрасное утро. Счастливая Клэр, потягиваясь, выходит на улицу. Меланхолия видна на горизонте. На их огромной мраморной террасе она собирается приготовить завтрак на чем-то типа спиртовки. Муж смотрит в телескоп, меняется в лице и убегает. Она не сразу это замечает, потом тоже смотрит в рамку – Меланхолия опять увеличилась! Бежит за мужем. Обнаруживает, что он выпил таблетки и находит его труп в конюшне, куда он ушел умирать. А лошади спокойны!

Клэр забрасывает труп сеном, выпускает Атланта, идет готовить завтрак. Садятся, едят оладьи.
- А где папа?
- Он уехал в деревню.
- Машины же все тут?
-А он на Атланте.

Джастин все понимает. Они садятся, Клэр прости ее помочь: «Я не знаю, как сделать лучше, чтобы было прилично? Может быть, нам выпить вина? Спеть песню?» - «По-моему, твой план - полное дерьмо» - «Джастин, иногда я тебя ненавижу!».

У Клэр началась паника. Она хватает сына, садится в одну машину, в другую. Они не заводятся. Она садится в машинку, на котором ездят по полю для гольфа. Джастин остается. Клэр доезжает до мостика – мотор глохнет. Начинается какой-то град. Она возвращается, укладывает ребенка. Она смирилась.

Приближается вечер. Атлант вернулся, щиплет траву. Мальчик проснулся, вышел на улицу, смотрит на огромную Меланхолию, которая заняла все небо. Джастин стоит рядом.
- Папа сказал, что если будет столкновение, то места для спасения не найти.
- Твой папа кое-что забыл.
- Что?
- Пещеру, которую построит твоя тетя!

Джастин ведет мальчика в лес. Они ищут палки, мальчик обстругивает им концы. Из этих палок Джастин строит что-то типа вигвама. Мальчик забирается внутрь, Джастин за ним, Клэр присоединяется к ним.

«А теперь возьмитесь за руки и закройте глаза», - говорит Джастин.
Пустой экран.

Все-таки не зря Клэр любила свою сестру.

И все это под очень красивую музыку на фоне красивого пейзажа. Такой интеллигентный конец света привиделся фон Триеру.

Почему же свету пропасть? Может быть, потому, что разрушены семейные связи,что потеряли свою сакральность такие церемонии, как свадьба, что женщины не любят больше мужчин, что родители не любят детей, что взрослые люди занимаются чепухой типа рекламы, что некоторые граждане уверены, что они - пуп земли, что в трудный момент самоуверенный мужчина дает слабину? Но, с другой стороны, Клэр любит сына, сестру. Джастин тоже любит сестру и племянника, да и родителей.

Они такие разные. Клэр – обычная женщина, мать и жена. Весь день она хлопочет о доме и родных. Она ни на минуту не может расслабиться. Даже перед концом света она думает о том, чтобы провести последние минуты «как положено». Но нет правила на этот случай, и ее нервы сдают, и она дает волю природному началу: начинает спасать себя и свое дитя.

Джастин испытывает отвращение к жизни. Она ей противна. Ей легко умирать. В итоге в последний момент только она знает, что надо делать: успокоить самого слабого. Это ей удается.

Чем-то эта пара похожа на хлопочущую Марфу и на праздную Марию. Вот только Христос не пришел, чтобы показать им путь и пожертвовать собой ради них. И настал конец света.

Чем фильм хорош: он сделан как музыкальное произведение, и в нем нет ни одного лишнего кадра.


Tags: Критика
Subscribe
Buy for 60 tokens
Buy promo for minimal price.
  • Post a new comment

    Error

    default userpic

    Your IP address will be recorded 

    When you submit the form an invisible reCAPTCHA check will be performed.
    You must follow the Privacy Policy and Google Terms of use.
  • 11 comments