Пришедший ко мне на прием известный историк профессор Мухосранский являл собой жалкое зрелище. Он был измучен, смертельно невуыспавшийся и явно одержим какой-то проблемой, с которой не мог справиться. Он робко сел на краешек кресла, деликатно прокашлялся и начал:
- Понимаете ли, профессор, похоже, у меня явные проблемы с головой. Из имеющихся неоспоримых данных следуют какие-то дикие выводы. Я пытаясь найти им объяснение, но чем больше думаю, тем больше запутываясь. В результате не могу ни спать, ни думать о чем то другом… Как это по научному называется – идея фикс или еще как?
- По научному это называется «шарики а ролики заехали» - любезно улыбнулся я – продолжайте, профессор.
- Дело в том, что моя основная специализация – античные времена. Рим, немного меньше – Греция. Так вот – там была проблема с рабами. Их не хватало.
- Проблема с рабами вечна – их всегда не хватает – поддакнул я и отметил адекватность профессора, оценившего шутку.
- Все мы знаем, что основой производительных сил в древней Греции и Риме служили рабы. При этом для того, чтобы иметь необходимое количество рабов, римлянам приходилось вести постоянные наступательные войны, опустошая окрестные области – профессор, перейдя на привычное поле, успокоился и даже начал говорить звучным лекторским голосом. Я кивнул.
- Однако когда мы начали прикидывать количество рабов, обнаружились нестыковки.
- Очень интересно. Продолжайте, профессор.
- Вот взять римские здания и дороги. Многие сохранились до сих пор, потому что при их создании использовались очень трудоемкие технологии. На основании прикидок трудоемкости, а также эффективности работ в сельском хозяйстве и прочее были получены оценки, из которых следовало, что количество рабов… ээээ… не буду утомлять конкретными оценками сверху и снизу… ну, в общем, действительно, было значительным. В принципе, это соответствует известным римским источникам с описанием того, что рабов было много больше, чем римлян.
- Так в чем проблема?
- Когда начали считать, где можно было этих рабов захватить, как их довести до Рима, с учетом того, что должны были идти пешком – начались нестыковки. Слишком много, даже с учетом того, что римляне действительно строили дороги.
- Вижу, что самое интересное Вы еще приберегаете.
- Да. Так вот, потом мы, я и группа моих учеников, занялись вопросом – сколько времени рабы жили в таком положении. Традиционно считалось, что захваченные рабы жили до старости, да еще и рожали новых рабов – с этими условиями имеющегося притока более-менее хватало.
- И что же получилось?
- Мы собрали все имеющиеся источники, проанализировали и получили следующую картину: почти все рабы были молодыми мужчинами, причем в рабстве они проводили в большинстве своем от полугода до двух лет. Кстати, непонятно, что с ними происходило дальше – в ряде случаев велась статистика умерших и отпущенных рабов, которая однозначно подтверждает, что рабы через полгода-год куда-то девались.
- Бежали?
- При таких количествах дороги Рима и окрестностей должны были быть просто запружены толпами бредущих беглых рабов. Более того, когда начали подходить к рабовладению в античной Греции с количественной точки зрения, тоже начались нестыковки.
- Какие?
- С одной стороны, из эффективности тогдашнего сельского хозяйства рабов должно быть достаточно много. С другой – непонятно, кто они были. Традиционная теория – что это были тоже греки, но племена, подчиненные афинянам, спартанцам и прочее. Однако уж больно мало информации о том, из кого конкретно они происходили.
- То есть проблема в том, что в античной Греции и Риме было большое количество рабов, которых другие страны просто не могли поставить? – Мухосранский кивнул.
- Ну, из этого следует, что рабы доставлялись не из других стран, а из других времен.
- Это как – Мухосранский от удивления даже открыл рот.
- Ну вы же сами говорите – молодые мужчины, нездешние, непонятно откуда возникают, попадают в рабы, особо не возражают, через некоторое время исчезают. Вот представьте себе, что через некоторое время машина времени все-таки изобретена. Вот будь Вы студентом-историком – разве не захотели бы на практике побыть и поработать в Древней Греции на постройке Парфенона? Или в Древнем Риме – ознакомиться с бытом и ведением сельского хозяйства? Или для египтологов – упустили бы они возможность поработать на возведении пирамид?
Мухосранский немного подумал. Потом лицо его успокоилось, глаза закрылись, голова опустилась на грудь. Потом раздался заливистый храп. Я на цыпочках, чтобы не разбудить его, вышел из кабинета, достал мобильник и отдал распоряжения об отмене ожидаемой госпитализации.
Посвящается Истинному Учителю Истины.
Journal information