uborshizzza (uborshizzza) wrote,
uborshizzza
uborshizzza

Categories:

В греческом зале, в греческом зале…. 0/3 Демократия

Переход по щелчкуВ верхнее тематическое оглавление
 Переход по щелчку Тематическое оглавление (Прогулки не по Москве)


В оглавление проекта: http://uborshizzza.livejournal.com/1506416.html

Как известно, в Древней Греции была демократия. Об этом нам не устают напоминать либералы. Якобы, именно демократия обусловила необыкновенные успехи этого народа.
Какие успехи? Чем Греция была успешней своих соседей? Ничего такого в их экономике не было. Они мало производили собственных товаров и продуктов сельского хозяйства, покупали зерно, ткани и др. за рубежом, а деньги для этого добывали грабежом соседей (то есть, других городов-полисов).
У них не было никаких отличных от других технологий. Более того, греки презирали физический труд и не жаловали ремесленников. Вот воины – это другое дело. Труд был уделом рабов. Раб –вот основная производительная сила Греции. Рабство развивалось постепенно. Вначале это было так называемое домашнее рабство. Когда раба вводили в дом, то его сажали перед очагом и осыпали сушеными ягодами – это означало, что он – член семьи. Но у этого члена семьи не было своего имущества, все, что он зарабатывал (а рабы могли быть на оброке), он отдавал хозяину. Например, хозяин мог заставить женщину заниматься проституцией. Если хозяин плохо обращался с рабом, тот мог сбежать в храм, просить убежища. Если находили, что он говорит правду, то его могли продать другому хозяину. Раб не мог свидетельствовать в суде, если его допрашивали, то вначале пытали, потому что считалось, что он только под пыткой может сказать правду (хороший раб будет лгать в пользу хозяина, плохой – во вред). Освободить раба мог только хозяин. Баснописца Эзопа хозяин освободил. Но, будучи свободным, он имел конфликт с дельфийцами, и его казнили. А вот раба мог казнить только хозяин.
В рабы попадали должники или военнопленные. В Афинах долговое рабство Солон отменил. Но в принципе любого могли продать в рабство. Для этого было достаточно уехать в другой город. Вот Платон поехал в Сиракузы с предложением к тирану Дионисию (тиран был узурпатор власти, в разных городах-полюсах власть периодически захватывали тираны, потом их свергали или они сами умирали, и все возвращалась обратно к демократическому правлению) устроить в его городе идеальное государство, которым будут руководить философы. Дионисию идея не понравилась. Он велел на обратном пути поймать Платона и продать его в рабство. Продали. Но один человек его опознал, купил и отпустил на волю: «Пусть в Афинах знают, что не они одни любят философию!» А если бы не узнал?
Товарный характер рабство приобрело после Персидских войн, когда военнопленных было так много, что с помощью них уже можно было вести какое-то производство. С тех пор греки стали добывать рабов среди варваров (как они называли всех, кроме себя). Считалось, что варвары более приспособлены к рабству, чем греки – ведь у них нет демократии, они привыкли подчиняться.
И все же много рабов у греков не было, так как вести экстенсивное сельское хозяйство было негде, а для интенсивного не было технологий.
Может быть демократии мир обязан чуду греческой философии, искусства? Может быть. У других рабство было, а философов не было.
Но вернемся к демократии. В чем она заключалась? Граждане города-государства собирались на общие собрания и формировали выборные городские органы. Также совместно решали вопросы городской жизни, мира и войны. Это было возможно потому, что греческие полюсы были небольшие по размерам. Платон высчитал, что в идеальном городе должно проживать 5040 семейств – этого достаточно, чтобы оборонять город и помогать другим. Гражданином был свободный взрослый мужчина, родившейся в законном браке от гражданина этого города и от дочери гражданина города, родившейся в законном браке. То есть, ни женщины, ни, конечно, рабы, ни те, кто приехал в город и жил там хоть всю жизнь, гражданами не являлись.
В Афинах общие собрания собирали раз в 1.5 недели. Выступали ораторы, голосовали поднятием рук. Расходились, когда рук в темноте становилось не видно. Что решали? Выбирали выборные органы, полководцев. Выборных должностей было много – почти каждый желающий в течение жизни был на выборной должности. Была ротация, и должности нельзя было занимать дважды. Желающие подавали заявления, составляли списки. Причем выборы производили не голосованием, а по жребию. Считали, что судьба должна решать.
Изгоняли кого-то из города. Иногда просто потому, что надоел. Так прогнали Аристида. Один из голосовавших против него попросил его написать имя на черепке. «Я неграмотный. Пиши: Аристид» - «А ты его знаешь?» - «нет, но надоело все время о нем слышать». Аристид, прозванный Справедливым, написал. Его изгнали.
Главными были вопросы дележа награбленного: что с ним делать – пустить на общие нужды или раздать людям. В основном граждане голосовали за раздачи. На них они и жили. Ремеслом у них занимались приезжие. Считалось, что стыдно работать в родном городе – ехали в чужой.
Вначале добро добывали сами граждане, потом стали нанимать наемников. Вот когда простой грек перестал сам быть воином, Грецию завоевали вначале македонцы, а потом римляне. И никакая демократия не помогла.
А та демократия, что была у древних греков, являлась рудиментом первобытных времен. Почти у всех народов были в прошлом такие города-государства. У нас вот Псков и Новгород со своими вече. Только у греков так и не наступил черед создания единого государства. Они задержались на этой стадии.




автоном : http://uborshizzza.1mgmu.com/?p=1475
Tags: Путешествия
Subscribe

Buy for 60 tokens
Buy promo for minimal price.
  • Post a new comment

    Error

    default userpic

    Your IP address will be recorded 

    When you submit the form an invisible reCAPTCHA check will be performed.
    You must follow the Privacy Policy and Google Terms of use.
  • 50 comments