uborshizzza (uborshizzza) wrote,
uborshizzza
uborshizzza

Categories:

Фильм А.Звягинцева «Елена»

Переход по щелчкуВ верхнее тематическое оглавление
 Переход по щелчку Тематическое оглавление (Рецензии и ругань)


Вчера показали фильм А.Звягинцева «Елена». Почему-то на «Эхо Москвы» весь день предлагают его обсуждать, из чего я делаю вывод, что он считается каким-то выдающимся явлением. Спросила людей на работе – они не осилили. Говорят, что заснули после невероятно длинных кадров с показом утра в семье героев фильма. А вот моей маме фильм понравился - она смотрела в кинотеатре. Но она тоже отмечала, что начало слишком затянуто.

Действительно, очень-очень долго камера показывает богатую квартиру с хорошим дизайнерским оформлением в стиле хай-тек. Красиво, но стерильно, нет тепла и уюта. Может быть, для этого и показывали, чтобы создать нужное унылое настроение? Квартира находится, видимо, где-то на Рублевке в доме на пару семей.

Ранняя весна. На улице тоже уныло. Просыпается женщина. Ей примерно 65 лет. Перед фильмом рассказывали, как тщательно подбирали актрису (Надежда Маркина) на эту роль. Выбрали. Мне показалось, что она похожа на Родину-Мать с известного военного плаката. Думаю, это сделано не случайно. Ее мужа играет режиссер Андрей Смирнов. Сухой, желчный, брюзгливый, высокомерный. Он лет на 10 старше жены. Спят в разных комнатах. Она встает, одевается, готовит завтрак, потом будит его. Он ест все диетическое, полезное. Друг на друга супруги не смотрят. У каждого свой телевизор.

Странная это семья. То, что называется неравный брак. Позже из разговоров станет известно, что он, богатый человек, 10 лет назад лежал в больнице, где она работала то ли медсестрой, то ли сиделкой. Она за ним ухаживала. Видимо, потом он пригласил ее продолжить уход у себя на дому, т.к. жены у него не было. Со временем она утвердилась в его доме, а 2.5 года тому назад они даже поженились. Но женщина – не хозяйка, она все равно прислуга, хотя формально и в статусе жены. Так он с ней и обращается. Она какая-то заторможенная, потухшая, потерявшая надежду.

Нам показывают несколько дней из жизни этой семьи. Вот день, когда приходит ее пенсия. Она собирается к сыну. Муж не одобряет. Но она идет в банк, снимает пенсию, едет на электричке долго-долго мимо безрадостных пейзажей почти в масштабах реального времени. Приезжает в Бирюлево. Пятиэтажка, кодовый замок, исписанные стены в подъезде. Квартирка тесная, заставленная старой мебелью – видимо, еще мать покупала. Сын – великовозрастный балбес. Не работает, но и не пьяница, не хулиган, женат. У него двое детей – 17 лет и грудничок. Жена – нормальная женщина, немного распустеха. Махнула на все рукой, пустила на самотек – будь, что будет. Мужчины играют на компе, школьник Славик норовит удрать на улицу, но невестка не пускает: «Учи уроки! Ты английский сделал?» Видно, что мальчик двоечник и неблагополучный. Лицо у него какое-то дегенеративное.

Большая радость по поводу привезенных денег. Героиня оттаивает. Она тетешкает младенца, улыбается. Тут она – человек. Кстати, у нее в комнате есть на стене фотография, где она лет на 10 моложе. Наверное, снято еще до знакомства с нынешним мужем. Она там симпатичная, мягкая, улыбчивая. Что время и обстоятельства с людьми делают!

Сын напоминает матери, что надо бы попросить у ее мужа, Володи, денег. Деньги нужны, чтобы Славик поступил в институт. Они все очень боятся армии. Елена предупреждает, что муж не дает денег, но обещает попробовать. Конечно, она знает, что он откажет.

Вот она дома и заводит разговор об этих деньгах. Ей тяжело просить, стыдно. Это не первый разговор. Муж привычно говорит, что денег не даст, что он женился на ней, а не на ее семье, что ее сын должен сам зарабатывать, а не надеяться на чужого дядю, т.е. на него. Она не выдерживает и отвечает, что у него самого дочь-наркоманка, которая живет за счет отца. Он соглашается, что дочь не самая удачная, но он не виноват: это ее мать-гедонистка так воспитала. « - Я не знаю этого слова.
– По-вашему, это – эгоистка». И еще он добавляет:
«Надеюсь, ты не тратишь на своего сына деньги с карточки?
– Я могу отчитаться за каждый рубль.
– Да, ладно, не надо».
После этого муж тащит жену в постель. Ему плевать на ее душевное состояние. Наверное, у него такой распорядок, а секс – это ее почетная обязанность. Под это, видимо, и брак оформили, а то осталась бы просто сиделкой.

После секса Владимир отправляется в тренажерный зал, где у него случается сердечный приступ. Он в больнице. Просит Елену оповестить дочь. Елена встречается с дочерью. Они другу другу неприятны, но вежливы. Дочь – взбалмошная, несчастная, непосредственная. Пожалуй, из всех героев фильма она единственная похожа на живого человека. Нехотя, но навещает отца. Там тоже давние трения, обиды, претензии. Но дочь –своя кровь. Владимир смотрит на дочь с любовью.

Елена идет в церковь ставить свечку за здоровье мужа. Не потому, что ей его жалко, а потому, что так положено. Она – человек долга.

Владимир возвращается домой. Он решает оповестить Елену о том, что завтра подпишет завещание, по которому все отойдет дочке, а ей он оставит пожизненную ренту, которой должно хватить на жизнь. Получать деньги она будет помесячно.
«Вопросы есть?
– Есть, но не по этому поводу. Я про деньги для Славика».
Он опять начинает ей рассказывать, что ее сын должен сам зарабатывать, что будь Славик тяжело болен, он бы денег дал, а так не даст. Зачем сын завел детей?
« - Так получилось
– Что значит, получилось? Раз получилось, два получилось.
– Но ведь своей дочери ты вообще все оставляешь, а она наркоманка и, сдается мне, бесплодная.
– Моя дочь - особенная».
И тут доведенная до точки Елена говорит: «Да почему вы считаете себя особенными? Потому что у вас много денег и вещей? Все еще может перемениться!» Он ей отвечает, что ничего перемениться не может.

Елена идет на кухню, перемалывает несколько таблеток «Виагры» и подсыпает ее в еду. Она знает, что сердце мужа этого не выдержит. Он ест, хочет отдохнуть. Она уходит. через некоторое время возвращается - Владимир мертв.

Врачи попеняли, что она допустила, что муж принял вредные таблетки, она оправдалась, что не знала о том, что он их принимает. Похоронили. Перед гробом громко плакала. То ли потому что, так принято, то ли немного раскаялась. На похоронах были военные: видимо, его сослуживцы.

Адвокат объяснил Елене и дочери, что теперь наследство делится пополам. Но Елена уже успела присвоить себе наличность из сейфа. Эти деньги она везет сыну. В электричке она видит солдат и радуется, что ее внук не пойдет в армию. Вдруг электричка встала на переезде. Оказалось, что под поезд попала белая лошадь. К чему был этот эпизод, я не поняла. Привезла деньги, с торжеством выложила на стол. В семье – праздник! Решили выпить коньячку, даже Славику налили – теперь можно, он, уже, считай, студент. А тут свет погас во всем доме. Славика отпустили на радостях погулять.

А гуляние у него такое: они с друзьями бьют и убивают бомжей. Вот на кого пошли полученные путем убийства и кражи деньги! На русского фашиста!

Последние эпизоды. Дочь Владимира лежит дома в своей шикарной квартире. Может быть, она под кайфом.
Елена уже всю семью переселила в элитный дом. Все счастливы. Невестка сообщила, что опять беременна. Елена радуется.

Славик с балкона квартиры смотрит, как внизу играют в футбол гастарбайтеры.

Младенец ползает по огромной бывшей кровати Владимира. Звучит тревожная, нехорошая музыка, под такую в ужастиках появляются маньяки, чудовища, приведения. А здесь под эту музыку ползунок впервые встает на ножки. Что бы это значило?

Может быть, что еще один представитель быдла встает на ноги? И быдло размножается! А представители высшего класса ушли в гедонизм, наркотики и бесплодны.

Или так: русский фашизм поднимаются! Пока он мал, но он вырастет! Но ведь есть еще и гастарбайтеры. Может они потом сменят в богатом доме русских фашистов.

А зачем Елена похожа на Родину-Мать? Вот такая у нас Родина – убийца и воровка.

Бедных нельзя пускать в приличный дом, подпускать к телу – убьют! Богатые никому ничего не должны. Бедным, сколько не дай, все равно промотают.

Вот только откуда Владимир взял свое богатство? Судя по всему,он бывший военный. В 1991 ему было лет 50-55. Значит, имел высокий чин, ушел в отставку, а дальше... Много случаев знаю, но ничего хорошего. И права была Елена: был он богат, а теперь она. Нет причин воображать себя высшим существом.

Подленький какой-то фильм получился.

Справедливости ради можно отметить, что Маркина очень хорошо играет. Ей поставили задачу минимальными средствами выразить характер, эмоции - она справилась.

Традиционно хорош оператор. Вообще, стиль выдержан. Как с первого кадра задали - сухо, скупо, но изящно, так и почти выдержали. И все действие проходит под звуки из телевизора, который смотрит Елена - "Малахов+" и др.

"Почти" - это столь любимые Звягинцевым метафоры - падшая белая лошадь, погасший во всем районе свет - тьма поглотила несчастное Бирюлюво, и пр. Вот это уже перебор. Или то, как сын Елены плюет с балкона пятиэтажки, а ее внук хотел плюнуть уже с балкона элитного дома, но побоялся гастарбайтеров-футболистов.

Вот такая получилась у Звягинцева эволюция от библейских притч к современности.




автоном : http://uborshizzza.1mgmu.com/?p=1610
Tags: Критика и критиканство
Subscribe
Buy for 60 tokens
Buy promo for minimal price.
  • Post a new comment

    Error

    default userpic

    Your IP address will be recorded 

    When you submit the form an invisible reCAPTCHA check will be performed.
    You must follow the Privacy Policy and Google Terms of use.
  • 53 comments
Previous
← Ctrl ← Alt
Next
Ctrl → Alt →
Previous
← Ctrl ← Alt
Next
Ctrl → Alt →