uborshizzza (uborshizzza) wrote,
uborshizzza
uborshizzza

Categories:

Рецензия на фильм Киры Муратовой «Мелодия для шарманки». Начало

Переход по щелчкуВ верхнее тематическое оглавление
 Переход по щелчку Тематическое оглавление (Рецензии и ругань)


Вчера смотрела фильм Киры Муратовой «Мелодия для шарманки» в «Закрытом показе». Очень тяжелое мероприятие – все длилось больше 4-х часов: сам фильм 153 минуты, реклама еще 60 минут плюс обсуждение. И все это глубокой ночью.

Но фильм, конечно, хороший. Смотреть надо. Такие режиссеры, как Муратова, - это слава нашего кинематографа. Лучше бы его, конечно, показали в разумное время. Впрочем, фильм есть в Интернете, можно посмотреть онлайн или скачать. Я теперь жалею, что смотрела ночью, мешало раздражение, что так поздно, опасения, что не высплюсь, и голова будет болеть. Лучше, конечно, скачать.

Это святочная или рождественская история. Знаете, был такой популярный жанр в 19 веке. Примеры: «Девочка со спичками» Андерсена, «Мальчик на елке у Христа» Достоевского, «Рождественские повести» Диккенса. Это сентиментальные, душещипательные рассказы или повести про страдания бедных, обычно бедных детей. Они должны были пробудить в благополучных людях сострадание. Святочные рассказы были приурочены к Рождеству. Видимо, считалось, что такой день – самый подходящий, чтобы напомнить людям о том, что все они братья и сестры во Христе, что Христос страдал, что, он родился не в хоромах, в хлеву, рядом с животными, что собирающуюся родить Марию пустили туда из милости, и поэтому надо проявить милосердие к сирым и убогим. В каждом нищем – Христос.
В некоторых рассказах конец был такой, что несчастный малютка замерзал насмерть, но потом оказывался в раю. Мораль была горькая: на земле справедливости и милосердия нет, но они есть за гробом. Но не всегда, конечно. Чудо могло случиться и на земле: у сироты находился родственник, богач оказывал благодеяние и т.п.
Я в детстве не могла читать эти произведения спокойно: очень жаль было бедных детей. Утешало только то, что все происходило в далеком прошлом, и теперь такое невозможно по определению.
Кто бы мог тогда подумать, что это наше светлое будущее.

И вот Кира Муратова поставила рождественский фильм. Собственно, им наше телевидение заканчивает новогодние показы. Начали со «Щелкунчика и Крысиного Короля», а закончили «Мелодией для шарманки».
Шарманка в фильме есть – ее продают на аукционе, и мелодия для шарманки есть – это та самая «Разлука ты, разлука, чужая сторона, никто нас не разлучит, лишь мать сыра земля». Собственно, это единственная песня, прочно ассоциирующая с шарманкой. Вот Муратова ее и использует. Еще в качестве мелодии для шарманки трижды звучит песня Земфиры.

Разлука тоже есть. У 10-летней Алены и примерно 7-летнего Никиты из маленького городка Корастышева умерла мама. Корастышев – город на Украине в Житомирской области. Дети рождены от разных отцов. Отец Алены, Алексей Богданов, был столяром-краснодеревщиком. Он работал на комбинате в их городе. Комбинат закрыли, мужчина остался без работы, уехал, видимо, в Житомир. Присылал открытки к Рождеству. В последней написал, что работает на вокзале. Отец Никиты скрипач. О нем известно, что он играет на скрипке где-то Житомире в Успенском переулке. Это все, что мы знаем о прошлом детей. Но вполне возможно, что их покойная мать изменила уехавшему на заработки мужу с заезжим скрипачом, отчего Богданов ушел из семьи. Заметна разница в одежде детей. На Алене - унылое синее зимнее пальто с воротником из овчины (точно такое было у меня в 3-ем классе) и уродливая лохматая шапка из искусственного меха, какие покупали детям в 60-х годах, еще у нее вместо варежек муфта, как у детей начала 20 века. А Никита одет в очень красивое разноцветное пальто и шапочку, которые мама сшила ему сама из ковра. Может быть, мама больше любила младшего?
Дети воспитанные, послушные, вежливые, тихие. Девочка – флегматик, рассудительная, но несколько тормозная. Мальчик умеет читать, но плохо. У него есть странность: он может взять и уйти сам, не зная куда. За ним надо присматривать. Девочка ведет себя по отношению к нему как мама – опекает, воспитывает. Дети совсем домашние и любят друг друга. Это такие Тильтиль и
Митиль из «Синей птицы» (еще одна рождественская история). Эта отсылка к театру не случайна. Дети необаятельные, и на лицах у них нарочито нанесен грим, похожий на маску: лица набеленные и с черными кругами под глазами. Фильм сделан в эстетике ярмарочного балагана, это, если хотите, действо, балаган, которое раньше представляли на Рождество – про избиение младенцев и др. Там такой грим уместен. В фильме нет ни одного лишнего кадра или слова. Почему сестру зовут Алена? Потому что "Сестричка Аленушка и братец Иванушка", и на аукционе, куда случайно забредут дети, будут, кроме шарманки, продавать и эту картину. Но почему тогда брат - не Иван, а Никита? В этом есть какая-то загадка. Имя Никита означает "победитель".

Их отправили в приемник-распределитель. Далее их собирались отправить в разные детские дома, в разные города, причем мальчика – в интернат для умственно-отсталых детей, хотя он совсем не отсталый, он сообразительный, просто своеобразный. Дети не хотели расставаться, сбежали из приемника и решили найти своих непутевых отцов, т.е. поехать на вокзал и найти Богданова и в Успенском переулке поискать скрипача. Вот и завязка. Все это остается за кадром.

А начинается фильм с того, что дети едут в электричке. Первый кадр – женская рука, приложенная к стеклу с морозными узорами – лед вроде бы растаял, а потом руку убрали, и опять заиндевело. Чтобы растопить холод, тепло должно быть постоянным, нужны усилия.
Мужчина с изуродованными грибком ногтями включает древний радиоприемник, из которого раздается чудесная «Колыбельная» в исполнении Анны Герман. Алена и Никита трогательно спят, прижавшись друг к другу. Их будят одетые в народные костюмы колядующие с песнями про Христа, потом продавец, который носит по вагонам мелкий товар. В том числе рождественские открытки, в том числе с Избиением младенцев, которую показывают крупным планом. Продавец предупреждает всех, что за ним идут контролеры. А у детей нет билетов – Алена думала сэкономить. Их высаживают. Начинается их хождение по мукам.

Вначале их грабят беспризорники: отбирают все деньги, снимают с Никиты красивое пальто и шапку. Хорошо хоть, дают взамен свои, грязные. А вот на Аленину одежду они не польстились. Сцену ограбления видел похожий на пророка сумасшедший бомж, но не вмешался. Он произнес проповедь о вреде богатства.

По снегу дети доходят до вокзала – контролеры добрались до них на предпоследней остановке. Теперь они должны искать Богданова.
Но на вокзале людям не до 2-х странноватых детей. Алена вежливо ко всем обращается: «Здравствуйте, скажите, пожалуйста…», а ее не хотят слушать, убегают на ходу крича «Не знаю». 10 человек пришлось спросить, прежде чем нашли справочное бюро. А там справки только об отправлении. Но есть надежда на окно, где делают объявления: вдруг Богданов услышит и сам подойдет? Окно закрыто на перерыв. Дети очень хотят есть и спать, особенно мальчик. Он провожает взглядом каждый кусок, который пассажиры отправляют в рот, он смотрит на витрины с едой, даже пытается взять со стола недоеденный кем-то кусок хлеба, но стеснятся – так его воспитали. Тянет- тянет руку к хлебу, а тут раздается громкий смех. Ему кажется, что это над ним смеются, хотя его никто и не замечает, рука отдергивается на место.

На вокзале есть эпизод у Нины Руслановой, которая смачно играет бомжиху и исполняет рождественскую песнь.

«Мелодия для шарманки» - это страшная сказка, где все наоборот. Детям выпадают сказочные возможности, но они их теряют. Никита находит 500 евро, но детей обманывает приятная на вид молодая женщина с ребенком, которую они попросили разменять евро в обменнике: детям менять валюту запрещено. Вначале женщина и вправду хотела помочь, она добрая. Но она не знала, что речь идет о 500 евро. 10 евро она бы отдала, а 500 – это уже слишком большое искушение. Зачем глупым детям деньги? Ей нужнее, «онажемать», «унеежесемья». (Кстати, интересно, что обсуждающие у Гордона фильм критики сказали, что в подобной ситуации могли бы поступить точно так же. Они честные люди. Раньше честный человек был тот, кто поступает правильно, а теперь тот, кто бравирует тем, что он подлец. Такая теперь честность).
окончание http://uborshizzza.livejournal.com/1781076.html


Tags: Критика
Subscribe
Buy for 60 tokens
Buy promo for minimal price.
  • Post a new comment

    Error

    default userpic

    Your IP address will be recorded 

    When you submit the form an invisible reCAPTCHA check will be performed.
    You must follow the Privacy Policy and Google Terms of use.
  • 9 comments