uborshizzza (uborshizzza) wrote,
uborshizzza
uborshizzza

Category:

Как технарю работать с врачами

Переход по щелчкуВ верхнее тематическое оглавление
 Переход по щелчку Тематическое оглавление (Медицинские байки)


Уже более четверти века работаю я среди врачей, но продолжаю удивляться их странным, диким обычаям и привычкам. По-прежнему я, как технарь, чувствую себя среди врачей как белый человек среди папуасов. Или, наоборот – как папуас среди белых людей, это кому что больше нравится.

Наш уважаемый и всенародно любимый dok_zlo высказал пожелание, чтобы я написал пост о своей педагогической деятельности. Но, чтобы прояснить обстановку, вначале надо написать, с какими сложностями сталкивается технарь, работающий в среде врачей. Врачи считаются для технарей контингентом, с которым очень сложно работать. Не так, конечно, как с юристами, но все-таки…

Сразу хочу сказать, что все то, что я пишу, относится не к моей богоугодной конторе, а к отечественным учреждениям здравоохранения и медицинского образования. При этом в моей конторе и дружественных организациях нет самого главного недостатка, что есть в большинстве учреждений на местах – апломба врачей, которым они скрывают свою неграмотность и маскируют неуверенность. У нас, все-таки, работают очень квалифицированные люди. С академиками работать очень просто – они не форсят, не боятся признаваться в ляпах и охотно учатся тому, чего не знают. И заодно учат тебя тому, чего ты не знаешь.

Когда неподготовленный технарь попадает работать в медучреждение, то, выясняя, как оно работает, он приходит в полный ужас. С точки зрения технаря в управлении царит полный хаос и бардак, так что контора с таким уровнем управления работать в принципе не может. Но, однако, все каким-то волшебным образом работает. Кое-как, но работает.

Если нормальная техническая контора похожа на четко отлаженную машину, или хорошо управляемую армию, то медицинские учреждения похожи на цыганский табор. Думаю, что подобные различия связаны не с частными факторами, а с фундаментальными различиями в менталитете врачей и технарей.

Врач, как известно – второй после Бога, и он и только он отвечает за своего пациента, вне зависимости от наличия начальства и коллег. У технарей же другое деление «фронта работы». Квалифицированный технарь должен не только знать свой участок, но и понимать, кто какие аспекты работы знает лучше его. В частности, любой технарь – дисциплинированный сотрудник, так как он понимает, что начальство лучше осознает общую картину, из-за чего распоряжения, которые он лично считает идиотскими, могут на самом деле быть разумными и взвешенными. Поэтому технарь, получив приказ начальства, его тупо начинает выполнять, а если он считает приказ неправильным, то пишет докладную. Но приказ все равно выполняет, пока его не отменят.

Врач, получив приказ, начинает думать – правильный он или нет. Обычно приходит к выводу, что неправильный, и в результате его игнорирует. Кстати, такой стиль исполнения приказов очень помогает в том случае, если начальство действительно издает глупые приказы – они просто не выполняются. Для отечественных учреждений здравоохранения доля приказов, которые хоть как-то выполняются, обычно составляют около трети.

В результате столь разного подхода к выполнению приказов у технаря, работающего в учреждении здравоохранения, возникает когнитивный диссонанс. Однако тяжелых негативных последствий удается избежать ввиду развитого у врачей чувства здравого смысла, помогающего выкручиваться и не париться (см. выше).

Приведу пример. Лет пять назад наша контора перешла на систему Менеджмента Качества. В соответствии с ней кафедры получили 43 папки документов, обязательных для заполнения и выполнения, и строгий приказ ректора с указанием работать только по СМК, всю документацию вести по приложенному альбому форм и все приказы и распоряжения, не оформленные в соответствии с СМК, игнорировать.

Я, как честный человек, добросовестно изучаю документацию и выясняю, что в ней записано, что допуски на сдачу зачетов должны быть подписаны лично замдеканом (а не каким-то методистом). После этого подаю докладную с просьбой разъяснить, следует ли из этого, что допуски, подписанные деканом, следует считать недействительными? Ответа на свою докладную, естественно, не получаю.

Итак, 3 января приходят ко мне студенты с допуском на сдачу зачета. Я лезу в альбом форм и выясняю, что напечатаны они не на том бланке, как положено, и подписан методистом. Я объясняю, что документ составлен не по форме, и отправляю студента в деканат за правильным допуском. Соответственно 3, 4 и 5 приходят толпы студентов, которые идут обратно. 5 числа звонит декан, дескать, что такое? Я беру необходимые документы, иду к декану и показываю, что в соответствии с принятым порядком допуски должны быть ТОЛЬКО на спецбланках, которые не напечатали, подписаны замдекана и заверены БОЛЬШОЙ КРУГЛОЙ ПЕЧАТЬЮ в канцелярии. Декан выпадает в осадок, так как понимает, что даже если быстро напечатать бланки, то у всех страждущих заверить ее круглой печатью невозможно в принципе – не сможет канцелярия заверять по несколько тысяч документов в день. После этого вопрос – что делать? Я прошу у декана устного разрешения принимать у всех без допуска, мне такое разрешение дается, студенты берутся в работу… Еще я подаю докладную начальству о выявленной коллизии… Пять лет по тому устному разрешению принимаю всех подряд. Бланки так и не напечатали, но из альбома форм их тоже не исключили.

Что спасает в ситуации хаоса? Добрая воля. Врачи – люди милые, старающиеся хорошо выполнить свою работу (так, как они ее понимают). С ними всегда можно найти разумный выход из идиотской ситуации, которую они сами и создали.

Продолжение следует.
Tags: Медицинские байки
Subscribe

Recent Posts from This Journal

Buy for 60 tokens
Buy promo for minimal price.
  • Post a new comment

    Error

    default userpic

    Your IP address will be recorded 

    When you submit the form an invisible reCAPTCHA check will be performed.
    You must follow the Privacy Policy and Google Terms of use.
  • 31 comments

Recent Posts from This Journal