uborshizzza (uborshizzza) wrote,
uborshizzza
uborshizzza

Category:

Песнь льда и пламени

Переход по щелчкуВ верхнее тематическое оглавление
 Переход по щелчку Тематическое оглавление (Рецензии и критика: литература)


Продолжаю читать «Песнь льда и пламени». Получаю удовольствие, но меньшее, чем от «Авиньонского квартета» в прошлом году, о котором так и не написала. Все-таки фэнтези – низкий жанр и утомляют. В «Песне» слишком много персонажей, а учитывая, что без конца поминают кого-то или что-то, как то, что читатель вроде бы должен знать, можно и вовсе запутаться. Помогает, кстати, специальная энциклопедия. Рекомендую, если кто не знает.
http://7kingdoms.ru/wiki/
Я понимаю, что это такой прием, для достоверности, для вживания, но считаю его недружелюбным по отношению к читателю. Чувствуешь себя как при разговоре в компании, где все говорят о чем-то, что им хорошо известно, а тебе – только чуть-чуть, т.е. не слишком комфортно.

Еще утомляют бесконечные битвы и очень жестокие убийства. Иногда мне кажется, что автор – маньяк. И все эти разлагающиеся трупы, которые еще до кучи и кто-то ест, чтобы не умереть с голоду, и дикие пытки, и ожившие мертвецы самых разных сортов настроения не повышают.

Но что хотел сказать Джордж Мартин всем этим? Может быть, и ничего? Просто пишет километрами одно и то же, а денежки ему в карман так и текут. А, может быть, у него есть какая-то общая идея? Какая? Что Средневековье – это тяжело, долго и страшно?

В самом деле, что мы знаем об этом большом периоде в истории человечества? Все ведь больше красивые легенды да хроники, а на самом-то деле, как там все было? Вот писатель и воссоздает для нас эту атмосферу. Многие события будто списаны с реальных исторических событий. Сколько было этих великих битв у крошечных ручьев и каких-то мельниц? Мне кажется, что одна из главных мыслей автора касается как раз исторического процесса и роли личности в нем. Если коротко: то, не сразу Москва строилась.

Вот один из постоянных и положительных персонажей - Дейене́рис Тарга́риен. Она дочь свергнутого короля из династии драконов, родившаяся в день его убийства. Ее мать умерла при родах. Девочку вместе со старшим братом увезли на другой континент, где она 14 лет прожила в приживалках, знала унижение и страх, потому что за детьми короля охотились убийцы. Ее единственный родной человек – брат – не был слишком добр с ней. Мог и накричать, и ударить, хотя в хорошем настроении рассказывал ей о далекой родине и внушал, что они должны вернуть себе престол. А потом он продал ее вождю диких кочевников в надежде, что тот даст ему армию. Но кочевник обманул принца и убил его.
Дейни осталась совсем одна. Но именно тогда она проявила свои наследственные истинно королевские качества. Дейни научилась всему, что должна уметь жена предводителя дикарей, чтобы вызвать любовь народа. Такая принцесса Диана в степях. Но муж ее погиб, и ребенка она лишилась, но она вошла в огонь с яйцами дракона и не сгорела, а вышла из него с тремя вылупившимися драконьчиками, подтвердив свое высокое происхождение.

Но одного подвига и волшебства мало, чтобы чего-то добиться. Дейенерис постоянно приходится решать сложные вопросы. Она хочет людям добра, но приносит им зло. Так она ненавидит рабство и все, что ним связано. Но когда она освобождает рабов, то выясняется, что они не могут себя прокормить, потому что вся экономика тех городов, что покорило ее войско, завязана на рабстве.

Дейенерис старается убивать как можно меньше людей, применяет не силу, а хитрость, где надо, может пойти на уступку, на компромисс, но это не помогает. Она не мстит за личные оскорбления, хотя ей все равно приходится кого-то наказывать. Казалось бы, Дейенерис – идеальная государыня. Но вот она освободила один город, ушла, а им оставила совет из приличных людей, которых они немедленно свергли, у них появился король, который тоже не удержался, потом и его убили. Появился третий король. На город напали враги и почти всех убили. А в другом городе на нее ополчилась знать за то, что она освободила рабов. Город из процветающего превратился в голодающий. И оказалось, что рабы, которые были, например, гладиаторами, хотят продолжать сражаться в ямах, потому что им это нравится. А то, что их ждет смерть, их не волнует. И так по всем пунктам.

Каждый шаг Дейенерис, вроде бы, правильный, только ухудшает положение. Так ее подросшие драконы только жгут посевы, жрут крестьянский скот и убивают людей, потому что они есть хотят, а дышат огнем.

На примере Дейенерис мы видим добродетельного и прогрессивного правителя, который ничем не может помочь людям, губит подвластные ему территории, хотя с моральной точки зрения совершенно прав, и действует не напролом, и осторожно, и с компромиссами. А народ ее все равно возненавидел и во всем обвиняет.

Так как же править? Может, лучше ничего не трогать, а жить в свое удовольствие? Все равно проклянут – так хоть не обидно будет. Или действовать более жестко и проводя свою линию, никого не щадить?

Tags: Рецензии и критика: литература
Subscribe

Recent Posts from This Journal

Buy for 60 tokens
Buy promo for minimal price.
  • Post a new comment

    Error

    default userpic

    Your IP address will be recorded 

    When you submit the form an invisible reCAPTCHA check will be performed.
    You must follow the Privacy Policy and Google Terms of use.
  • 4 comments