uborshizzza (uborshizzza) wrote,
uborshizzza
uborshizzza

Categories:

Бескровная коррида 11/3 Музей Дали

Переход по щелчкуВ верхнее тематическое оглавление
 Переход по щелчку Тематическое оглавление (Прогулки не по Москве)


оглавление проекта - http://uborshizzza.livejournal.com/2070434.html


№ 2
Вестибюль украшают две парные скульптуры Хосе Куберо (1768-1867) изображающие Ганимеда с орлом. Ганимед – это прекрасный юноша, которого за красоту взяли на Олимп. Орел – это Зевс, полюбивший красавца в образе птицы. На одной из статуй – головной убор, доставшейся Гала от труппы русского балета.
Почему Ганимед и орел? Может быть, это намек на молодость Дали?



Каюсь, что не все заметила и сняла. Там были еще дверные ручки в виде старинных утюгов. Такие утюги – почему-то на языке сюрреалистов они означали нечто эротическое. Там еще висят всякие афиши. Ни одной бумажки нет там случайной. Все это относится к биографии художника.
Но чтобы это увидеть, надо быть там не раз. Или заранее ознакомиться с книгами. А у меня было всего 2 часа, плюс жара и тьма-тьмущая народу. Вот если кто приедет осенью…
Далее попадаем во внутренний двор. Он разбит на месте партера бывшего городского театра. На стенах остались следы пожара – Дали нарочно их оставил.
В центре этого пространства находится самая большая в мире сюрреалистическая скульптура. Это – «дождливое такси» на котором стоит «Великая Эсфирь» Эрнста Фукса. За кадиллаком стоит высокий постамент из шин, а на нем установлена лодка, ранее принадлежавшая Гала. Над лодкой – зонт. В такси сидит шофер и манекен. Если опустить в автомат стоящий уже в здании монетку, то в нем пойдет дождь. Дали объяснил этот образ тем, что он однажды попал под дождь, промок, а мимо в такси ехали люди, и он мечтал, чтобы дождь шел у них в машине.
На дне лодки застыли капли. Лодка удерживается костылями. Костыли часто встречаются в самых разных работах Дали – это у него знак помощи, опоры. Лодку поддерживает выкрашенный в черный цвет «Раб» Микеланджело. Стены оплетены плющом. В нишах – скульптуры. Видна «Венера Велата» Оливье Бриса. На стенах – страшилища, составленные Дали из разных предметов – раковин, камней, веток. На окнах – манекены и скульптуры из цепей. Перед входом в здание – фонари от парижского метро.









Что все это означает? Какое-то осознание современной культуры, как культуры в первую очередь массовой, американской, и в то же время манифест сюрреализма. Вместе с тем, это и личные воспоминания о Париже, о жизни в США и, конечно, о том муниципальном городском театре, куда художника водили в детстве.
Далее мы попадаем в огромный зал под огромным куполом – бывшую сцену. Самое большое место занимает картина с изображением великана. Тело великана – с пробоиной. С безликого лица капает слеза в виде кипариса. Вокруг него – морской пейзаж. Он похож на «Остров мертвых» Беклина и на мыс Креус, любимый художником. Это задник, который Дали написал к балету «Лабиринт» по мифу о Тезее и Ариадне.
Этажом ниже, в крипте под великаном покоится тело Дали. Это место отмечено на полу серым прямоугольником, как в католических церквях.



Руки под куполом – это напоминание о Сикстинской капелле Микеланджело.

На другой стене – «Обнаженная Гала, смотрящая на море, которая с расстояния 18 метров трансформируется в портрет Линкольна».

Ниши. В них установлены разные объекты.

Это фисгармония принадлежала городским уличным музыкантам, которые в детстве Дали развлекали публику – «Эль Поль и Ла Пуса» - так их звали – Вошь и Блоха.

В одной из ниш притаился слепок с «Моисея» Микеланджело. Над головой у него осьминог.



В другой – висящее кресло с дремлющей старушкой – работа Ф. Англеса. А огромная люстра в виде круга раньше висела в клубе, где собирались самые важные персоны города. Отец Дали как-то сказал, что тот может считать себя известным, когда о нем начнут говорить в этом клубе. Вот знаменитый Дали купил эту люстру и повесил у себя в музее. Теперь о клубе не забудут.

Под старухой - гипсовый шезлонг и копия картины «Нимфы и сатир» Бугеро.

Разумеется, в этом зале еще много чего, но нельзя объять необъятное.
Понимать символику этих залов мне тяжело. В самом общем виде могу предположить, что она связана с желанием Дали спасти мировую культуру от скуки. Все, что находится под куполом, в принципе – помещение церкви. В этом помещении много распятий. Получилось так, что зал под куполом стал как бы некрополем самого художника. Планировал ли он это с самого начала? Не знаю. Ведь хоронили его после продолжительной болезни, когда он практически не разговаривал.


Tags: Путешествия
Subscribe

Buy for 60 tokens
Buy promo for minimal price.
  • Post a new comment

    Error

    default userpic

    Your IP address will be recorded 

    When you submit the form an invisible reCAPTCHA check will be performed.
    You must follow the Privacy Policy and Google Terms of use.
  • 2 comments