uborshizzza (uborshizzza) wrote,
uborshizzza
uborshizzza

Categories:

«Кожа, в которой я живу»

Переход по щелчкуВ верхнее тематическое оглавление
 Переход по щелчку Тематическое оглавление (Рецензии и ругань)


«Кожа, в которой я живу». Педро Альмадовар. 2011 год. В ролях: Антонио Бандерас, Елена Анайя, Мариса Паредес Жан Корнет.

Увидела в Топе обсуждение фильма Альмадовара «Кожа, в которой я живу». И чего это они решили его обсудить, когда он давно прошел?
Но раз им можно, то и мне можно.
Обычно я смотрю фильмы Альмадовара с интересом. Но этот меня как-то не вдохновил. Ждала-ждала, когда же действие начнется, а фильм взял, да и окончился.
Вначале мы видим дом в стиле хай-тек в Толедо, принадлежащий успешному хирургу-косметологу Роберто (Бандерас). Там все похоже на дорогую больницу. На втором этаже живет то ли пациентка, то ли пленница красавица Вера (Елена Анайя). Управляет домом старая служанка Мария (Мариса Паредес). Вдруг в дверь стучится и просит его приютить лет 20 как пропавший сын Марии. Он довольно страхолюдный дебил, преступник, проведший большую часть жизнь за решеткой. Одет он в маскарадный костюм тигра: в городе карнавал, и бандит думал так замаскироваться – за ним гонится полиция. Мать его впускает. Он сразу обнаруживает пленницу, отбирает у Марии ключи, врывается к Вере и начинает ее насиловать. Она кричит, а он недоумевает: «Раньше тебе нравилось!» Возвращается доктор и стреляет в тигриную спину. Труп он закапывает в саду. Мария не слишком переживает: похоже, что хозяина она любит больше, чем непутевого сына.

Мне у Альмодовара больше всего нравятся «Женщины на грани нервного срыва» и еще конец фильма «Все о моей матери». Помните, там героиня все время ищет своего бывшего мужа, чтобы сообщить ему о том, что их общий 17-летний сын погиб? А муж и не знал, что у него был сын. Она от него ушла, как только забеременела. А ушла потому, что муж был бисексуал и вел распутный образ жизни. Она его любила, но решила, что ребенок не должен расти в такой обстановке. И вот она встречает разных людей, что его знали, и они немного о нем рассказывают. После того, как она от него ушла, он окончательно сделался трансвеститом, носит женское платье, и его зовут теперь Лола. А еще у него СПИД: он вот-вот умрет. Но все это не помешало ему сделать ребенка одной сердобольной монашке, которая от него заразилась (первая серьезная роль Пенелопы Крус). И еще он и вор, и наркоман, и предатель. Ну, там еще много всего. И вот в самом конце этот Лола, наконец, появляется в кадре. Роль у него небольшая, но сделана так, что зритель понимает, почему женщины и мужчины так его любили. Он в женской одежде, он еле живой, но это – настоящий мачо. Он тот, кто делает только то, что хочет, и у него такое чувство собственного достоинства!
Так, к чему я столько о другом фильме? А к тому, что в «Коже, в которой я живу», ничего подобного нет. Нет там сюрприза – все задано и очевидно.

В новом фильме Альмодовар снял Бандераса. Когда-то именно этот актер был его талисманом. Можно сказать, что они принесли славу друг другу ("Матадор", "Лабиринт страстей", Закон желания", «Свяжи меня», «Женщины на грани нервного срыва»). Но Бандерас давно обитатель Голливуда. Еще в режиссер пригласил Марису Педерер, с которой связаны лучшие его фильмы ("Всё о моей матери" , "Высокие каблуки", "Цветок моей тайны"). Елену Анайя он тоже уже снимал в роли второго плана в «Поговори с ней». Видно, дела у Альмодовара совсем не так хороши, раз он решил вернуться к прошлому. Он постоянно снимает одних и тех же актеров, но Бандерас все же символ.
Но, по-моему, не помогло. Бандерас играет мрачного типа, врача-убийцу, несколько тронувшегося на почве семейных трагедий. Вначале у него погибает жена, да еще как! Она убежала от мужа и дочери с полным отморозком - сыном их служанки. Но их машина попала в аварию. Любовник сбежал, а она сильно обгорела, особенно пострадало лицо. Любящий муж не смог вернуть ей красоту, и она покончила с собой, бросившись из окна прямо под ноги маленькой дочери. Дочь от этого сделалась несколько не в себе, ее пришлось лечить у психиатров. Но как только она поправилась, лет в 16, ее жестоко изнасиловал некто Висенте. Он был под наркотиками.
После этого девушка окончательно сошла с ума и уже не выходила из клиники. Потом она тоже покончила с собой. Ее отец Роберто решил мстить. Он изловил этого Винсенте и сделал ему операцию по перемене пола. Кроме того, он провел ряд пластических операций, чтобы тот стал походить на его покойную жену. Винсенте переименовали в Веру. Роберто продержал Веру-Винсенте взаперти 6 лет.
Основной темой фильма могло бы стать превращение мужчины в женщину, хотя играет Веру все же женщина. Поэтому никакого особенного превращения не получилось. А что может получиться, когда вначале показывают одного актера, а потом другую актрису и объявляют, что это – один и тот же человек?
Но так видит зритель, а Роберто видит именно преображение. Этот человек, похоже, обречен вечно наступать на одни и те же грабли. В прошлый раз он любил жену-предательницу, а теперь влюбился в транса. В общем, типичный Пигмалион. После того, как Роберто спас Веру от нападения, их отношения стали лучше. А тут еще вмешался шантажист: коллега доктора вычислил, кем является Вера и грозил пойти в полицию, если Роберто не отдаст ему свою клинику. Но Вера заявляет, что сама просила об операции, потому что хотела жить с доктором. Шантажист остался ни с чем, а между Верой и Роберто наконец-то случилась любовная страсть. И вот тут надо видеть преображение Бандераса: из мрачного, недоверчивого маньяка он становится счастливым, расслабленным, солнечным.
(Пожалуй, это единственный момент, где виден уровень актера. Почему-то в этот раз Альмодовар никому не дал развернуться).
Но переделанный мужчина, обретя женское коварство и мягкие манеры, в душе остался тем же необузданным типом. Добившись права самостоятельно покидать дом, он приобрел револьвер, да и застрелил своего мучителя. А сам побежал к старушке-матери, которая все эти годы его ждала. Мама его вначале не узнала, но он доказал, что является ее сыном, попавшем в чужую кожу. Висенте говорит ей, что его держали силой, но он все же сбежал, хотя пришлось убить двух человек (Марию он тоже застрелил).
Тут и сказочке конец.
Что еще? Есть некоторые любимые Альмадоваром мотивы: простая испанская женщина (служанка, она же настоящая мать доктора, о чем он не знает: она его родила от хозяина, а бездетная хозяйка выдала ребенка за своего), несколько изнасилований. Одно из них сделано по типу того, что в «Женщинах на грани нервного срыва». Там в дом проник недоумок и больше часа насиловал героиню, но, вроде, как это считалось комическим эпизодом. Здесь Веру насилует забредший в дом брат-дебил, одетый в маскарадный костюм тигра. Он и Роберто не знают, что они братья. По всему видно, что Альмадовар любит индийское кино.

Простая же испанка в фильмах маэстро отличается крайней толерантностью: ей пофигу, кто там гей, проститутка, трансвестит, больной СПИДом, убийца, вор, наркоман - лишь бы к ней хорошо относились. Помочь подруге закопать тело убитого мужа? Нет проблем. Спрятать убийцу? Да ради бога. Простить насильника, потому что он идиот и брат прислуги? Конечно.

Про фильм писали, что в нем много философии и прямо душа автора. Что ж, возможно, он хотел сказать, что влюбляется в свои фильмы, в своих актеров, а они его убивают. Что уж тут такого нового и глубокого? Может быть, еще тот мотив, что человек, меняясь внешне, не меняется по существу, и что мужчина-трансвестит – все равно мужчина? Что от себя не уйдешь?
Опять же – общее место. Да и сделано как-то неинтересно, не похоже на самого Альмодовара. Меня этот фильм разочаровал.
Tags: Критика
Subscribe
Buy for 60 tokens
Buy promo for minimal price.
  • Post a new comment

    Error

    default userpic

    Your IP address will be recorded 

    When you submit the form an invisible reCAPTCHA check will be performed.
    You must follow the Privacy Policy and Google Terms of use.
  • 19 comments