uborshizzza (uborshizzza) wrote,
uborshizzza
uborshizzza

Category:

Новый пароксизм болоньизации образования

Переход по щелчкуВ верхнее тематическое оглавление
 Переход по щелчку Тематическое оглавление (Медицинские байки)


В связи с окончательным вступлением России в ВТО вновь начались процессы реализации ее вступления в Болонскую конвенцию. Насколько помню, официально мы присоединились к ней еще лет 10 назад, однако реализация ее положений осуществляется как-то выборочно.

Например, одно из основных положений конвенции – закрепление права университетов на полное академическое самоуправление. Европейские университеты еще со Средних веков имели статус, близкий к посольству другого государства – управлялись они местным начальством, даже полиция имела право заходить на территорию только с его одобрения. Болонская конвенция закрепляет и развивает самостоятельность университетов – они не только самоуправляются путем выбора ректора и прочей администрации, но и власти не имеют права лезть в то, как именно университет (в рамках закона) функционирует. В том числе и в том случае, если университет – государственный и живет на бюджетные деньги. Несколько лет назад в Италии был грандиозный скандал – чиновники из министерства образования посмели дать одному из госуниверситетов рекомендации по поводу каких-то учебных курсов. В результате правительство долго ругали, оно извинялось, были какие-то отставки.

Но ту часть, которая касается академической автономии, начальство демократической России в упор не видит. Напротив – все ректора государственных вузов сидят на контракте с министерством, один из пунктов которого гласит, что их могут уволить в любой момент без объяснения причин. Практика подобных лет говорит, что этим часто пользуются. Иногда просто сразу снимают с формулировкой «за утрату доверия», иногда – предъявляют какие-то обвинения, а когда выясняют, что они не соответствуют действительности – снимают все равно.

Ну, а уж в праве университетов самим определять, как им лучше учить – и вовсе царит беспредел. Министерство постоянно спускает новые планы, обязательные для исполнения, причем бывает так, что план, предусматривающий коренные изменения, спускается в июле, а с 1 сентября его надо выполнить.

Раньше основные копья ломались вокруг «академической активности». В современных западных университетах образование студента устроено по-другому. Там нет приписки его к конкретной группе и единого учебного плана – студент сам выбирает, какие курсы и в какой последовательности он проходит и, набрав нужное количество часов, получает диплом. Нормой также является массовый дрейф между университетами, когда одни циклы проходят в одном университете, другие – в другом. Лучше это или хуже – вопрос сложный, однако должен заметить, что тут есть по крайней мере два «но»:
- данная практика не соответствует существующему законодательству,
- свободная запись на циклы подразумевает большую неравномерность нагрузки, ее пульсации и непредсказуемость. В этом случае нужно иметь большие ресурсы – запасы площадей, меньшую нагрузку на преподавателей, то есть резко увеличивать мощности и удорожать образование. В частности, вслед за кочующими по городам и странам студентами должны кочевать и преподаватели. А университеты обеспечивать их и их семьи не только достаточной зарплатой, но и жильем.

Свободное кочевание и академические свободы на практике приводят к тому, что значительная часть студентов кочует по университетам лет до 40, определяясь, что же им больше нравится. В постиндустриальной Западной Европе с ее социальными государствами это находится в общем русле «гуманизации» образования, при которой основная цель – не научить и уж тем более не воспитать, а просто занять ребенка, подростка и молодого человека (включая 40-летнего юнца). Из-за этого длительность образования в школах и институтах все увеличивается, а сам процесс становится все более щадящим. Западноевропейским странам с их высоким уровнем безработицы (особенно среди молодежи и особенно скрытой) и высоким уровнем социальных гарантий дешевле и проще держать обалдуя в университете до седых волос, чем платить ему пособие по безработице.

У нас – ситуация другая. Пособие по безработице... ну, вы понимаете... так что можно сэкономить. В результате Болванский процесс привел к появлению бакалавриата и магистрата, то есть де факто – к тому, что государство обрезало свои конституционные обязанности на бесплатное образование с 5 лет до 3, так как магистратура – это уже типа второе высшее, то есть за свои.

Введение бакалавриата, вообще говоря, противоречит существующему законодательству, так как по нему бакалавр с 3 годами – это не специалист с высшим образованием, а непонятно кто. Да и не нужен он никому, если честно.

Очень хорошо, что удалось отбить попытки ввести бакалавриат в медицинское образование, не дать его загубить. Помогло то, что специально для медиков помимо бакалавриата/магистратуры есть еще и специалитет, то есть 6-летняя подготовка без деления на две ступени с выдачей промежуточного диплома.

Однако сейчас пошла вторая волна. По информации, просачивающейся от начальства, в рамках «создания индивидуального образовательного вектора каждого студента» и прочех прогрессивных веяний гуманизируют процедуру отчисления задолжников.

Теперь студент, не сдавший какие-то дисциплины, не будет отчисляться, а будет гуманно продолжать учиться со всеми. Однако у него будет возможность после окончания вуза или получить волчий билет академическую справку о прохождении неполного курса, или за свои деньги повторно пройти и досдать циклы.

С одной стороны это типа мобильно, гуманно, свобода выбора и прочее. С другой, как подумаешь, как это будет реализовываться, то понимаешь, что дьявол кроется в деталях.

Например, этот самый прошедший обучение, но «досдающий» - он студент или нет? Но закону – уже нет, так как его срок обучения прошел, а «досдача» - это не отсрочка, посему по закону досдающих должны призвать в армию. Конечно, можно подправить закон, но они у нас в подобных случаях правятся десятилетиями.

Или – сейчас пошло обучение по новому ФГОСу, который значительно отличается от старого набором дисциплин и количеством часов. Пропустил студент на младших курсах цикл, надо ему его пересдать – а его уже нет! Новой версией учебного плана не предусмотрено, а получать диплом ему нужно по старому! А учебные планы у нас меняются раз в 5 лет, так что младшие и старшие курсы учатся по-разному.

Но самая бомба заложена в психологии студента. Конечно, те, кто хотят и могут учиться, и при новой системе могут ликвидировать задолжности, но речь не о них, а о раздолбаях. Сейчас, если раздолбай получает незачеты или двойки, то его начинают напрягать в деканате, грозить отчислением, недопускать до сдач, родственники быстро просекают ситуацию, устраивают скандалы, дают выволочку... После чего раздолбай или досдает хвосты, или ВНЕЗАПНО вспоминает, что ему нужно ухаживать за больной бабушкой, и берет академический отпуск, или все-таки отчисляется, после чего через полгода ВНЕЗАПНО восстанавливается и учится дальше. При новой система раздолбай не сдал цикл – и всем пофиг. Деканату пофиг – он больше за это не отчисляет, кафедре пофиг, а уж самому раздолбаю и вообще пофиг – о том, что будет через несколько лет, такие студенты не думают. Родителям, конечно, не пофиг, но они о подобных пикантных моментах при данной системе даже и не будут знать.

Итак, учится студиозус дальше, а так как базовые предметы он не освоил (и ему за это ничего не было!), то безмятежно учится дальше, набирая все новые и новые задолжности. Университетское начальство, потирая лапы, только радуется от благостной картины и от грядущего доучивания студента на платной (не забудем!) основе. Потом ВНЕЗАПНО приходит выпуск, после чего нужно добирать курсы... А далее начинается Содом и Гоморра. При узаконенной системе расчета штатного расписания в нагрузку такой «подарок из Африки» не войдет, штатное расписание будет весной верстаться без учета – это и невозможно, кто знает, когда он запишется на какие курсы. Значит, его будут добавлять к существующим группам, е если таких хвостатеньких много, то их просто некуда будет впихнуть. Ну и масса поводов для конфликтных ситуаций. Заодно можно представить себе радость родителей, выясняющих за день до выпуска, что их отпрыску надо поучиться еще пару-тройку лет, и стоить это будет где-то с полмиллиона...
Tags: Медицинские байки
Subscribe
Buy for 60 tokens
Buy promo for minimal price.
  • Post a new comment

    Error

    default userpic

    Your IP address will be recorded 

    When you submit the form an invisible reCAPTCHA check will be performed.
    You must follow the Privacy Policy and Google Terms of use.
  • 15 comments