Режиссер - Борис Хлебников, сценарий - Александр Родионов
В ролях - Алиса Хазанова, Александр Яценко, Евгений Сытый Алена Долецкая, Агния Кузнецова, Сергей Шнуров, Александра Ребенок, Анна Михалкова, Авдотья Смирнова, Дарья Екамасова.
Посмотрела фильм «Пока ночь не разлучит». Мне понравился. Почитала рецензии: отзывы – половина на половину. Некоторые снисходительно хвалят, некоторые пишут, что тема устарела, некоторые ругают.
Конечно, художника всякий обидеть может. Если мы так будем к своим режиссерам и сценаристам относиться, то вообще никакого кино не будет. «Пока ночь не разлучит» идет в нескольких кинотеатрах и на какие-то самые неудобные сеансы. Я с трудом нашла подходящий.
Меня привлекло в первую очередь то, что фильм снят на основе 2-х больших очерков в «Большом городе». В одном подслушивали разговоры посетителей ресторана «Пушкин», в другом журналистка устроилась работать на кухню. Помню оба этих материала, было интересно, как по ним можно снять фильм. Сценарий писал Александр Родионов («Все умрут, а я останусь», «Сумасшедшая помощь», «Сказка про темноту») ставил Борис Хлебников («Коктебель», «Сумасшедшая помощь»), снимались Сергей Шнуров, Василий Бархатов, Василий Уткин, Авдотья Смирнова, Анна Михалкова, Алиса Хазанова, Алена Долецкая и др.
Фильм начинается с того, что нам показывают, как моют в раковине тушку поросенка. Мы с ним еще встретимся.
В помпезных интерьерах дорогого ресторана существуют три почти не пересекающихся мира: кухня, официанты, посетители. Показаны узнаваемые приметы нашего времени: сусальное золото на стенах, дорогие блюда, которые приготавливают на кухне бесправные таджики-узбеки-казахи под руководством су-шефа туркмена Малика. «Когда б вы знали из какого сора», готовят те блюда, вы трижды бы подумали, прежде, чем их взять в рот. Высокомерные официанты в сюртуках, говорящие сквозь зубы «Сударь» и «сударыня», в обязанности которых входит декламировать посетителям дурацкие тексты о подаваемых блюдах: «Тирамису был изобретен на грани жизни и смерти» и прочее му-му, переодеваются в комнате, величиной со шкаф, а питаются на краешке стула объедками с тарелок. В этом весь наш бизнес: выбрасывание денег напоказ и судорожная экономия на работниках и качестве.
Жизнь посетителей ресторана и работников пропитаны абсурдом.
Два типичных братка, перетирающих какое-то новое жульничество, запивают сделку только «Померолем», т.е. дорогим и изысканным вином.
Светящаяся от счастья будущая молодая мать пересказывает кому-то по телефону то, что она видит на снимке с «УЗИ»: «Видны ножки, ручки!», а потом нежно так официанту: «Мне бы чайку попить и водки».
За столом сидят сильно накрашенные и очень «дамистые» Авдотья Смирнова и Анна Михалкова. Они встречаются с молодым человеком, который ведет какие-то их дела (Максим Лагашкин). Он ест, а они нет. Он их несколько раз спрашивает: «Вы кушали?», а Смирнова не мигая ненавидяще отвечает: «Мы ЕЛИ беляши».
В углу сидит Шнур и ничего не ест. К нему по очереди подсаживаются разные известные люди – Василий Бархатов, Василий Уткин, еще кто-то. Они все пьют водку, предлагают ему, а он не пьет – в завязке. Из-за этого он никого не слушает, а только психует: его дико раздражает арфистка и ее игра, которая по замыслу владельцев ресторации должна придавать обстановке изысканности. Арфистка, в самом деле, похожа на лошадь, и выглядит довольно глупо со своим вдохновенным лицом и скользящими по струнам руками.
Две девушки – воздушные создания в черных вечерних платьях и черных очках (Алиса Хазанова и Клавдия Коршунова) буквально стекают со своих стульев. Оживают они только тогда, когда перед ними ставят по бокалу пива: жадно пьют, будто вышли из пустыни. Диагноз ясен – «перепел».
Две «чувырлы» (будто из передачи «Одна за всех») шумно восхищаются шикарной обстановкой: «А ты видела, как тут в туалете красиво? А почему мы сюда раньше не ходили?» - «Мы уже целых пять лет в Москве, а ты все еще такая дура!».
Красивые мама, дочь и внучки ожидают главу семьи – у него день рождения. Одеты дорого, в каких-то немыслимых драгоценностях. Дочь возмущается, что он заказал не тот столик, девчонки дерутся и спорят, кому папа подарит лошадь, а кому пони, из разговора женщин выясняется, что дочь изменяет мужу, думает от него уйти, а детей оставить - они ей «выносят мозг». Мать советует не торопиться, подумать. Тут появляется муж – очередной браток.
- Ну, с днем рождения!
- Ты бы еще в Мак Дональсе столик заказал!
- Папа, папа, а почему мне пони?
- Папа, а мы поедем на каникулы в Италию?
- Ты почему не отвечаешь?
Он выпивает рюмку водки, сообщает, что через три часа улетает на самолете, а когда вернется, чтобы их духу всех в квартире не было. Немая сцена.
Трое хануриков – девушка, толстяк и худосочный юноша в очках спорят, кого снимать в кино.
- Может, Максима Леонидова?
- А кто это?
- Может, Жигунова?
- А кто это?
Между тем на кухне су-шеф замечает, что его работники чем-то взволнованы, переговариваются на своем языке, отвлекаются от своих обязанностей. В чем дело? Оказалось, что одного из них забрали в милицию и хотят депортировать. Надо видеть, как Малик (Сахат Дурсунов) вызволяет своего работника. Не переставая собирать из подаваемых ему составных частей красивейшие натюрморты, он звонит в милицию, а потом в другое место, в третье, он льстит, уговаривает, подкупает, наконец, угрожает.
В итоге результат достигнут: работника отпустили. Тот побитый, с качающимся зубом, рассказывает о пережитом. Нежная узбекская девушка, работающая посудомойкой, которая больше всех за него переживала, пытается накормить бывшего узника припрятанными объедками. Но он на нее накричал: зубы у него болят. Девушка льет тихие слезы, но остальные успокоились, довольны – их шеф может за них постоять.
Вообще, с женщинами в этом фильме обращаются как-то сурово. Оба официанта всю дорогу разбираются один со своей женой, а другой с любовницей. Тот, что женат (Евгений Сытый), страшно зол: жена с утра пролила на него чай. Дело не чае, а в отношении – вот, что он пытается ей объяснить. Он ее любил, а она его не ценит. Жена же не понимает порывов души официанта, отчего он впадает в бешенство.
Второй, помоложе (Александр Яценко), каждый пять минут звонит любовнице – замужней женщине. Он говорит ей такие непристойности, что фильм пришлось сделать 18+, но она так и не смогла найти время, чтобы с ним встретится.
Официанты терпеть не могут друг друга, и когда один толкает другого, то начинается грандиозная драка. Мужчины и женщины бессмысленно раздают удары направо и налево, вцепляются в волосы, опрокидывают на пол. Шнур добрался до арфистки, двинул ей в челюсть и потоптал арфу, а после этого начал пить сразу из нескольких бутылок.
Все это пиршество духа снимают на мобильники восточные обитатели кухни – будущие хозяева нашей земли.
Поросенка жалко: его так красиво приготовили и как раз везли на тележке, когда началась драка. Никто не ценит настоящего искусства.
Вот очерки, на основе которых сделан фильм:
http://bg.ru/society/vkusnye_razgovory-5192/
http://bg.ru/society/umyvayu_ruki-8834/
Journal information