uborshizzza (uborshizzza) wrote,
uborshizzza
uborshizzza

Categories:

Бескровная коррида 38 Музей Прадо

Переход по щелчкуВ верхнее тематическое оглавление
 Переход по щелчку Тематическое оглавление (Рецензии и критика: ИЗО (живопись, скульптура и пр))


В заключение нашего рассказа про Испанию http://uborshizzza.livejournal.com/2070434.html расскажу, что увидела в Музее Прадо. Мне этот музей понравился тем, что там не так много картин, как, например, в Лувре, но все они – шедевры, что прекрасно представлена именно испанская живопись, и больше такого нигде не увидишь.
Снимать там нельзя, но зачем мои фото, когда давно все отснято профессионалами в хороших условиях?

Представьте себе, что в Прадо есть своя «Мона Лиза»! Конечно, они не говорят это прямо, но намекают, что картину писал сам Леонардо, хотя на табличке стоит « Джоконда (копия). Мастерская Леонардо да Винчи». Такой вывод они сделали, когда расчистили фон картины – это горный пейзаж, как и на настоящей «Джоконда». «Мы даже не представляем, кто еще мог писать это», - сказала наш экскурсовод. Конечно, художники частенько делают копии со своих картин. Вдруг, и Леонардо сделал? Но это надо доказать.
http://www.planetaincognito.es/wp-content/uploads/2012/02/bb.jpg
Помимо большой коллекции испанской живописи, в Прадо есть залы с итальянской, фламандской и др. живописи.

Фра Анджелико. Благовещение. 1455.
http://www.catholictradition.org/Annuncia/annuncia36.jpg
Этот монах так рисовал ангелов, что современники-флорентийцы прозвали его самого «ангелом». Они поговаривали, что он, наверное, каким-то образом видел рай. Впрочем, про Данте они шептались, что он, точно, побывал в аду.
Мне нравится рассматривать на этой картине травку и цветочки в правом куске, изображающем рай, откуда гонят Адама и Еву. Кстати, многие века зрители этой ботаники не видели – ее расчистили в 20 веке.

А эти несколько картин Сандро Боттичелли и его учеников представляют что-то вроде комикса. Правда, у них не вся серия.
Эту композицию по случаю брака Джаноццо Пуччи и Лукреции Бини в 1483 году заказал художнику Лоренцо Великолепный. Сюжет новеллы взят из «Декамерона» Боккаччо (V, 8). В ней рассказано, как богатый юноша из Равенны по имени Настаджо дельи Онести влюбился в девушку, принадлежавшую к более знатной семье Траверсари. Все усилия влюбленного надменно отвергались красавицей. Впавший в отчаяние юноша удалился в Кьясси под Равенной, где, гуляя в роще, погруженный в мечты о своей даме сердца, натолкнулся на ужасающее зрелище. Два пса преследовали и кусали обнаженную девушку, а за нею гнался всадник со шпагой, грозя смертью. Желая спасти несчастную, Настаджо схватил сук дерева, но услышал от всадника любовную историю, приведшую того к самоубийству. Попав после смерти в ад, строптивая девушка, жестоко отвергавшая влюбленного, обречена вечно бежать от него, а он — вновь и вновь убивать свою жертву и бросать ее холодное сердце на пожирание собакам.
На картине третьей сцены истории художником Сандро Боттичелли изображено, как Настаджо пригласил на обед своих друзей и семью Траверсари с их надменной дочерью в то место, где он стал свидетелем «терзания жестокой женщины». Действие представлено в момент кульминации, когда праздничную атмосферу застолья резко нарушило появление обнаженной девушки, истязаемой собаками, и всадника, который нагонял ее с поднятой шпагой. Композиция четвертого эпизода содержит концовку новеллы, где устрашенная девушка из дома Траверсари согласилась выйти замуж за Настаджо. Вот его в Прадо нет.
http://sschool8.narod.ru/Masters/Botticelli/93d.jpg

http://sschool8.narod.ru/Masters/Botticelli/93e.jpg

http://www.bibliotekar.ru/Kboticelli/6.files/image001.jpg

Есть у них и Рафаэль. Но о нем не будем.

Есть Тициан. Остановлюсь на нем не ради его самого, а ради его сюжетов. Смотреть Тициана надо в Венеции.
Вот портрет Филиппа II. 1551 г.
http://s47.radikal.ru/i118/1102/d1/994eda687065t.jpg
А это его любовница. Ее портрет он брал с собой, когда ехал жениться на Марии Тюдор. Вот вам и богомолец!
http://cdn.blogosfere.it/mondodonna/images/1548_tiziano_vecellio_017_venere_cupido_e_organista.jpg
По сравнению с Фра Анджелико, Тициан совершенен (да и по сравнению с кем угодно). Что же, сто лет не прошли даром.

Но вот что интересно, фламандцы - как будто изначально владели всеми секретами живописи. У них нет периода, где неважно с пропорциями, перспективой, что меня всегда особенно умиляет в картинах 14-15 века.

Рогир ван дер Вейден. Снятие с креста. 1464.
http://www.wga.hu/art/w/weyden/rogier/01deposi/1deposit.jpg
В Прадо я впервые увидела картины Иоахима Патинира. Картин этого художника сохранилось мало, но в Прадо имеются. Ведь Фландрия входила в состав Испании благодаря династическим бракам.
Какой у него сине-зеленый цвет! У художников есть краска, которая называется "панитир".

Иоахим Патинир. Харон переплывает реку Стикс. 1524.
http://upload.wikimedia.org/wikipedia/commons/1/1b/Crossing_the_River_Styx.jpg
Есть в музее и зал Босха. Филипп II был горячим его поклонником и скупал оптом. Только в музее можно увидеть, что «Семь смертных грехов» написаны на столе, а «Сад земных наслаждений» (1500) прикрыт створками, на которых вот такое, весьма небрежное изображение.
http://www.varvar.ru/arhiv/gallery/nord/bosch/images/bosch_sad4.jpg
Около самого «Сада» хорошо бы простоять хотя бы часок, чтобы что-то понять. Может, еще и удастся.

Теперь перейду к испанской живописи.
В Прадо – 2 зала Эль Греко. Смотреть его надо издалека. Например, тогда на «Поклонении волхвов» (1612) видны не только люди, но и животные. А здесь не могу найти.
http://upload.wikimedia.org/wikipedia/commons/c/c6/Adoracion_de_los_Reyes_magos1.jpg

Так как одна из туристок прибыла из США исключительно для того, чтобы посмотреть на Франсиско Сурбарана, представлю его «Агнеца Божия» (1635).
http://img0.liveinternet.ru/images/attach/c/2/74/502/74502110_large__Agnus_Dei_Bozhiy_Agnec_16351640.jpg

Диего Веласкес.
Только в музее, я поняла, почему Веласкес считается величайшим художником. Многие вещи нельзя заметить на иллюстрациях.
Например, батальное полотно «Сдача Бреды».
http://www.sai.msu.su/cjackson/velazque/velazq50.jpg
В музее оно занимает целую стену, оно большое, и в картине имеется фокус – когда зритель идет вдоль нее, фигура лошади как бы переворачивается за ней.

Или символ Прадо – «Менины» или «Семья Филиппа IV». Сколько я ни смотрела на картину на репродукциях, не могла понять, почему ею так восхищаются. А ведь посмотреть на картину приезжали издалека.
Вроде бы, ничего особенного. Картина изображает пятилетнюю принцессу (инфанту) Маргариту. Королю не везло с детьми – наследники умирали в раннем возрасте. Филипп был на 30 лет старше своей второй жены и являлся её дядей. Дошло до того, что он был готов передать престол дочери. Парадный портрет, заказанный Веласкесу, должен был пропагандировать этот шаг.
Сразу скажу, что король поторопился. Сын у него все же родился и правил странной под именем Карла II. А Маргарита стала женой императора Священной Римской империи Леопольда I. Маргарита называла своего мужа даже в супружестве дядюшка, а он её Гретль. Она вышла за него замуж в возрасте четырнадцати лет, Леопольду было двадцать шесть. Молодая императрица была очень набожна и подвигла Леопольда к изгнанию из Вены евреев, которых она считала виновными в своих многочисленных неудачных родах. Несмотря на разницу в возрасте и непривлекательный внешний облик Леопольда, по многочисленным свидетельствам это был счастливый брак, супруги имели многочисленные общие интересы, особенно в искусстве и музыке. За шесть лет супружества Маргарита родила шесть детей, из которых выжила только единственная дочь — Мария Антония (1669—1692), ставшая женой Махимилиана II. Маргарита была очень хрупкой и многочисленные беременности вскоре ее очень ослабили. Вдобавок ко всему у нее был зоб — изменение щитовидной железы. Высокомерие и заносчивость ее испанской свиты вызвало антииспанские настроения среди австрийского двора. Придворные открыто выражали надежду, что больная императрица вскоре умрет и тем самым даст возможность Леопольду жениться во второй раз. Эта невыносимая ситуация очень удручала Маргариту Терезу и вскоре после рождения шестого ребенка она умерла в возрасте 21-го года.
А Карл II родился инвалидом, неспособным произвести на свет жизнеспособное потомство. Он стал последним из Габсбургов на испанском престоле, после его смерти разразилась война за испанское наследство, приведшая к власти в Испании Бурбонов.
http://www.wga.hu/art/v/velazque/08/0801vela.jpg
Действие происходит в мастерской. На картине мы видим инфанту и ее свиту, в том числе, карлицу Мария Барболу и лилипута Николао де Пертусато, который поставил ногу на собаку. Некоторые ошибочно называют его карликом. Это неверно. Посмотрите на пропорции его тела и тела карлицы: у Пертусато ноги и голова имеют пропорциональную к телу длину. Ему здесь 21 год. В свиту также входят монашка, две фрейлины, гвардадамас, который должен всюду сопровождать принцессу. Девочка ведет себя, как взрослая. Она не гдядя ставит кувшин на поднос. Одна из фрейлин кому-то кланяется.
Еще на картине изображен сам Веласкес, работающий над холстом, который не виден зрителю. На его груди изображен крест ордена Сант-Яго, который он очень хотел получить. Крест он пририсовал позже, когда его получил – через 3 года после окончания «Менин». На поясе у него ключи, что говорит о его придворной должности управляющего дворцом.
http://upload.wikimedia.org/wikipedia/commons/thumb/e/e3/Velazquez_Cruz_Roja.jpg/250px-Velazquez_Cruz_Roja.jpg
В дверях стоит гофмаршал двора Хосе Нието Веласкес.
В зеркале отражаются король и королева.
http://upload.wikimedia.org/wikipedia/commons/thumb/e/ec/Las_Meninas_mirror_detail.jpg/200px-Las_Meninas_mirror_detail.jpg
Есть много предположений о том, что происходит на картине. Кого пишет Веласкес? Принцессу или ее родителей? Кто вошел в комнату: Маргарита, чтобы посмотреть, как работает художник, или король с королевой, чтобы понаблюдать за дочерью? Если пишут портрет правителей, а дочь пришла посмотреть, то кого увидела одна из фрейлин и кому она делает поклон? Если писали Маргариту, а король вошел и отразился в зеркале, то почему его заметила только одна фрейлина, а собака, например, не реагирует?
Ключи управляющего дворцом на поясе у Веласкеса, но дворцом управляет гофмаршал.
Как объясняла наш экскурсовод, наиболее распространенное мнение искусствоведов состоит в том, что Веласкес хотел показать значение художника, как творца параллельной реальности. В якобы реалистичной сцене специально столько несоответствий – художник хочет сказать: что он напишет, тому вы и поверите. На это намекают те полотна других художников, что висят в мастерской художника – все они о величии живописи. Также в картине отражена драма самого Веласкеса, который, будучи придворным художником, считал, что его мало ценят. Так король запрещал ему подписывать картины, а чтобы получить звание кавалера Сант-Яго, должности художника было недостаточно. Его пришлось назначить королевским обер-гофмаршалом. А Веласкес хотел получить звание за свою работу художника. Обязанности обер-гофмаршала утомляли его. Вот почему в дверях стоит другой обер-гофмаршал. Художник должен писать картины, а не ходить с ключами.
Но, конечно, зрители приезжали смотреть картину не поэтому. Во-первых, там есть фокус: если встать на расстоянии от картины и ограничить себе фокус зрения (один глаз закрыть, а другим смотреть сквозь кольцо из пальцев), то фигуры на полотне становятся объемными! А во-вторых, вся картина как бы соткана из света – за это ее и ценили.

Наконец, перейдем к Гойе. Только в Прадо я поняла величие этого художника. Здесь его творчество представлено наиболее полно. Всего не расскажешь, но вот портрет семьи короля Карл IV (1800). В некотором роде – это спор с Веласкесом. Королевские персоны – не небожители, а пошлейшие из смертных.
http://www.nearyou.ru/goya/gop/100family.jpg
Но время прошло. Карл IV – это не Филипп IV. Гойя спокойно писал фактически не портреты, а карикатуры, а король только восхищался своим придворным живописцем. Начнем с того, что королевская семья никогда не собиралась в полном составе перед художником. Он сделал эскизы с каждого из них, которые потом свел воедино. Обратите внимание: женщины одеты в одинаковые платья. Одна из них отвернула лицо – это потому, что на этом месте должна быть невеста наследника, а еще не было известно, на ком он женится.
Главный образ – это королева Мария-Луиза – мать многочисленного семейства. Ох уж эта женщина, которая признавалась, что только старший ее ребенок- наследник – от короля, а остальные – от любовника! Мануэль Годой, премьер-министр её мужа, который был моложе её на 16 лет и которого она сделала премьер-министром Испании в 25 лет, был её давним любовником. Она сама смеялась над своей не слишком удачной внешностью, но зато дети от милого друга получились красивые. Вот она держит за руку мальчика – это инфант дон Франсиско (герцог Кадисский), который особенно напоминал Годоя. Кстати, когда он вырос, то стал скверным человеком. Да и тут видно, что капризный и очень избалованный.

Лица короля и его брата – практически одинаковые. Вряд ли они были на самом деле такие одинаковые и так похожи на идиотов.
Не буду, конечно, приводить все картины Гойя из Прадо. Но Большое впечатление произвела на меня «Черная Живопись» из «Дома глухого». Гойя приобрел деревенское поместье на окраине Мадрида. Он расписал маслом стены нескольких комнат этого дома. Всего там 14 работ. Поместье Гойя подарил своему внуку. Потом его не раз перепродавали. Один из владельцев перенес живопись со стен на холст и подарил Испании (в 1878 г.). С тех пор они находятся в Прадо. В зале нет окон, полутемно, картины большие и немного светятся.
Вот «Сатурн, пожирающий своих детей».
http://images.tribe.net/tribe/upload/photo/71c/b97/71cb9722-ceeb-478f-b91b-fcf985b2cfaf
В общем, это надо видеть. Не понимаю тех, кто считает, будто иллюстрации заменяют поход в музей. Они нужны только для того, чтобы понять, что надо посмотреть в музее. Если есть возможность посмотреть картины вживую, то пренебрегать ею не следует. Почему я это пишу? Потому что не раз сталкивалась с противоположным мнением.
Tags: Путешествия
Subscribe

Buy for 60 tokens
Buy promo for minimal price.
  • Post a new comment

    Error

    default userpic

    Your IP address will be recorded 

    When you submit the form an invisible reCAPTCHA check will be performed.
    You must follow the Privacy Policy and Google Terms of use.
  • 9 comments