uborshizzza (uborshizzza) wrote,
uborshizzza
uborshizzza

Category:

Современный культурный код

Переход по щелчкуВ верхнее тематическое оглавление
 Переход по щелчку Тематическое оглавление (Рецензии и ругань)


"«РР» представляет исследование современного русского культурного кода — 100 книг, которые нужно прочитать, чтобы понимать себя и друг друга. Это не просто список «рекомендованной литературы» вроде того, который поторопилось представить Министерство образования и науки, и не просто список хороших и любимых книг. Это именно исследование, основанное на глубинном опросе, литературном расследовании и анализе упоминаемости текстов в разные эпохи. В результате мы смогли описать происхождение ключевых черт «русской души» и даже задуматься о будущем нашей культуры.
Ольга Андреева, Юлия Вишневецкая, Юлия Идлис, Константин Мильчин, Виталий Лейбин, Григорий Тарасевич, Владимир Шпак
"
http://rusrep.ru/article/2013/02/06/literatura
Исследование они провели. Какие-нибудь цифры полностью отсутствуют. Сколько людей опросили, возраст, пол, образование этих людей, какие источники использовали для анализа упоминаемости текстов в разные эпохи, в какие именно эпохи и пр.? А проводили исследование журналисты из «РР». По-моему, они просто написали от фонаря все, что, по их мнению, читали самые широкие массы. И здесь много вопросов.
Почему нет Маяковского, Зощенко, Ахматовой, Цветаевой? А где Гашек, где Бальзак, Диккенс? Где А. и Н. Островские? Где А.Гайдар? Если уж включать книги для детей, то где русские народные сказки, сказки Андерсена, сказка про Буратино? А где Гофман?
Я помню эпоху, когда дети читали «Тимура и его команду». А кто тогда не читал «Как закалялась сталь»? Еще встречаются люди, способные воспроизвести некоторые истории из «Бравого солдата Швейка». И неужели все забыли Маяковского? Мандельштама и Бродского так наизусть и шпарят, а Маяковского забыли? Пьесы Островского забыли, даже «Грозу»?
Зато уж как вошел в код русской души Ремарк! Три его романа включены. Я, кстати, не первый раз сталкиваюсь с большой любовью составителей всяких списков к Ремарку, а между тем, им восхищались в 50-е, в 60-е его сменил Хемингуэй.
А разве у Пушкина больше любят «Евгения Онегина», а не некоторые его стихи? Почему бы и их не включить? Ведь трудно не вспомнить «Мороз и Солнце день чудесный» в хороший зимний день и «Вьются тучи» в метель.
А где стихи Лермонтова? Хотя бы «И скучно и грустно…».
Зато «Мы» Замятина включили. Да кто его помнит? Было время – люди читали Ю.Трифонова, потом массово читали «Детей Арбата». Сейчас не вспоминают ни того, ни другого. А «Мы» перечитывают, да?
Почему от Джека Лондона взяли «Мартина Идена», а не сборники северных рассказов?
И уж конечно так популярна «Тошнота» Сартра, что просто тошнит.
У Воннегута больше помнят «Колыбель для кошки», чем «Бойню №5». И где тогда «Уловка 22»?
Идея выбрать те книги и авторов, которые были особенно популярны в разные десятилетия, не так плоха. Но не надо халтурить и выдавать вкусовщину за серьезное исследование.
Tags: Критика и критиканство
Subscribe
Buy for 60 tokens
Buy promo for minimal price.
  • Post a new comment

    Error

    default userpic

    Your IP address will be recorded 

    When you submit the form an invisible reCAPTCHA check will be performed.
    You must follow the Privacy Policy and Google Terms of use.
  • 21 comments