uborshizzza (uborshizzza) wrote,
uborshizzza
uborshizzza

О подготовке врачей при помощи виртуальной кружки Эсмарха

Переход по щелчкуВ верхнее тематическое оглавление
 Переход по щелчку Тематическое оглавление (Медицинские байки)


В последние несколько дней активно обсуждают высказывания начальства от медицины по поводу отечественного здравоохранения, и, в том числе, цитируют ректора 1 меда П. Глыбочко: «в подготовке специалистов всё большую роль станут играть симуляционные технологии. Скажем, будущий хирург не сможет получить допуск в операционную к больному, если не отработает навыки на виртуальных 3D-симуляторах, «живых» тренажёрах, на природных человеческих тканях, экспериментальных животных. И в Первом Меде такая виртуальная клиника уже работает». Так как тут для правильного понимания ситуации желательно знать контекст, то я постараюсь немного прояснить ситуацию.

В последние годы Минздрав проводит две противоположные программы. С одной стороны, удлиняется время подготовки врачей. Интернатура длительностью в год ликвидируется, а ординатура удлиняется с 2 лет до 2-5, приближая длительность подготовки практикующих врачей к американской. В рамках этой модели додипломная подготовка лишь задает базис, на котором потом строится дальнейшее специализированное обучение, в ходе которого и вырабатываются практические навыки. С другой – Минздрав требует, чтобы медвузы готовили специалистов, способных сразу после получения диплома заниматься практической работой. Это закреплено в новой версии учебных программ и новом учебном плане, для чего был 2 года назад был спешно принят и внедрен ФГОС – федеральный государственный образовательный стандарт.

Может показаться, что это введение 2 противоположных изменений – проявление обычной начальственной шизофрении, но это не так. Реально имеется естественное желание, чтобы уровень здравоохранения был как в лучших домах западной Европы и США, а госзатраты на здравоохранение – как у Гондураса.

Кроме того, уже 20 лет медвузы живут в состоянии хронического недофинансирования. В Ельцинские годы по этим статьям просто вообще ничего не перечисляли, потом – финансируют, но… В результате значительную часть практических занятий медвузы просто потеряли. Вот уже 15 лет как недобрым словом поминают девочку Катю, которая так удачно пересеяла вакцинный вариант сибирской язвы, что она сдохла. А новую получить не удается, так что вместо того, чтобы смотреть в микроскоп, студенты смотрят на плакат.

Ситуацию усугубляют страховые компании и меняющееся под их требования законодательство. Страховщики не просто являются ненужной прокладкой в схеме финансирования работы государственных ЛПУ: Бюджет => страховые компании => ЛПУ, отсасывающей часть денег, но и активно мешают работе. Так, студенты, как не имеющие диплома и сертификата врача, не имеют права подходить к больным и уж тем более участвовать в проведении манипуляций. На вопрос о том, каким образом тогда будущие врачи научаться что-то делать, юристы не отвечают.

В начале своей работы ректором 1 меда 2 года назад Глыбочко получил еще один стимул. Мы очень много готовим студентов из «третьих стран». Перед тем, как признать их дипломы, у них на родине они сдают еще один экзамен, но тут вместо того, чтобы спрашивать по теории (к чему они прекрасно подготовлены), их начали гонять по практическим навыкам… Озверевший ректор стал ходить по занятиям и выяснил массу интересного, например, что к 5 курсу только один студент лечфака делал внутривенные инъекции.

Посему было принято решение усилить практическую подготовку, причем одним обещанием показать мать Кузьмы соответствующим кафедрам дело не ограничилось. Ну, а так как про проблемы с подготовкой в соответствии с заветами Пирогова врача у постели больного я уже говорил, то начали активно усиливать центр симуляционной подготовки, с тренажерами.

Тренажеров там действительно много, и не только суперновый для отработки экстренной реанимации (с фигурой мужика, который не только адекватно реагирует на попытки его оживить, причем умеет не только «дышать» и стучать сердцем, но еще хрипеть и даже потеть), но и попроще. Я тут возил группу, обучающуюся по программе «клиническая психология», в этот центр на тестирование на компьютерах, так они меня спрашивали, что это там такое странное – что-то вроде нижней части торса, а рядом на стойке резиновая грелка висит с какой-то странной трубочкой, и зачем оно?
Tags: Медицинские байки
Subscribe
Buy for 60 tokens
Buy promo for minimal price.
  • Post a new comment

    Error

    default userpic

    Your IP address will be recorded 

    When you submit the form an invisible reCAPTCHA check will be performed.
    You must follow the Privacy Policy and Google Terms of use.
  • 14 comments