uborshizzza (uborshizzza) wrote,
uborshizzza
uborshizzza

Categories:

Фильм «Великий Гэтсби»

Переход по щелчкуВ верхнее тематическое оглавление
 Переход по щелчку Тематическое оглавление (Рецензии и ругань)




Режиссёр: Баз Лурман.
В ролях: Леонардо Ди Каприо, Тоби Магуайр, Кэри Маллиган, Джоэл Эдгертон, Айла Фишер.

Фильм «Великий Гэтсби» отснят в технологии 3D. У меня двойственное отношение к таким фильмам. С одной стороны, кино – это зрелище, и ему незазорно быть ярким, с другой стороны, я воспринимаю 3D как аттракцион, который отвлекает от содержания фильма. Вот прямо перед моим носом идет бутафорский снег, вот клубится туман, а вот вплотную к глазам приближается гигантская зеленая шляпа и кусок уха. Все это напоминает древнюю забаву – диараму. Актеры начинают походить на куклы, потому что объемная большая фигура с гладкой кожей еще меньше напоминает человека, чем двухмерное изображение.

Но все же я с пониманием отношусь к попыткам кино вырваться из плоскости. Возможно, на этом пути его ждут успехи, но пока это выглядит скорее архаикой, чем новаторством.
Режиссер, снявший «Великого Гэтсби» любит все яркое и даже кричащее. Это он снял мюзикл «Мулен Руж», где Николь Кидман качалась на увитых цветами качелях, распевая песенки, а в конце красиво умерла от туберкулеза.

Но в данном случае игрушечная картинка на экране, возможно, оправдана, так она контрастирует с настоящей игрой Ди Каприо, играющего заглавную роль, помогая подчеркнуть основную идею этого образа в трактовке режиссера – настоящий живой человек среди карнавала.

Название романа Фицджеральда понимали по-разному. Большинство критиков сходились на том, что в нем заключена ирония. Режиссер Лурман думает по-другому. В конце фильма рассказчик истории Ник объясняет, почему он считает Гэтсби великим: потому что тот умел воплощать свои мечты в жизнь, превращать идеальное в материальное. По его мнению, это исключительно едкое качество, делающее человека великим.

«Великий Гэтсби» - очень американский роман, у нас такой герой с такими его мечтами был бы невозможным. Русские герои мечтали о счастье всего человечества или о постижении истины, Бога, а Гэтсби мечтал о богатстве, которое могло помочь ему завоевать любимую женщину. Эта мечта находит понимание и у героев книги, и у ее автора, и у американских читателей и у режиссера. Пусть самому Фицджеральду это и не близко, но он относится к стремлению к богатству с уважением. Ну а предмет любви Гэтсби Дэзи и подавно. Когда она увидела роскошный дом бывшего любовника, она вновь его полюбила и пожалела, что четыре года назад вышла за другого. Ее муж тоже очень богат, но он ее не любит, он ей изменяет, а Гэтсби не только богат, но еще и обожает ее, даже боготворит. Если бы только боготворил, но был беден, то, извините, это приятно, но не вариант для серьезных отношений, а когда одно при другом, то в самый раз. Потому что богатство для американца это не просто возможность жить роскошно, но и показатель талантов человека, его силы, его избранности. И это не так плохо: богатство дает пропуск в особый мир, так сказать, американских аристократов. Например, Ник Каррауэи рассказывает, что он из состоятельной и, соответственно, знатной семьи. Его дед приехал в США в 1850 году и занялся скобяной торговлей. Его отец учился в Йеле, и он тоже там учился. Они уже аристократы. Таковы и все его знакомые, например, троюродная сестра Дэзи и ее муж Том Бьюкенен, с которым Ник учился в Йеле. Родители Тома были баснословно богаты, он ездил по миру, а недавно решил осесть в Нью-Йорке. Фицджеральд подробно описывает его дом и упоминает о конюшне с пони, необходимыми Тому для игры в поло.

А Джей Гэтсби родился в семье бедных фермеров. Его настоящее имя было Джеймс Гетц. Впоследствии он поменял его на более благозвучное. Джеймс с детства мечтал выбиться в люди, он составил план самоусовершенствования и следовал ему, стараясь не упустить свой шанс. Шансов было несколько. Один раз Гэтсби сумел услужить миллионеру, который взял его на службу, обучил манерам. Другим шансом было участие в войне, где Гэтсби стал героем и даже сумел пять месяцев проучиться на каких-то курсах в Оксфорде. Наконец, он свел знакомства с весьма сомнительными людьми, проворачивающими аферы на фоне Сухого Закона. Им был нужен представительный молодой человек, и они предложили ему стать официальным лицом своих махинаций с тайной продажей спиртного и другими предприятиями. Гэтсби купил огромный особняк, куда поместили уйму самых роскошных вещей, которые большей частью ему не принадлежали, и стал устраивать шикарные вечеринки с танцами, ужинами, коктейлями и фейерверками. И там нужные люди встречались друг с другом, не привлекая особого внимания. Вероятно, в случае краха предприятия Гэтсби пришлось бы сидеть, но могло бы получиться и так, что он сумел бы организовать легальный бизнес. Во всяком случае, он рискнул и смог вести ту жизнь, о которой мечтал с детства. Тем более, что все это было нужно ему не просто так, а ради завоевания Дэзи, с которой он встретился будучи офицером, ожидающем отправки на фронт, будучи патриотически настроенной девушкой, она не могла отказать ему в поцелуях и даже в большем. А он никогда прежде не встречал такой девушки и не бывал в таком доме. При описании Дэзи Ник акцентирует внимание на ее больших грустных глазах, красивом рте, хрупкости, томности, но главное ее очарование заключалось в голосе: в нем звучал призыв, обещание и что-то такое, чему Ник не может подобрать название. «Деньги, в ее голосе звучат деньги», - говорит Гэтсби. Золото и золотая девушка – вот идеал героя.

Гэтсби понимал, что без денег у него нет шансов, но он сумел их добыть и теперь собирается исправить свою жизнь – зачеркнуть те пять лет, что он не виделся с Дэзи, забыть ее брак и начать все сначала. Но Дэзи к этому не готова. Она влюбилась в Гэтсби, но любит и мужа. Пусть муж и ходил налево, но он всегда возвращался. Жена останется женой, а шлюха – шлюхой. Том умеет различать эти понятия. На него можно сердится, можно плакаться на несчастную судьбу, но он свой, из того же круга. А Гэтсби – чужой. Все же их родители были богаты, т.е. они из самого высшего общества, а он - первый богатей в своей семье. Он не такой, как они. Кто знает, что он выкинет? Надежен ли его бизнес, не рухнет ли все его богатство в одночасье? Женщина должна думать о таких вещах. Все это не проговаривается, но и так понятно.

Увы, Гэтсби проиграл, но никак не хотел в этом себе признаться. Между тем произошел несчастный случай, когда после бурного объяснения с Томом Гэтсби и Дэзи ехали в его машине. Чтобы успокоить нервы, она взялась вести, но не справилась с управлением и сбила выбежавшую на дорогу женщину. По иронии судьбы это оказалась любовница мужа Миртл – жена местного автомеханика Вильсона, для встреч с которой Том даже снимал квартирку. Дэзи, этого, конечно, не знала. Гэтсби готов взять вину на себя, а Том успевает сказать новоиспеченному вдовцу, что убийца его жены – Гэтсби и намекнуть, что он встречался с покойной. Эта мелкая ложь, совершенная полусознательно, по привычке и по наитию, приводит к тому, что автомеханик застрелил Гэтсби и застрелился сам.

В данном случае смерть – это лучшее, что могло произойти с героем. Он так и не понял, что потерпел поражение, и все его жертвы были напрасны. Режиссер немного изменил сюжет, и зритель видит убийство, которое в книге остается за кадром. Гэтсби плавал в бассейне и ожидал, что Дэзи вот-вот ему позвонит и скажет, что уходит от мужа. Раздается звонок, Гэтсби тянется к трубке стоящего у края бассейна телефона, но тут в него стреляют. И он идет на дно, так и не узнав, что звонила не Дэзи, а Ник.

А Дэзи мгновенно о нем забыла, она даже не прислала цветов на похороны. Они с мужем уехали, но если в книге неясно, знали ли они в момент отъезда о смерти Гэтсби, то в фильме показано, как Ник им звонит и настойчиво зовет Дэзи на похороны, а Дэзи велит сказать слуге, что ее нет дома. Ник называет Тома и Дэзи беспечными людьми, которые ломали вещи и людей, а потом убегали и прятались за свои деньги и всепоглощающую беспечность или еще что, на чем держался их союз, предоставляя другим убирать за ними.

Не пришли на похороны Гэтсби ни его партеры, ни те многочисленные люди, что ели и пили на его вечеринках. Хоронил один Ник. В книге, правда, в последний путь Гэтсби провожали еще слуги, один из гостей, который читал книги в его библиотеке, и отец покойного. Оказывается, он вовсе не умер, как сын всем рассказывал, а жил в доме, который Гэтсби успел ему купить, и очень гордился, что его Джеймс стал богатым человеком.

Мог бы такой человек, как Гэтсби, считаться великим в русской литературе? Могли ли его идеалы вызвать уважение у читателя? У людей моего поколения, воспитанных на Павке Корчагине и подвиге Алексея Мересьева – вряд ли. Но время меняется. Теперь, возможно, мог бы. Восхищение автора вызывает целеустремленность героя, его искренность и жизненная сила, а то, что цель – большие деньги и любовь женщины из высшего общества, не вызывает отторжения.

Но есть и минусы. В описании событий и характеров героев у Фицджеральда было такое ощущение новизны и современности, что оно действует на читателя даже сейчас. У них все было самое-самое: одежда, мысли, поступки. Они были первым поколением совершенно нового времени – века джаза (Так назывался сборник рассказов, с которым Фицджеральд вошел в литературу). Понимаете? Авангард никогда не стареет – он и через века остается авангардом. Такое впечатление о своей эпохе было у Фицджеральда потому, что время резко изменилось после Первой мировой войны: уходили из 19 века, а вернулись в 20-й.

Так вот, именно этого чувства времени в фильме не получилось. Джаз есть, и даже современный, чтобы не отдавало нафталином, костюмы и прически соответствуют 20-м годам, а того ощущения, что жить надо здесь и сейчас на всю катушку, прожигать жизнь, потому что завтра будет поздно, характеризующее эту эпоху между двумя большими войнами, нет.
Теперь несколько слов об игре актеров. Ник называет Тома и Дэзи беспечными людьми
В актерах, старательно исполняющих свои роли, нет ни легкости, ни беспечности, ни шика, ни лоска. В голосе Дэзи не звучат деньги. Она милая, но не более того. Правда, Том достаточно надменен, но назвать его аристократом язык не поворачивается.

Леонардо Ди Каприо сыграл свою роль достойно. У него действительно прекрасная улыбка, которая так привлекла к нему Ника. Он волнуется до дрожи, когда ждет Дэзи, переживает, что она его не примет и радуется, когда она восхищается его домом. Он полон надежд, наивен, трогателен в старании выглядеть джентльменом и в нежелании принимать действительность. Фильм стоит смотреть хотя бы уже ради него.
Tags: Критика
Subscribe
Buy for 70 tokens
Время бить тревогу. Когда-то самое престижное место в Москве, за очень короткий срок превратилось в одно из самых токсичных и опасных. (кадр из к/ф Волк с Уолл-Стрит) Считается, что Москва-Сити - детище чуть ли не самого Сергея Юрьевича Полонского. И, что удивительно, его сомнительная…
  • Post a new comment

    Error

    default userpic

    Your IP address will be recorded 

    When you submit the form an invisible reCAPTCHA check will be performed.
    You must follow the Privacy Policy and Google Terms of use.
  • 18 comments