uborshizzza (uborshizzza) wrote,
uborshizzza
uborshizzza

Category:

«Оттепель» Валерия Тодоровского



По Первому каналу идет сериал «Оттепель» Валерия Тодоровского. Его месяц анонсировали, как самый лучший сериал постсоветского времени. Тодоровский давал интервью везде, где только возможно. Говорил, что в США сериалы стали настоящим искусством, а нас кормят дешевыми поделками. Его «Оттепель» должна была закрыть этот пробел.

Большая часть сериала уже показана. Получилось ли у кинорежиссера сделать сериал не хуже, чем полнометражный фильм?

Я бы так не сказала, хотя как серил «Оттепель» не плоха, но она не выделяется из общего ряда.

У зрителей много претензий к тому, как показаны реалии 1961 года. Действительно, и обои не те, и мебель, и домашняя техника. Что-то из 70-х годов, что-то появилось не раньше 1965 года. Это, конечно, претензии к тем, кто занимается реквизитам. За что я люблю американское кино – так это за умение создавать атмосферу того времени, о котором повествует фильм. У нас явно нет таких мастеров.

Некоторые недовольны костюмами персонажей. У меня по этому поводу как раз претензий нет. Да, ткани не те, но где же взять те, что были тогда? А то, что главная героиня одета как манекенщица на показе, можно объяснить тем, что ее брат – портной и модельер одежды и шьет ей самое лучшее и модное. Остальные ведь одеты скромнее.

В «Оттепели» есть несколько сцен с обнаженной натурой. На мой взгляд, это излишне для семейного просмотра, на который рассчитаны фильмы, идущие по Первому каналу в 21час 30 минут. Эпатажно, но крайне недостоверно выглядит сцена из первой серии, когда главный герой выставляет свою голую любовницу за дверь, и она, полностью обнаженная, курит на скамейке у дома. Никогда Москва не была настолько пустынна, чтобы это можно было делать безнаказанно. Могу привести в пример курьезный случай с подругой моей бабушки. Она любила выпить, и как-то поздно ночью ей почему-то захотелось станцевать голой на столе. Она осуществила свое намерение, но буквально через полчаса к ней пришел участковый и сделал внушение за непристойное поведение. В милицию поступил звонок от возмущенного увиденным гражданина. Как он мог ее увидеть? Она была у себя в комнате одна, этаж - последний, ближайшее здание находилось через улицу и через довольно большой сад от ее дома. Так там ночью кто-то не спал, а наблюдал за чужими окнами. Подозреваю, что он использовал для этого дела бинокль. И ведь не поленился ночью выйти на улицу, дойти до уличного телефона-автомата (домашние телефоны тогда были в нашем районе редкость) и вызвать милицию! А те немедленно отреагировали.
А тут голая дама курит на скамейке где-то в центре Москвы, и ни одного свидетеля! Как бы не так.

Хвалят музыку Меладзе. Может, она и неплохая. Но, когда певица старательно выговаривает: «Я так влюблена была/ и что же теперь», это «что же» мне царапает ухо.

В некоторых эпизодах используют стихи Евтушенко и Ахмадуллиной. Но почему именно те, что прозвучали в "Иронии судьбы"? Разве других нет? Или это намек на что-нибудь?

Довольно много экранного времени занимают перипетии съемочного процесса, так как фильм оказался, вопреки анонсам, не музыкальной комедией, а доброй старой производственной драмой. Не всем это интересно – на любителя, я бы сказала.

Конфликт фильма – это борьба лучшего с хорошим. Нет отрицательных героев: каждый прав по-своему.

Мне нравится, как играют актеры. Очень хороша Нина Дворжецкая в роли второго режиссера. Но как летит время! Еще недавно она была молодой. Жаль, что за эти годы у нее не было больших ролей.

И Михаил Ефремов привычно играет большого знаменитого режиссера, пьющего, но многогранного. Он и консерватор, и готов рискнуть в поисках нового стиля, и любящий муж-подкаблучник, и человек, не боящийся отставать справедливость.

Темпераментный, романтичный Александр Яценко играет молодого режиссера, взявшегося за съемку старомодного фильма о жизни колхозников с целью заработать себе очки, чтобы потом разрешили снять тот фильм, что он хочет.

Павел Деревянко и смешной, и трогательный в роли известного актера Геннадия Будника, который изо всех сил старается понравиться молодому режиссеру и слепить образ бравого колхозника «на отлично».

Очень достоверен Василий Мищенко в роли следователя. Он сыграл прямо какого-то Порфирия Петровича.

А как убедительна Светлана Колпакова в роли жены маститого режиссера Федора! Такая серая мышка с очень крепкой хваткой и железным характером.

Интересна и Яна Сексте, играющая закомплексованную женщину-оператора. Она носит мужские брюки и курит, как паровоз, но мечтает о любви.

Ничего не могу сказать только о главной героини – Марьяне, которую играет Анна Чиповская. Она яркая, но и только. После последней серии ее пригласили к Урганту, и она обижалась, что в соцсетях пишут о ее заднице. А ведь и в самом деле, больше ничем не удивила.

И сам Тодоровский в эпизоде снялся, и его супруга Брик. Все очень мило получились.

Но главная роль досталась Евгению Цыганову. Он играет оператора Виктора Хрусталева. Это человек сложного характера. Большей частью он ведет себя, как бирюк: дуется, раздражается, разговаривает высокомерно, грубит, скандалит и даже дерется. Но видно, что все это – маска, за которой скрывается очень уязвимый и совестливый человек. У него в прошлом какая-то тяжелая семейная история. Его отец (Андрей Смирнов) – «секретный» конструктор. Где-то за кадром – грандиозная ссора, случившаяся 18 лет тому назад. Что произошло, почему отец и сын очень редко видятся и всякий раз ссорятся, пока неизвестно. Но, по-видимому, именно отношения с отцом стали причиной странного характера Виктора. Он старается ни к кому не привязываться, что заставляет его менять женщин и не позволяет жить с той единственной женщиной, которую он любит – со своей бывшей женой Ингой (Виктория Исакова). Но больше всех Виктор любит свою дочь. Наверное, она единственная, кого он не предаст.

А вот женщинам приходится с Виктором тяжело. От его измен страдала жена, от его злого языка, возможно, погиб хороший человек – тот самый гениальный, но пьющий сценарист, который выбросился из окна в самом начале фильма. Собственно из-за его смерти и завязался сюжет фильма. Мучающийся угрызениями совести Хрусталев хочет поставить фильм по последнему сценарию погибшего друга. Этого же хочет и молодой режиссер.Фильм должен быть про мальчика и партизан. Именно поэтому они и ввязались в съемки чужого фильма (начальству «Мосфильма» нужно было срочно закрыть брешь в съемочном процессе, образовавшуюся из-за болезни режиссера Федора).

Когда смотришь «Оттепель», то не замечаешь, что действие происходит в 1961 году. Да, одежда немного другая и интерьеры, по-другому сегодня обстоят дела в кино, но и только. Люди-то вроде бы, такие же, и проблемы у них такие же - любовные треугольники, ревность, стремление к успеху. Но мы забыли, что только 16 лет прошло со времени окончания отечественной войны, и большинство персонажей были как-то с ней связаны. Судя по фильму, Виктор Хрусталев – 1925-го года рождения. Значит, 18 лет ему было в 1943 году, но он не был на фронте. Этим его попрекнул следователь. Виктор промолчал. Вместе с тем, отец Виктора с горячностью сказал, что 18 лет тому назад он поступил правильно, и сейчас сделал бы то же самое. Что он имел в виду? Мы знаем, что у Виктора был старший брат. Где он? Наверное, погиб. Но как и почему, узнаем, наверное, в следующих сериях.

А остальные герои фильма, наверное, воевали. Или помнили войну. Даже совсем молодой режиссер должен быть 1939 года.

Вот эта близость войны и была тем моментом, что различает по большому счету начало 60-х и более позднее время. И при этом о прошедшей войне не принято было вспоминать, будто все забылось. Но оно осталось и во многом определяло поведение людей. Я только сейчас понимаю, почему люди тогда так много пили, почему совершали самоубийственные поступки. Мы тогда не слышали о посттравматическом синдроме. А посмотрите на тех, кто воевал в Афганистане или в Чечне. Очень часто приходится слышать: «Но он же «афганец» или «Он же «чеченец» - этим объясняют неадекватное поведение некоторых мужчин, прошедших горячие точки.

А тогда почти все мужчины прошли горячие точки. Я бы сказала, что они были более мужественные. Мужскую дружбу они ценили иногда даже выше, чем семейные отношения. А отцы имели больший авторитет, чем матери. А мать была священна. Если у этих мужчин была творческая работа, то она была для них всем – работа, а не деньги.
Этим мужчинам бы в голову не пришло заботиться о своем здоровье, они напоказ пили, курили, дебоширили. Что-то жгло их изнутри, не отпускало, не давала жить спокойно. Драка была обычным способом выяснения отношений. И очень стыдно было признавать, что у тебя есть проблемы, стыдно было показать свою слабость. Они очень боялись показаться сентиментальными. Стеснялись говорить много и красиво - предпочитали краткость и вескость.

Вот именно это уловил Цыганов. И ему удалось в этом фильме единственным по-настоящему достоверным персонажем. Будто все, нарядившись в пестрые одежки, играют «шестидесятников», а он, и вправду, прибыл оттуда.

Посмотрим, чем кончится фильм. Наверное, ту картину, что снимает Хрусталев, вначале запретят, а потом она станет знаменита. Жду окончания. Но роль Цыганова уже удалась, а это дорогого стоит.

И очень интересны прототипы героев. Покончивший с собой сценарист - это явно Геннадий Шпаликов, хотя он и сделал это в 1974 году. А остальные? Может, молодой режиссер - это Рязанов? У него был экспериментальный фильм "Счастливая юность" совместно с дважды лауреатом Сталинской премии режиссером Сергеем Гуровым. И фильм "Девушка без адреса" у него был. А по сценарию Шпаликова снял фильм Данелия ("Я шагаю по Москве"). Или Хуциев снял по сценарию Шпаликова "Заставу Ильича, а ранее тоже снимал "Весну на Заречной улице" совместно с другим режиссером. (Но тот режиссер, не был лауреатом Сталинской премии). Или Виктор Туров? Он снимал "Я родом из детства". Но у него не было комедии в соавторстве с маститым режиссером, и он - не с "Мосфильма". Зато оператором на "Я родом из детства" был Александр Княжинский (его работы в "Подранках", "Из жизни отдыхающих", в "Сталкере" так и стоит перед глазами). Он был большой художник. Год рождения, правда, 1936. Наверное, взяли от всех понемногу.


Переход по щелчкуВ верхнее тематическое оглавление
 Переход по щелчку Тематическое оглавление (Рецензии и ругань)
Tags: Критика
Subscribe
Buy for 70 tokens
Время бить тревогу. Когда-то самое престижное место в Москве, за очень короткий срок превратилось в одно из самых токсичных и опасных. (кадр из к/ф Волк с Уолл-Стрит) Считается, что Москва-Сити - детище чуть ли не самого Сергея Юрьевича Полонского. И, что удивительно, его сомнительная…
  • Post a new comment

    Error

    default userpic

    Your IP address will be recorded 

    When you submit the form an invisible reCAPTCHA check will be performed.
    You must follow the Privacy Policy and Google Terms of use.
  • 33 comments