?

Log in

No account? Create an account

Previous Entry | Next Entry

Корейское чудо-юдо


Оглавление проекта "Расцветала сакура и груша"

Нахожусь в городе Ульсан. Этот город может служить прекрасной иллюстрацией «корейского экономического чуда».


До начала 60-х годов это был поселок, специализирующийся на китобойном промысле. Они забивали кита и устраивали по этому поводу праздник. Да и китами они занялись не сами по себе, а этот промысел организовал у них в начале 20 века один русский китобой из Владивостока. В России у него дела почему-то не пошли – вот он и перебрался в Корею. А до китов они, наверное, просто рыбу ловили, а, может быть, тут и не жил никто. Но потом на этом месте построили заводы Hyundai – и появился город. Сейчас в нем больше миллиона человек.
Итак, в 1960 году в те времена Корея относилась к числу беднейших стран Азии, и по ВНП на душу населения уступала Папуа-Новой Гвинее и Нигерии. Голод был обычным явлением в деревне, а электричество в городах подавалось с перерывами.
Весной 1961 года произошел военный переворот, организованный генералом Пак Чжон Хи, с именем которого и связано «корейское экономическое чудо». Вот как пишет об этом Википедия: «Новое правительство сделало ставку на развитие экспорта. Корею следовало превратить в страну-фабрику, которая бы импортировала сырье и экспортировала готовую продукцию. Однако большинство карликовых корейских фирм того времени не могло и думать об успешном выходе на международный рынок. Поэтому после прихода к власти генерал целенаправленно «отобрал» несколько десятков фирм, которые казались ему наиболее перспективными. Основным критерием отбора были при этом личные качества руководителей, а не особенности фирм. Таким образом образовался список привилегированных компаний. Этим компаниям власти оказывали всяческую поддержку, предоставляли льготный доступ к кредитам и иностранным инвестициям. Свою благодарность «избранные» должны были выражать не конвертами с валютой — взяток Пак Чжон Хи не брал, а дисциплинированным исполнением правительственных предписаний. Так появились на свет южнокорейские «чеболь» — многопрофильные семейные холдинги».
Одним из таких семейных холдингов стал Hyundai Civil Industries (впоследствии — Hyundai Construction). Его возглавлял Чон Чжу-ён, который родился в семье бедного крестьянина в Северной Корее в 1915 году. Он работал грузчиком в Сеуле, потом организовал свой автосервис и продавал подержанные детали под видом новых японцам. Это было в 1939 году, а в 1946 году эта мастерская и стала первым предприятием, которое носило название Hyundai («Современность»). В 1939 году на фирме работали 11 человек. Подняться ей помогли заказы американцев во время Корейской войны. В этом сыграл роль младший брат Чон Чжу-ёна, который знал английский язык. Тогда это было редкостью. К концу пятидесятых детище Чон Чжу-ёна уже представляло собой крупную по корейским меркам компанию. Но если бы не государственная помощь Пак Чжон Хи, то никакого гигантского концерна бы, конечно, не было. Начинал Hyundai с того, что добился подряда на восстановление взорванного во время Корейской войны моста в Сеуле. Несмотря на то, что этот контракт принес компании заметные убытки, работы на столь заметном объекте в центре столицы были проведены с примечательной эффективностью и завершены досрочно. Этот успех, как и планировалось, привлек к Чон Чжу-ёну внимание самого президента, и вскоре Hyundai была выбрана в качестве одного из главных экспортеров строительных услуг — сначала во Вьетнаме и странах Юго-Восточной Азии, где в годы Вьетнамской войны компания строила американские военные объекты, а потом — и на Ближнем Востоке, который в семидесятые годы стал главной ареной деятельности корейских строительных компаний
В 1973 году начала работать верфь Hyundai, которая к 1984 году сделала Корею второй кораблестроительной державой мира.
В семидесятые годы Hyundai стал активно строить и автомобильные заводы (Hyundai Motor), продукция которых вскоре также пошла на экспорт. В 1983 году была создана дочерняя компания Hyundai Electronics, со временем ставшая одним из крупнейших мировых производителей полупроводников. К концу семидесятых группа Hyundai вошла в состав «большой четверки» корейских концернов. Кроме Hyundai, в эту четверку входили Samsung, LG (Lucky Gold Star), Daewoo. На протяжении четверти века Hyundai занимала в списке чэболь первую или вторую строчку. В 1987 г. в состав холдинга входили 34 дочерние компании, на предприятиях которых работало 159 тысяч человек. Концерн производил корабли, автомобили, электронику, локомотивы, станки, электрооборудование, сталь, занимался нефтехимией, строительством и страхованием.
Но в 1997 году разразился азиатский кризис. После кризиса отношение к чэболь резко изменилось. В общественном мнении суперконцерны в одночасье превратились из символа успеха и процветания в символ коррупции и неэффективности. В новых условиях правительство приступило к программе реструктуризации чэболь. Ее главная цель — сделать корейских гигантов похожими на «нормальные» западные концерны: специализирующиеся в нескольких отраслях и управляемые профессиональными менеджерами, а не членами клана основателя концерна. Правительство дробит чэболь, заставляя их предоставлять самостоятельность своим дочерним компаниям, настаивает на введении в состав руководства менеджеров «со стороны», на увеличении влияния рядовых акционеров, ограничивает размеры задолженности. В отличие от другого гиганта — Daewoo, разорившегося в 1999 г., Hyundai избежал прямого банкротства, но дела у него складывались заметно хуже, чем у двух других супер-чэболь — LG и Samsung.
Что касается основателя компании, то в 2000 года Чон Чжу-ён сообщил о своем отходе от дел и о передаче компании своему сыну Чон Мон Хуну. В 2001 году он скончался.
Любопытно, что Чон Чжу-ён пытался наладить отношения со своей родиной, Северной Кореей. Он встретился с Ким Ир Сеноми подарил стране 500 коров. Кроме того, он создал Кымганскую туристскую зона. В рамках этого проекта южнокорейские туристы прибывают в КНДР на круизном лайнере, любуются там горами Кымгансан, а потом возвращаются домой. Эти горы считаются у корейцев священными, очень красивыми, с ними связано много легенд, и там были знаменитые буддийские монастыри. Во избежание нежелательных контактов, из туристского района было удалено все местное население, а необходимая инфраструктура построена за счет южнокорейской стороны. Но проект не принес Чон Чжу-ёну прибыли, потому что вместо ожидаемых 500 тыс. в год горы посещают 300 тыс., и это число сокращается. Старина не в моде.

Теперь вернемся к нашей поездке. В Ульсане и находится судостроительный и автомобильный завод Hyundai Construction. Нас водили в музей компании, где представлены фотографии Чон Чжу-ёна, есть реконструкции комнат, где он жил, его ботинки, рубашки и множество фотографий. На одной он, кстати, с Горбачевым.
Все, что изложено выше, я узнала из Википедии, т.к. переводчица наша не знает толком ни русского, ни корейского языка – она узбечка из Ташкента, вышедшая замуж за корейца. Зато хорошенькая и улыбается.

Автомобильный завод нам не показали, но показали судостроительный. Он огромный, производит впечатление. Снимать там не разрешили. Видели громадные корабли, уже готовые к спуску на воду. И мы такие строили, но не зря этот самый Чон Чжу-ён с Горбачевым ручкался.

Еще нас водили в музей китов. Что сказать – я бы без этого прекрасно обошлась. Созерцала скелеты китов, ну очень большие, хотя скелета голубого кита там нет. Немного посмотрела шоу дельфинов – они прыгают и тявкают, как собаки.

Также мы посещали университетскую огромную клинику (построена на деньги Hyundai ) и частную, но тоже многоэтажную стоматологическую клинику. Стоматологи, якобы, устанавливают штифтовой зуб за 20 мин. Они не делают слепок, а делают ЗД проекцию. Вроде бы, это убыстряет работу. Но, наверное, 20 мин - это сама установка. С нашей переводчицей ничего не поймешь. Стоит один зуб от 2-х до 2,5 тыс. долл. Вообще, воны легко переводить в доллары - надо отнять три нуля.

В клинике нам подарили пудовый куб с изображением своего здания, а у стоматологов разжились зубной пастой и зубной щеткой – все не зря ездили. Ну и проспекты, конечно. Учитывая, что нас двое, этого всего 2 комплекта. Теперь таскаем. Я прошу Андрея выкинуть - он не хочет.

В центре Ульсана стоят небоскребы, на окраинах – двухэтажные коробки и все эти заводы. Но мы живем в центре. Ночью все горит, а в каждом доме по несколько кафе. Все едят. Одна улица – все едят, вторая – то же самое, третья…как шелкопряды. Люди сидят за столиками и жарят мясо и рыбу на жаровнях. Над городом стоит чад. Чем дальше от центра, тем больше традиционных кафе, где снимают обувь и сидят за низкими столиками. В витринах аквариумы с рыбами, крабами, черепахами - они их вылавливают и готовят. Рыбу едят сырую, поливая только соевым соусом. Понравилось мне рисовое вино - оно мутное, белое, на молоко похоже, но по вкусу - кисло-сладкое и совсем слабенькое. Пьют его из больших пиал.

Школьницы носят форму с пиджаками и короткими юбочками, как у японцев. Выглядят очень сексуально.
Некоторые люди ходят в масках и респираторах - боятся заразы, а женщины защищаются от солнца зонтиками, хотя и солнца-то толком нет, и всего 23 градуса. Они будут жить вечно. И действительно, уже средняя продолжительность жизни у женщин заходит за 80 лет.
У пожилых часто кривые ноги - последствия голодного детства. Молодые выше ростом, холеные. Вечером по улицам ходит в основном молодежь, многие поддатые.

Центр сделан под условный "Запад". Только тут есть надписи на английском и даже без дубляжа на корейском. Сетевые мировые кафе типа "Баскина Робинса". Товары все от известных фирм. При этом они как бы без налога, как в аэропорту, например, но дороже, чем у нас. Даже компы от Самсунга дороже, чем у нас.

Много церквей, есть большие соборы. Я спросила корейца, который ужинал с нами, почему у них много церквей и мало буддистских храмов. Он ответил, что сам христианин, что корейцы привыкли к единобожию, а японцы - к многобожию. Видимо, решили поменять старого Будду на нового Христа в надежде зажить по-европейски. Я думала, что у них, в основном, протестанты, но оказывается, католики. По словам моего собеседника, атеистов у них тоже много.

В центре красивые пешеходные улицы, но уже через 5 минут ходьбы плитка вздыблена волнами.
Рабочие здесь работают 8 часов плюс сверхурочные – так Прохоров предлагал у нас сделать. В итоге реально они сутки работают, сутки отдыхают. Отработал сутки, отоспался, поел в кафе и опять на работу – вот и вся жизнь. Я вот думаю, почему они все никак не справятся с Северной Кореей? В том числе, и не хотят, потому что опасаются, что кормежки на всех не хватит.

Во Владивостоке есть отель Hyundai – его открывал сам Чон Джу-ён. Там почему рядом поставили памятник Чужому (из фильма). Я его искала-искала – не нашла. Куда делся и на что намекали? Может, что-то знают люди про этот Hyundai?

Кликабельно (можно щелкнуть по картинке и рассматривать крупный вариант)

Переход по щелчкуВ верхнее тематическое оглавление
 Переход по щелчку Тематическое оглавление (Прогулки не по Москве)
Buy for 60 tokens
Buy promo for minimal price.

Comments

( 18 комментариев — Порадовать комментарием )
ragnaroek
25 апр, 2014 15:21 (UTC)
"продавал подержанные детали под видом новых"

Весь корейский бизнес основан на наёбке. Наверно, и "основной критерий отбора" был соответствующий.
uborshizzza
25 апр, 2014 15:34 (UTC)
С этим и у нас все в порядке, судя по поездке. Он оправдывался тем, что дурил японцев, а они - враги.
deadmanru
25 апр, 2014 15:38 (UTC)
>Отработал сутки, отоспался, поел в кафе и опять на работу – вот и вся жизнь.
Может для корейцев это и нормально. А для европейцев это бы закончилось или самоубийством или бунтом с выпиливанием работодателей.
uborshizzza
25 апр, 2014 15:50 (UTC)
Они периодически бунтуют, демонстрации устраивают, их бьют, разгоняют. Просто мы на эти события мало внимания обращаем. Кому нужна Корея? Она всегда в тени Китая и Японии.
biblioglobus
25 апр, 2014 15:51 (UTC)
А наш планктон как живёт? Да ещё и тащиться от этого ухитряется....
uborshizzza
25 апр, 2014 22:30 (UTC)
На заводе работать труднее.
biblioglobus
26 апр, 2014 07:16 (UTC)
На заводе видно результаты труда, это греет душу.
biblioglobus
25 апр, 2014 15:51 (UTC)
Нормальные южные корейцы считают, что плохо живут.... Чеболи хороши при постоянном расширении рынков сбыта, а вот к сужению они хуже приспособлены. Любая корейская техника и электроника, как минимум не шедевр. Сделано с какой-то корейской логикой, пользоваться неудобно. К машинам - дорогие запчасти, и т.д., и т.п.
Тольятти, кстати тоже когда-то был образцовым коммунистическим городом.
uborshizzza
25 апр, 2014 22:31 (UTC)
У них все очень дорого. Даже их компьютеры дороже, чем у нас.
layrrin
28 апр, 2014 09:07 (UTC)
У них есть специальные цифровые аутлеты - там цены ниже. Мы, напротив, закупались техникой в корее - ноутбуки, фототехника, телефоны. Так к примеру новый галакси с2 стоил на 50-100 баксов дешевле в Корее, нежели в РФ.
(Анонимно)
25 апр, 2014 16:50 (UTC)
Если судить по фотографии, то это ад какой-то для нормального человека. Квартал за кварталом одинаковых безличных домов, ни старинного особнячка, ни уютных кривых улочек – жуть! В лучшем случае специально выделенная «зона отдыха». Полное ощущение «идея, идея, и де я нахожуся»? Что это – Аргентина? Венгрия? Гонконг? Никакого национального своеобразия, никакой истории.
В таком месте действительно можно только работать-есть-спать-работать-есть-спать, как робот. Нафик, нафик такое экономическое чудо.
uborshizzza
25 апр, 2014 22:26 (UTC)
Городу-то 50 с небольшим лет. Откуда старина? Тут побережье. Отъехали от города - и природа. Мы в одном месте обедали - там такой необыкновенный воздух! Но сейчас не сезон.
(Анонимно)
26 апр, 2014 01:26 (UTC)
Этому конкретному городу 50 лет, но вот Токио, например, гораздо старее, а выглядит точь-в-точь так же. За исключением разве что каких-то микроскопических вкраплений в виде старинных объектов. Но именно что микроскопических.
Абсолютно такой же Сингапур и Абу-Даби.
И везде эта безликость именно что результат экономического чуда.
mudric_1960
25 апр, 2014 19:34 (UTC)
Генерал Пак Чон Хи - корейский маленький Сталин, так мне с придыханием говорили старые кореезы.
Основным вектором его политики, было превратить страну соломенных крыш и рисовой похлебки в процветающую и сравнимую с КНДР. Он этого добился, в том числе и посредством жестких репрессий к коруппционерам и инакомыслящим. В КНДР есть идея чучхе, наши недоучки либероиды любят обсмеивать этот термин, так вот - Пак Чон Хи внедрял идеологию чучхесон. Смысл и той и другой - опора на собственные силы.
История с чеболями - более пикантная. Собрав представителей бизнеса, генерал предложил им возглавить и развить каждому по промышленной отрасли, вложив собственные инвестиции. При этом добавил, что у них только два варианта, или принять предложение, или оказаться в тюрьме.
uborshizzza
25 апр, 2014 22:27 (UTC)
Он своего добился. Выглядит все современно.
second_hour
26 апр, 2014 04:32 (UTC)
Как-то между строк не считывается: откуда у маленького автосервиса, продающего старые автозапчасти под видом новых, за пару десятков лет появились компетенции в капитальном cтроительстве и судостроительстве? Наверняка для этого нужна и наука, и тысячи инженеров, конструкторов. Нужны комплектующие, нужен металл, нужна химия.

КАК?
(Анонимно)
30 авг, 2017 02:04 (UTC)
Сказано же - американские базы. Работа с американцами, раем за огромное бабло американских инженеров и обучение у них. Покупка амеииканских преподавателей в вузах.
vsslava
26 апр, 2014 12:10 (UTC)
чо такое:? вы должны писать как ужо крым наш-вы сбежали за границу и пишите как тама хорошо-уборщицу под суд и на колыму.
( 18 комментариев — Порадовать комментарием )

Latest Month

Ноябрь 2019
Вс Пн Вт Ср Чт Пт Сб
     12
3456789
10111213141516
17181920212223
24252627282930

Метки

Разработано LiveJournal.com
Designed by Tiffany Chow