uborshizzza (uborshizzza) wrote,
uborshizzza
uborshizzza

Categories:

Виктор Пелевин. «Любовь к трем цукербринам». Ч2

Окончание.
Начало: http://uborshizzza.livejournal.com/3163246.html
Все, что произошло с Кешей в нашем времени и в будущем, рассказал Киклоп. Книга, вообще, написана от имени Киклопа.
Кто это такой? Объяснение у Пелевина очень сложное.
У мира существуют 2 полюса: один стремится к жизни, другой – к уничтожению всего сущего. На стороне жизни находятся некие Киклопы. Киклопом может стать любой человек, который займется расширением своего сознания. Если получится, то он обретет дар ясновиденья и будет завербован в Киклопы (у него будет открыт только один глаз). Существует свита Киклопа, которая осуществляет его инициацию, а потом дает инструкции. Инициация напоминает древние магические ритуалы.
Миссия Киклопа заключается в том, чтобы искать те изменения в мире, которые могут привести к его концу и исправлять их с помощью определенной медитации. В среднем Киклопом можно быть не более двух лет, потом свита опять превращает его в обычного человека.
Все это происходит из-за врагов жизни – Птиц. Птицами они названы условно – надо же их как-то называть. Птицы ненавидят мир и хотят его погубить вместе с собой. Их не устраивает несовершенство Вселенной, в котором они винят Творца. Но Творец не виновен в зле – это не он его создал. Он создал мир, а мир все время изменяется. Каждое изменение для кого-то есть добро или зло. Однако Птицам на это плевать – их задача - все разрушить.
Птицы выискивают Киклопов и убивают их с помощью людей. Так взрыв к конторе Кеши был направлен против Киклопа, который жил этажом ниже. Но Птицы промахнулись, и не в первый раз. Одна их частей романа посвящена охоте птиц на Киклопа. Она называется «Добрые люди». Люди, которых Птицы посылали убить Киклопа, видели его, как зеленую свинью, т.е. он представал перед ними в виде Древнего Вепря. А Птицы действовали с людьми примерно так, как те поступают с птицами в компьютерной игре, где птичками бомбят какое-то здание. Из этой игры и зеленый вепрь.

Вся эта часть книги похожа на наркотическую тяжелую грезу, и мне трудно ее интерпретировать. Кто эти атакующие Вепря люди: Николай, Даша, Рудольф Сергеевич?
Единственное, что я могу понять: Птицы хотят убить Творца. Творцом может быть каждый, кто открыт истине. Орудие Птиц – это люди, зомбированные Интернетом и СМИ, предпочитающие навязанные мысли и образы своим, орудие Птиц – это террористы и другие дурные люди.

В романе много рассуждений о множественности миров. Перейти из мира в мир очень просто: это похоже на переход из вагона в вагон. Но при переходе в другой мир полностью меняются воспоминания, и мы не знаем, что оказались в другом мире. А вот Киклоп видит все миры сразу. Так он видел тот мир, где взорвали «Конру.ру», и тот мир, где Кеша плавает в невесомости, обмотанный проводами и видящий во сне свою японскую школьницу.
Но есть один нюанс. Некоторые миры уже уничтожены Птицами, и вернуться туда нельзя. Например, отчего мы, потомки обезьян, так ненавидим волосатость, потливость, так восхищаемся чистотой? Ведь у нас могло бы быть совсем другое отношение к этим вещам. Это потому, что раньше люди жили в другом мире, в других телах, более совершенных. Потеряв свой мир, люди были вынуждены переселиться в обезьян, и вот обезьяны изо всех сил пытаются приблизиться к прежнему облику. А потом обезьяны переселятся в мир растений, и растения будут изображать обезьян, размахивая ветками. Так что мир, где Кеша плавает в невесомости, еще не самый плохой. Там он все же хотя бы примат. Но, похоже, что Птицы выживут нас и с Земли.

Кроме того, отдельные люди могут попадать в очень хорошие миры. Так в Конторе Кеши работала секретарша Надя. Она развела в офисе садик, заботилась о цветочках и поселила в горшочках пластмассовых крошечных зверюшек, с которыми она любила потихоньку разговаривать. Это был ее Эдем. Надя не смотрела телевизор и не сидела в Интренете. В свободное от работы время она легко впадала в медитативное состояние, которое было для нее естественным – она и не знала, что другие добиваются такого состояния сложным путем упражнений.
После взрыва Надя превратилась в ангела и получила имя Сперо. Она создала новый Эдем, который населила растениями, цветочками и теми людьми, которых она помнила. Только они стали животными. Например, поэт Гугин превратился в бегемота Гуго. Прогрессивные журналисты - в трехголовую собаку Агенду, террорист Бату – в питона. Звери устроили бунт. Целью было узнать у Бога, зачем они существуют.
Гуго спросил:
"Скажи, Бессмертный Элохим,
Зачем я с толстыми ногами
И почему я говорю стихами?"

Наде-Спиро пришлось им чего-то наплести. Она объяснила зверям, что они жили в одном мире, где было представление о Рае, как о фруктовом саду – вот они в нем и оказались. Потом они переселятся в другие миры. Гуго, который на Земле имел фамилию Гугин, а один из его проектов назывался «Бегемот Апокалипсиса», превратится в настоящего бегемота, будет плавать в воде, перестанет переживать по поводу своего веса, а из воды будут видны его красивые глаза. Сука Агенда опять займется журналистикой, но теперь она будет опережать своих конкурентов, потому что пока одна ее голова будет выть от возмущения существующим режимом, то две другие головы станут рвать на части нелояльных граждан – и Агенду будет никому не превзойти.
Звери успокоились. На самом деле Надя все это придумала. Они существовали потому, что ей стало жалко тех, кто погиб вместе с ней. Тут она вспомнила, что был еще один сотрудник. Миг – и он прибывает в Эдем. Каждого прибывающего встречают в соответствии с представлениями о рае его эпохи. На поляне собрались огнегривый лев, вол, вся шкура которого была покрыта глазами и золотой орел. Раздался хлопок – и на поляну десантировался крохотный хомячок. Это был видоизмененный Кеша.

Попасть в хороший мир можно, но ради этого нужно соблюдать заповеди, давно известные во всех религиях. Поступай с миром так, как ты хочешь, чтобы он поступал с тобой – и мир изменится.

В конце романа читатель оказывается в мире, где «Конра.ру» не взрывалась, потому что Бату разочаровался в терроризме. Бывший Киклоп написал книгу о своем прежнем духовном опыте. Он обычный человек, получивший в наследство от дяди квартирку, где есть ящик со старой оккультной литературой, которой увлекались в 70-е годы 20 века. Он пытается стать ясновидцем, но у него не получается.

Почему-то те, кто прочли «Любовь к трем цукербринам», считают, что в нем хороший конец, что Пелевин подобрел. А разве в других его романах концы плохие? Не помню. Те, герои, о которых писатель пишет с симпатией, не погибают, а даже кое-что приобретают. Обычно это простоватые молодые люди и их продвинутые прекрасные подруги.
Хороший конец, т.е. то, что никакого взрыва не случилось, а все это произошло в другом мире, меня, напротив, настораживает. Вспоминается старый фантастический рассказ, где мальчик-ясновидец каждый день предсказывал всякую гадость (техногенные и природные катастрофы, страшные убийства), и она всегда сбывалась, но однажды предсказал всеобщее счастье с завтрашнего дня. По этому поводу люди по всей земле устроили праздник, а дело было в том, что к Земле двигалось облако ядовитого газа, и все живое должно было погибнуть. Ясновидец просто хотел, чтобы люди умерли счастливыми, раз уже ничем другим нельзя помочь.

Переход по щелчкуВ верхнее тематическое оглавление
 Переход по щелчку Тематическое оглавление (Рецензии и критика: литература)
Tags: Рецензии и критика: литература, пересказы
Subscribe
Buy for 60 tokens
Buy promo for minimal price.
  • Post a new comment

    Error

    default userpic

    Your IP address will be recorded 

    When you submit the form an invisible reCAPTCHA check will be performed.
    You must follow the Privacy Policy and Google Terms of use.
  • 4 comments