uborshizzza (uborshizzza) wrote,
uborshizzza
uborshizzza

Categories:

«Солнечный удар» Никиты Михалкова


На экраны вышел фильм Михалкова «Солнечный удар». Он его давно анонсировал, и я даже думала, что фильм выйдет еще года 2 назад.
Что мне нравится, так это то, как Михалков умеет рекламировать свои картины. Он не пропускает ни одного повода, чтобы напомнить о выходе нового фильма, посещает все возможные телешоу, дат интервью во все тиражные СМИ.
И в этот раз, и в прошлый раз он также задействовал своего «Бесогона». Теперь он у него выходит в эфире «России-24». Очень удачно пришлась драчка с Ксенией Собчак – это все еще повышает рейтинг. Интересно, Собчак попросила гонорар за участие в этой сваре «непримиримых идеологических противников»? Думаю, что после премьеры «Бесогон» сойдет на нет.
Вот как надо! А то некоторые обращаются к помощи каких-то там специальных агентств. Михалков сам все делает и денежки экономит.
Мне не хочется идти в кино на этот фильм: сюжет напрягает. Я уже наслушалась от Михалкова, что он соединил вместе «Солнечный удар» и «Окаянные дни» Бунина. Зачем? Это все равно, что соединить, допустим, «Мертвые души» и «Выбранные места из переписки с друзьями». Да и там была хотя бы одна общая тема – отношения помещиков с крестьянами.
Хотя, при желании общую тему можно найти с чем угодно. Михалков, например, придумал, что «Солнечный удар» и «Окаянные дни» могут сплотить размышления о том, как чудесная Россия из первого рассказа рухнула в окаянные дни. Ответ-то тут один: не такая, она, значит, была чудесная. Но Михалков ищет другие причины. В помощь ему Бунин в "Окаянных днях" винит в революции тех, кто критиковал власть и жалел народ. Народ, по мнению Бунина, жил совсем неплохо, тем более, что слишком ленился. Вообще все легко жили, как бабочки порхали, и дворяне и крестьяне. Из-за лени скучали, а от скуки развивали в себе революционные настроения и интересовались недозволенным.
Но справедлив ли был Бунин? В самом ли деле все так легко и лениво жили? Вот он про помощь голодающим, про народные бедствия мимоходом вспоминает. Голодали и бедствовали от лени и скуки? Нужно было не переживать по этому поводу, а железной рукой заставить работать? Не слишком ли это несправедливое и легковесное суждение?
Но Бунин в первую очередь был все же художник. Поэтому он сам не объединял свою публицистику с повестями и рассказами.
«Солнечный удар» написан в 1925 году, в эмиграции. И он о чем угодно, но только не о беспечности, приведшей к революции. В чем-то – это творческое соревнование с Чеховым, с его «Дамой с собачкой», в чем-то, в самом деле, некоторая идеализация оставленной во времени и пространстве старой России. Не зря там розовый пароход и все такие милые.
Бунин хотел описать определенное психическое состояние: любовь с первого взгляда и ее потерю. Вся история длится сутки, а не всю дальнейшую жизнь, как у Чехова. Оба писателя исходили из формулы, что иногда легкие отношения – это не только легкие отношения, но пришли к разным выводам. У Чехова из легких отношений вышла судьба, у Бунина – эпизод.
Но никогда Бунин не стал бы писать такую историю, что летнее потрясение офицер вспоминает перед смертью, сидя в заточении. Бунин был чужд такого дурного вкуса. Чтобы так написать, нужно было посмотреть миллион голливудских фильмов.
Боюсь, что Михалков все же загубил один из лучших рассказов Бунина. Да и в «Окаянных днях» нет ничего про утопление белых офицеров Розалией Землячкой. Да и красный террор в Крыму во многом мифологизирован. Достаточно сказать, что цифры расстрелянных колеблются от 12 тыс. до 120 тыс.
Но написать я хотела о другом. Меня удивило то, как СМИ и блогеры отнеслись к предстоящей премьере. Я помню тот огонь на тотальное уничтожение, который был предпринят до выхода «Утомленных солнцем-2». Фильма еще никто не видел, а уже писали, что хуже ничего и придумать невозможно. Высмеивался каждый кадр из трейлера фильма. А сейчас – тишь да гладь. Сплошная благожелательность. Разве Михалков стал другим?
Неужели дело в том, что в «Утомленном солнце-2» рассказывалось все же о победе СССР? И пусть победил, конечно, не Сталин, пусть дрались палками, потому что винтовок не было, пусть победу обеспечил исключительно Господь Бог, но все равно же победили. А СССР не имел права побеждать ни под каким соусом. Вот за это били Михалкова, а не за то, что он поставил огромный и местами очень дикий фильм, потратив на него уйму государственных денег. Не за то, что Михалков – барин и много о себе понимает, не за то, что он ударил ногой в лицо одного нацблола, которого держали в это время за руки охранники (тогда эту историю поминал каждый второй).
А теперь Михалков поставил правильный, идеологически выдержанный фильм про чудесную Россию, которую погубили подлые инородцы типа Розалии Землячки и Белы Куна. Ах, эти офицеры, ах, эти молодые барыни! Они порхали, как бабочки, жили одной любовью и не заметили признаков надвигающегося ужаса. Например, один милый мальчик узнал про учение Дарвина и задумался: а не произошел ли царь от обезьяны? Ясен пень, что этот мальчик вырос в негодяя, готового топить белый офицеров в Черном море. А нужно было этого Дарвина взять и запретить!
Ну, что же. Я рада, что Михалков вновь обрел достойное место в пантеоне отечественных творцов. А то уже как-то боязно за него было. За няшу и вашу свободу! Так победим!

Похоже, что в отношении нашей советской истории консенсус все же состоялся.
Какие большие исторические фильмы на эту тему мы увидели за эти 23 года? "Утомленное солнце", "Утомленное солнце-2" Михалкова, "Жила-была одна баба" Смирнова, "Солнечный удар" Михалкова. Русский народ показан в этих картинах как сборище уродов и пьяниц, большевики - как изверги, причем большей частью они нерусские (евреи, китайцы, венгры).
Сказать, что это упрощение истории - ничего не сказать. Как достойно видится в этой связи давний "Бег" Алого и Наумова! Разве белые там показаны ничтожествами или предателями? Они и красные показаны равными, но правда тогда осталась за последними. Вспомните переход Перекопа! Это были великие кадры. Не поставить Михалкову ничего равного, хотя при проклятом СССР и он, и Смирнов ставили очень хорошие фильмы, потому что стеснялись тогда показать себя во всей красе.



Переход по щелчкуВ верхнее тематическое оглавление
 Переход по щелчку Тематическое оглавление (Рецензии и ругань)
Tags: Критика и критиканство
Subscribe
Buy for 70 tokens
Время бить тревогу. Когда-то самое престижное место в Москве, за очень короткий срок превратилось в одно из самых токсичных и опасных. (кадр из к/ф Волк с Уолл-Стрит) Считается, что Москва-Сити - детище чуть ли не самого Сергея Юрьевича Полонского. И, что удивительно, его сомнительная…
  • Post a new comment

    Error

    default userpic

    Your IP address will be recorded 

    When you submit the form an invisible reCAPTCHA check will be performed.
    You must follow the Privacy Policy and Google Terms of use.
  • 19 comments