uborshizzza (uborshizzza) wrote,
uborshizzza
uborshizzza

Category:

Рецензия на фильм «Темный рыцарь». Не все монстры одинаковы

Переход по щелчкуВ верхнее тематическое оглавление
 Переход по щелчку Тематическое оглавление (Рецензии и ругань)
 Переход по щелчку предыдущее по теме…………………………………  Переход по щелчку следующее по теме
 Переход по щелчку предыдущее по другим темам……………  Переход по щелчку следующее по другим темам


«Темный рыцарь» - шестой фильм из цикла про Бэтмена. До этого были «Бетмэн» (1989), «Бэтмен возвращается» (1992), поставленные Тимом Бёртоном, «Бэтмен навсегда» (1995) и «Бэтмен и Робин» (1997) режиссера Шумахера. Первый фильм имел очень большой успех, последующие его не превзошли. Все уже думали, что больше фильмов про мышиного мстителя не будет.

«Бэтман» стал классикой, хотя мне, например, нравился и второй фильм. Третий, действительно, был неудачный, а четвертый – спорный: там снималось много хороших актеров, но сюжет был уж очень запутанный. Сам Шумахер говорил, что хочет снять фильм-карусель, но не все это оценили. Фильмы имели огромные бюджеты и были вызывающе роскошны.

Затем переходящее знамя перешло к режиссеру Кристоферу Нолану, поставившему фильм «Помни». Он снял «Бэтмен. Начало» (2005) и «Темного рыцаря» (2008).
Таким образом, временная связь в цикле нарушена. События последних 2-х «Бэтменов» происходят раньше, чем в фильмах 90-х годов. По-моему, это как-то дезориентирует зрителя, тем более что Бэтменов все время играют разные люди. Возможно, американцы, читающие комиксы про Бэтмена, послужившие основой фильмов как-то во всем этом разбираются, но нашему зрителю трудно. «Бэтмен. Начало» в российском прокате прошел очень скромно, да в США им были недовольны. Но «Темный рыцарь» стал удачей, хотя своим успехом он во многом обязан трагедии, произошедшей с актером, играющим главного злодея, с Хитом Леджером. Этот актер прославился ролью ковбоя-гомосексуалиста в фильме «Горбатая гора». Он играл того из любовников, который в погиб в конце фильма.

А в этом году он внезапно скончался от неясных причин, но скорее всего, из-за передозировки психоактивных веществ. Разумеется, он сразу стал героем.
Все фильмы цикла построены на одном принципе: главный герой должен быть внешне значительно проще и заурядней, чем главный злодей. Добро – скучное, респектабельное, а зло – яркое, необычное. Но добро, конечно, побеждает. Злодеев играли такие актеры как Джек Николсон, Денни Де Витто, Мишель Пфейвер, Джим Кэрри, Ума Турман, Арнольд Шварценеггер. У них – фантастический грим. Все они – не совсем люди. Когда-то они были людьми, но по стечению ужасных обстоятельств, превратились в монстров. Кто-то стал жертвой научных экспериментов, кто-то пережил огромную трагедию, почти умер и воскрес в новом облике. Не все монстры одинаковы: в одних осталось что-то человеческое, в других нет. Они мстят людям за свое уродство, за свою отверженность, именно месть, а не стремление к богатству является их мотивом.

А о Бэтмене решительно нечего сказать. Играющие его актеры не запоминаются, даже Клуни умудрился остаться никаким. Он, конечно, благороден, он переживает, что вынужден жить один, но сочувствия не вызывает. Противники Бэтмена – отбросы общества, а он – миллиардер Брюс Уэйн, имеющий большие ресурсы для своей борьбы. На него работают гениальные конструкторы, придумывающие всякие прибамбасы, из-за которых он делается неуязвимым. Монстры же обходятся своим умом и своими силами.

Особое место в фильмах занимает город Готэм. Готэм – это название английской деревни, ставшей синонимом «деревни дураков». Вашингтон Ирвинг в 1807 году назвал Готэмом Нью-Йорк, который так называют, когда хотят подчеркнуть его безумие. Готэм в фильмах Бертона – не совсем Нью-Йорк, а вернее, это Нью-Йорк из легенд. В нем есть небоскребы и готические соборы, странные памятники, огромные, страшные химические заводы. Там все время вечер и идет снег. А вот Готэм из фильмов – это просто очень большой город типа Гонконга. В нем живут 36 млн. человек, и в нем нет тайны.

В «Бетмене. Начало» действует городской прокурор, по прозвищу Двуликий. Он действовал в фильме «Бэтмен навсегда», где был монстром, а в этом фильме он еще обычный человек, прокурор города. В «Темном рыцаре» мы узнаем, как он дошел до жизни такой. Монстром его сделал несчастный случай, когда на его лицо попала кислота, и погибшая любовь. А любил он девушку Бэтмена. Она была дочерью его прислуги, они вместе росли и она все про него знала. Но ей надоело ждать, пока он справится со всеми злодеями, и она полюбила прокурора. Бэтмен, правда, не думал, что это всерьез, он полагал, что если захочет, то они будут вместе. Однако, есть такое впечатление, что он затаил в душе некоторое хамство, потому что когда у него был выбор, кого спасать: любимую девушку или прокурора, он выбрал последнего, мотивируя это большей общественной значимостью прокурора для жизни общества, а также блюдя свою честь: Бетмен все делает для людей, а не для себя. Ему, конечно, безумно жаль несчастную, но общественное выше личного. А вот прокурор так не думал. Он сошел с ума от скорби и превратился в чудовище. В конце фильма он умирает, что, естественно, не может помешать ему действовать в сериях, снимавшихся раньше, но по сюжету происходящие позже.

Другим монстром является Джокер, которого Бэтмен убил в самом первом фильме. Тут концы с концами опять не сходятся, потому что в «Бэтмене» вроде бы показали весь его жизненный путь. Он был простым бандитом, убившем, кстати, в молодости родителей Уэйна, потом в результате разборок попал в чан с химикатами и переродился в чудовище, с которым Бэтмен успешно справился. Джокер из «Темного рыцаря» - тот же самый, или другой? Леджер сыграл Джокера совсем не так, как играл Николсон. Джокер у Николсона был просто чудовищем. В нем не было ровно ничего человеческого, он наслаждался злодейством.У него нет прошлого, он родился в этом чану с химикалиями и очень рад, что родился сильным. Он не считает себя уродом - он уверен, что он красив, а уроды все остальные. Его единственный мотив – это убийство ради убийства, это его развлекает. А Джокер Леджера – скорее больной человек, безумец. Он страдает. Он помнит, как получил свои увечья, может быть, уже и не совсем помнит, но ему хочется думать, что он – жертва. Ему надо доказать, что не только он урод, но и другие люди ничуть не лучше него, просто они не были в его обстоятельствах. Этот Джокер может находить общий язык с людьми, он может соблазнять, он может быть жалким и трагическим, а Джокер Николсона – был блестящ, величественен в своей абсолютной нечеловечности. Джокер Николсона был рыжим клоуном, а Джокер Леджера – белым. Не хохотал, а все норовил зарыдать или впасть в меланхолию. Жаль, что Леджер погиб, он был хороший, крепкий актер (хотя Николсон, конечно, играл лучше).

А фильм уже входит под третьим номером в список самых лучших фильмов всех времен, но это только на сегодня, а потом эта оценка изменится. Еще что-нибудь отснимут.


Tags: Критика
Subscribe

Buy for 60 tokens
Buy promo for minimal price.
  • Post a new comment

    Error

    default userpic

    Your IP address will be recorded 

    When you submit the form an invisible reCAPTCHA check will be performed.
    You must follow the Privacy Policy and Google Terms of use.
  • 9 comments