uborshizzza (uborshizzza) wrote,
uborshizzza
uborshizzza

Category:

Падение ценности высшего образования



Хотя современное постиндустриальное общество – общество информационное, и в нем вроде бы ценность образования должна возрастать, фактически ценность высшего образования падает. Причин этого несколько, начну с очевидных.

1. Реально «постидустриальное общество» получается путем не ультраиндустриализации, а деиндустриализации. Если в России производство станков уменьшилось в разы и соответственно съежилась отраслевая наука, то где работать выпускникам станкостроительных институтов? Их путь – или продавать матрасы, или маяться неведомой фигней типа СЕО.
Подобное не является чем-то новым в истории России. Дореволюционные писатели много писали на тему «лишнего человека», так как царская Россия была отсталой страной и многих образованных людей просто не могла занять.
2. Качество образования. Государственные вузы сильно страдают от недостатка материально-технических средств, начиная с уровня зарплат и кончая разваливающимися зданиями. В частном высшем образовании ситуация еще хуже, там «кто платит за музыку, тот и девушку танцует». Можно даже не делать вид, что учишься – диплом дадут все равно.

По обоим горестным пунктам можно много чего сказать, но перейду к следующему, объективному и не связанному со злостными кознями «платных агентов империализма, засевших в правительстве» (ТМ).
3. Развитие современных информационных технологий, которые делают образование более доступным, объективно снижают ценность высшего образования.
Ценность здесь понимается именно в прямом смысле этого слова.
В стародавние времена получение высшего образования сразу делало человека входящим в узкий круг посвященных. Практически это было допуском в элиту, пусть не в самые верхние слои, но, все-таки, в узкую группу людей, которые имеют уровень жизни много выше среднего. И еще кучу всяких других социальных плюшек.
Далее по мере увеличения массовости и доступности высшего образования сам факт его наличия уже ничего особо не гарантировал, но полученные (при хорошем уровне образования) знания и умения были весьма ценны. Еще в середине 20 века огромную ценность у выпускников (хороших) медвузов были их тетрадочки с конспектами, по которым они дальше с успехом лечили.
Сейчас ситуация другая, пыльные конспекты уже не нужны. Лезешь в Интернет, а там всего дохрена: и книжек, и атласов, и методичек, и клинических рекомендаций, и систематизированных обзоров…
В результате большую ценность приобретают не собственно знания (которые еще и удивительно быстро устаревают), а умения, в том числе – умение целенаправленно обучаться, пусть даже и с помощью Интернета. Соответственно педагогика обогатилась, вслед за знаниями и умениями, вначале навыками, а потом и компетенциями.
О, эти компетенции!!!! Сколько проклятий по их поводу высказали преподаватели высшей школы, которым все время приходится переписывать методички и учебные планы, чтобы в них теперь было отражено, какие формальные компетенции вырабатывает именно это занятие. Однако у любого гнетущего маразма есть рациональное зерно. Сейчас высшее образование не дает некую сумму, которой достаточно для дальнейшей профессиональной деятельности, а, в первую очередь, учит эффективно учиться. А для этого, для начала, надо дать сумму знаний, чтобы человек мог сориентироваться в изучаемой предметной области.
Все эти новомодные Интернет-технологии могут использоваться не только в самообразовании после получения диплома, но и на додипломном уровне. Как любая дополнительная возможность она при правильном использовании качество повышает. Но это – при правильном.
Еще одна особенность всех этих образовательных Интернет-технологий – их дешевизна и возможность широкого тиражирования по сравнению с традиционным образованием с аудиторией и преподавателем. Поэтому они массово начинают внедряться в высшее образование, причем в самом простом варианте – тексты с картинками для изучения и тестовый экзамен для контроля.
Однако ни умениям, ни компетенциям (в виде возможности и умения активного и эффективного самообразования) эти образовательные технологии не учат. Внеаудиторная работа не дает студентам и еще одного нужного навыка – умения контактировать с коллегами.
Очное обучение в группе, рядом с другими студентами и преподавателями, помимо прочего еще и стимулирует. Внеаудиторное самообразование с Интернет-доступом – нет. С одной стороны, можно выйти в Интернет и в любой момент просмотреть ролик с записанной лекцией, с другой – ломает это делать.
Кроме того, внедряется типа болонская система со свободным переходом студентами из вуза в вуз, отсутствием групп и курса и «свободным демократичным выбором персональной образовательной траектории». С другой – студенческое сообщество атомизируется, мотивация снижается, и массово появляются «вечные студенты», полжизни дрейфующие по вузам, но так ничему и не научившиеся.

Широкое внедрение информационных технологий в высшее образование – это данность, и основной резон тут – удешевление стоимости обучения. Но, как я уже сказал, в результате ее широкого использования мы получим студентов низкомотивированных, а также плохо вступающих в социальные контакты. То есть – плохих работников и плохих специалистов, неспособных к дальнейшему самообучению.

Переход по щелчкуВ верхнее тематическое оглавление
 Переход по щелчку Тематическое оглавление (Идеологические размышлизмы)
Tags: Идеологические размышлизмы
Subscribe
Buy for 60 tokens
Buy promo for minimal price.
  • Post a new comment

    Error

    default userpic

    Your IP address will be recorded 

    When you submit the form an invisible reCAPTCHA check will be performed.
    You must follow the Privacy Policy and Google Terms of use.
  • 29 comments