?

Log in

No account? Create an account

Previous Entry | Next Entry



Хотя современное постиндустриальное общество – общество информационное, и в нем вроде бы ценность образования должна возрастать, фактически ценность высшего образования падает. Причин этого несколько, начну с очевидных.

1. Реально «постидустриальное общество» получается путем не ультраиндустриализации, а деиндустриализации. Если в России производство станков уменьшилось в разы и соответственно съежилась отраслевая наука, то где работать выпускникам станкостроительных институтов? Их путь – или продавать матрасы, или маяться неведомой фигней типа СЕО.
Подобное не является чем-то новым в истории России. Дореволюционные писатели много писали на тему «лишнего человека», так как царская Россия была отсталой страной и многих образованных людей просто не могла занять.
2. Качество образования. Государственные вузы сильно страдают от недостатка материально-технических средств, начиная с уровня зарплат и кончая разваливающимися зданиями. В частном высшем образовании ситуация еще хуже, там «кто платит за музыку, тот и девушку танцует». Можно даже не делать вид, что учишься – диплом дадут все равно.

По обоим горестным пунктам можно много чего сказать, но перейду к следующему, объективному и не связанному со злостными кознями «платных агентов империализма, засевших в правительстве» (ТМ).
3. Развитие современных информационных технологий, которые делают образование более доступным, объективно снижают ценность высшего образования.
Ценность здесь понимается именно в прямом смысле этого слова.
В стародавние времена получение высшего образования сразу делало человека входящим в узкий круг посвященных. Практически это было допуском в элиту, пусть не в самые верхние слои, но, все-таки, в узкую группу людей, которые имеют уровень жизни много выше среднего. И еще кучу всяких других социальных плюшек.
Далее по мере увеличения массовости и доступности высшего образования сам факт его наличия уже ничего особо не гарантировал, но полученные (при хорошем уровне образования) знания и умения были весьма ценны. Еще в середине 20 века огромную ценность у выпускников (хороших) медвузов были их тетрадочки с конспектами, по которым они дальше с успехом лечили.
Сейчас ситуация другая, пыльные конспекты уже не нужны. Лезешь в Интернет, а там всего дохрена: и книжек, и атласов, и методичек, и клинических рекомендаций, и систематизированных обзоров…
В результате большую ценность приобретают не собственно знания (которые еще и удивительно быстро устаревают), а умения, в том числе – умение целенаправленно обучаться, пусть даже и с помощью Интернета. Соответственно педагогика обогатилась, вслед за знаниями и умениями, вначале навыками, а потом и компетенциями.
О, эти компетенции!!!! Сколько проклятий по их поводу высказали преподаватели высшей школы, которым все время приходится переписывать методички и учебные планы, чтобы в них теперь было отражено, какие формальные компетенции вырабатывает именно это занятие. Однако у любого гнетущего маразма есть рациональное зерно. Сейчас высшее образование не дает некую сумму, которой достаточно для дальнейшей профессиональной деятельности, а, в первую очередь, учит эффективно учиться. А для этого, для начала, надо дать сумму знаний, чтобы человек мог сориентироваться в изучаемой предметной области.
Все эти новомодные Интернет-технологии могут использоваться не только в самообразовании после получения диплома, но и на додипломном уровне. Как любая дополнительная возможность она при правильном использовании качество повышает. Но это – при правильном.
Еще одна особенность всех этих образовательных Интернет-технологий – их дешевизна и возможность широкого тиражирования по сравнению с традиционным образованием с аудиторией и преподавателем. Поэтому они массово начинают внедряться в высшее образование, причем в самом простом варианте – тексты с картинками для изучения и тестовый экзамен для контроля.
Однако ни умениям, ни компетенциям (в виде возможности и умения активного и эффективного самообразования) эти образовательные технологии не учат. Внеаудиторная работа не дает студентам и еще одного нужного навыка – умения контактировать с коллегами.
Очное обучение в группе, рядом с другими студентами и преподавателями, помимо прочего еще и стимулирует. Внеаудиторное самообразование с Интернет-доступом – нет. С одной стороны, можно выйти в Интернет и в любой момент просмотреть ролик с записанной лекцией, с другой – ломает это делать.
Кроме того, внедряется типа болонская система со свободным переходом студентами из вуза в вуз, отсутствием групп и курса и «свободным демократичным выбором персональной образовательной траектории». С другой – студенческое сообщество атомизируется, мотивация снижается, и массово появляются «вечные студенты», полжизни дрейфующие по вузам, но так ничему и не научившиеся.

Широкое внедрение информационных технологий в высшее образование – это данность, и основной резон тут – удешевление стоимости обучения. Но, как я уже сказал, в результате ее широкого использования мы получим студентов низкомотивированных, а также плохо вступающих в социальные контакты. То есть – плохих работников и плохих специалистов, неспособных к дальнейшему самообучению.

Переход по щелчкуВ верхнее тематическое оглавление
 Переход по щелчку Тематическое оглавление (Идеологические размышлизмы)
Buy for 60 tokens
Buy promo for minimal price.

Comments

( 29 комментариев — Порадовать комментарием )
bowhill
3 июн, 2015 17:23 (UTC)
Объявление -- Ольгино какое-то.
timka_74
3 июн, 2015 17:51 (UTC)
Ага, конечно...Особенно если учесть, что 093 это код украинского мобильного оператора Лайф.
bowhill
3 июн, 2015 18:16 (UTC)
У питерских @#$й теперь московский номер.
timka_74
3 июн, 2015 18:38 (UTC)
Ну вам виднее. Я с ними не общаюсь.
winged_crocodil
3 июн, 2015 17:24 (UTC)
Но зато пропагандируется культ накаченности и обязательных кубиков на прессе. Потому что для работы на плантациях нужны не мозги, а большая сила и выносливость. Да и раба с кубиками любой рабовладелец купит.
bloger_d
3 июн, 2015 17:40 (UTC)
ценится умение рабов каждый день вставать в 7 и к 9 приезжать в стойло
cambria_1919
3 июн, 2015 18:42 (UTC)
1."Лишние люди " классической литературы не оттого были лишние, что недоставало им работы, а оттого, что работать не хотелось (один Печорин спустя рукава офицером служил). Работать, заниматься наукой считалось зазорным, а средства для жизни и так были.

2.Качество образования зависит от качества (одарённости,компетентности, добросовестности ) преподавателя. Деревянная стенка аудитории или позолоченная, дело десятое. Оборудование необходимо для технических дисциплин, медиков (у последних оно есть)

3. Интернет и прочее - лишь подспорье."Персональная образовательная траектория" может благополучно миновать трудные, сложные, но необходимые вещи. Чему-то учился, эссе писал, в голове пюре.

Главный стимул образования - потребность в разнообразных специалистах, возможность применения способностей и перспективы роста. Тут всё затянуто туманом. Достаточно просто иметь "корочки" и где-то перебирать бумажки.

Креаклы - типичные лишние люди. Учились, писали эссе, фотографируют, любят путешествия по миру. Ничего не умеют, даже легко мазурку танцевать. Дизайн у нас паршивый, кино смотреть невозможно, музыка сплошь сворована.
proseka199
3 июн, 2015 19:55 (UTC)
Упрощаете
>"Лишние люди " классической литературы не оттого были лишние, что недоставало им работы, а оттого, что работать не хотелось (один Печорин спустя рукава офицером служил). Работать, заниматься наукой считалось зазорным, а средства для жизни и так были.

Упрощаете.
У Онегиных с Печориными - положим, были. У разночинцев таких средств точно не было.
1_na_vetru
3 июн, 2015 20:28 (UTC)
Re: Упрощаете
И у большинства мелкопоместных дворян, кстати, тоже.
proseka199
3 июн, 2015 21:25 (UTC)
Re: Упрощаете
Безусловно.
Опять же: что есть образование?
Одно дело - если это знание светских манер и французского с немецким. Было время, когда это было важнее всего, особенно в сочетании с умением воевать.
Профессиональное образование - это нечто иное. Складывавшееся по-разному в разных сферах человеческой деятельности, в разных местностях - по историческим причинам.

Должности "начальников" (именно и оплачивавшиеся по высшему разряду) очень долго замещались не исходя из наличия какого-то "диплома", а: 1) из принадлежности к дворянскому сословию; 2) связей, вытекавших из чина, происхождения и умения/счастья вовремя попасться на глаза кому нужно; 3) практической опытности.
У того же Багратиона никакого формального образования так и не было.
cambria_1919
4 июн, 2015 04:47 (UTC)
Re: Упрощаете
Во 2 пол 19 века множество образованных молодых людей всех сословий пошли работать в больницы, школы, в науку. И тогда оказалось, что образованных людей на громадную страну трагически не хватает. Уже гимназии было довольно для любой педагогики ( в женских гимназиях был дополнительный педагогический класс, обеспечивавший свидетельство "домашней учительницы", т.е. гувернантки хорошего дома; а служили выпускницы в любой школе).
proseka199
4 июн, 2015 12:39 (UTC)
Не хватало, верно.
Но указ о "кухаркиных детях" не случайно появился.
Оказалось, стало быть, что - по крайней мере с точки зрения правительства - избыток образованных НЕ ИЗ НУЖНЫХ СЛОЕВ: 1) позволяет выходцам из "быдла" войти туда, куда им не положено; 2) прореживает "нижний слой": ежели в новом поколении оттуда многие ринутся в "ученые", кто же прислуживать и "черноработать" будет? По крайней мере - ОХОТНО, не терзаясь, что "лореаль париж - ведь я этого достойна" (С)

И вот эти опасности, значит, перевешивали нехватку в образованных людях.

С похожими проблемами, как известно, столкнулся и поздний СССР. Да ведь и плату за обучение в вузе перед войной, я полагаю, ввели не просто прикола ради.

Edited at 2015-06-04 12:40 (UTC)
cambria_1919
4 июн, 2015 14:13 (UTC)
Re: Не хватало, верно.
"Указ о кухаркиных детях" был призван перекрыть "чумазым" путь в высшие бюрократическме сферы, связанные с властью (чиновничьей службой) и высокими окладами. Он касался классических гимназий, откуда шли на юридические и проч. факультеты. Это делалось ради сохранения хоть каких-то дворянских привилегий после отмены крепостного права. То же в военной сфере.
Дворяне жаловались и просили - получили указ. Т.н. оскудение и размывание дворянства представлялось страшной трагедией.

Напротив, в реальные училища охотно принимали наше "третье сословие". Инженеры, врачи, агрономы, химики и проч. дворянами по происхождению были редко - не по традиции, а уже по велению души. То же происходило в области искусства.

Количество совсем неграмотных и едва грамотных было столь огромно, что бояться, что все крестьяне образуются и вытеснят дворян, не приходилось.
pascendi
3 июн, 2015 19:52 (UTC)
CEO -- Chief Executive Officer, тоо есть генеральный директор, а не "неведомая фигня". :-)

Вы, видимо, имели в виду SEO (Search Engine Optimization), которая тоже не неведомая фигня, а разновидность развода лохов.
uborshizzza
3 июн, 2015 21:00 (UTC)
Меня ломает переключаться на английский.

Кстати, меня периодически спамят предложениями резко повысить посещаемость чего-то там, и там эти 3 буквы пишут именно так, по-русски, так что совесть моя чиста
gleb314
3 июн, 2015 20:10 (UTC)
>>Дореволюционные писатели много писали на тему «лишнего человека», так как царская Россия была отсталой страной и многих образованных людей просто не могла занять.

>>В стародавние времена получение высшего образования сразу делало человека входящим в узкий круг посвященных. Практически это было допуском в элиту, пусть не в самые верхние слои, но, все-таки, в узкую группу людей, которые имеют уровень жизни много выше среднего.

Нет ли тут противоречия? ))
uborshizzza
3 июн, 2015 21:02 (UTC)
Стародавние времена - это не про конец 19 века, а ранее
proseka199
3 июн, 2015 21:16 (UTC)
Там все сложнее было.
Сама система "среднее образование" - "высшее образование" к началу 19 в. не сложилась еще. И занятие "хлебной" должности вовсе не связано было тогда напрямую даже с ПРОСТО образованием, не то что ФОРМАЛЬНЫМ. В те времена куча дворян получала домашнее образование. Гражданские должности часто замещались военными чинами, которых, если и учили в свое время чему-то, то не непосредственно исправлению соответствующей "статской" должности.
gleb314
4 июн, 2015 06:09 (UTC)
К началу 19 века ещё не сложилась, а к концу - вполне себе уже сложилась.
gleb314
4 июн, 2015 06:05 (UTC)
А в конце 19 века выпускники университетов в России отправлялись сразу на биржу труда? ))

На самом деле, за людей с высшим образованием в то время шла нехилая конкуренция между государственной службой и частным бизнесом. Госслужба манила карьерной перспективой, статусом и стабильностью. У частных капиталистов можно было быстрее денег заработать.
(Анонимно)
3 июн, 2015 22:27 (UTC)
Во всем мире сейчас кризис образования. Есть интересная , написанная одним умным американцем еще в 1996 г. книга - "Университет в руинах". Автор считает, что сама идея университета связана с наличием национального государства. При формировании же транснациональных сущностей эта идея себя изживает. Конечно, это не единственная причина кризиса. Смена технологий и связанный с ней рост международной конкуренции в образовании тоже важны. Например, принятый в конце 2012 г. закон "Об образовании..." производит впечатление написанного под иностранные образовательные организации.

Тема важная,актуальная и большая. Ограничусь поэтому лишь одним прогнозом. Полагаю, что весьма скоро право вещать на аудиторию - реальную ли, виртуальную ли - будет дано очень и очень немногим. Остальные преподаватели получат несколько иное наименование и станут так сказать, менеджерами-организаторами учебного процесса - например, просмотрят вместе со студентами дистанционную лекцию светила, обсудят по методичке, проверят задание и количество выходов студента на сайт или нечто подобное для занятий и т.п. эксплуатация преподов, как водится, еще увеличтся, а творческий характер их деятельности содет на нет. Это заметно уже сейчас.
Излишне говорить, какой духовный урон нанесут нашим студентами-гуманитариям западные дискурсы о России. А ведь к этому тоже идет.
uborshizzza
4 июн, 2015 06:59 (UTC)
Белая христианская цивилизация входит в такой демографический кризис, что на этом фоне кризис образования - только дополнительный штрих
(Анонимно)
4 июн, 2015 21:24 (UTC)
Ваш ответ удивил меня. Ведь Вы сами создали пост по этой архиважной теме. Значит, ее обсуждение предполагается.

uborshizzza
4 июн, 2015 22:05 (UTC)
Эээ... я, собственно, о том, что кризис образования - это только составная часть наблюдающегося системного цивилизационного кризиса
(Анонимно)
5 июн, 2015 20:38 (UTC)
Да, конечно. Но об образовании тоже хочется подробно. Кстати, для меня неожиданность , что так мало комментариев.
Наверное, все осмысляют цивилизационный кризис :-)
(Анонимно)
4 июн, 2015 05:35 (UTC)
Ценность ВУЗа и школы определяется наличием в этих заведениях Учителя. Поэтому, когда говорят о талантливых людях, то всегда добавляют он Ученик Учителя.
uborshizzza
4 июн, 2015 06:56 (UTC)
В соответствии с принятой концепцией вузы - учреждения, оказывающие образовательные услуги. Наличие Учителей (с большой буквы) концепции не соответствует
mini_laska
4 июн, 2015 07:48 (UTC)
Не сходится с моей нерепрезантативной выборкой (2 потока).
Те, кто исправно просиживают штаны на всех лекциях и парах на вопросы преподавателя отвечают разве что с книгой в руках.
5 курс меда, 2 группы не в курсе, что в слизистой оболочке желудка рецепторов нет. И АКТГ не вспомнили на вопрос преподавателя о гормональной системе гипофиз-надпочечники.
Единственные человеки, кто что-то знает, это те, кто почти все время занимаются самообразованием (а допотопные лекции маст дай, скорость подачи информации низка). И мотивации хватает и работать приспособлены.
lev_davidovich
4 июн, 2015 09:55 (UTC)
Ну вот Вы сами в конце текста и определили цель ноаой системы - "удешевление стоимости обучения". "Сколько заплатишь - столько и поимеешь" (Ц) - учил меня Папа.
( 29 комментариев — Порадовать комментарием )

Latest Month

Ноябрь 2019
Вс Пн Вт Ср Чт Пт Сб
     12
3456789
10111213141516
17181920212223
24252627282930

Метки

Разработано LiveJournal.com
Designed by Tiffany Chow