?

Log in

No account? Create an account

Previous Entry | Next Entry


Посмотрела фотографии вот к этому посту про Восточную Германию.

http://periskop.livejournal.com/1416451.html

Похоже на нашу Калининградскую область. А вот на те земли Западной Германии, где я была весной и прошлой зимой, похоже меньше. Там все аккуратненькое, вылизанное, да и здания имеют другую архитектуру.

Мы привыкли считать себя самыми несчастными-разнесчастными, и основания к этому есть: революция и гражданская война, ВОВ, дважды пережитый слом общественного строя, распад государства – все это принесло неисчислимые жертвы.

Но давайте посмотрим на наших ближайших соседей – на немцев. Они тоже потеряли немало людей в 2-х мировых войнах, зачинщиками которых, справедливости ради надо сказать, сами и были.
У нас нет семьи без погибшего на войне, и у них, думаю, тоже.
Их население, так же, как и наше, переживало посттравматический синдром. У восточных немцев также дважды менялся общественный строй.
Но они еще дважды были проигравшими и виноватыми.
Казалось бы, от всего этого немцы имели все основания рехнуться, а им хоть бы что. По крайне мере, со стороны так кажется.

В особенно неприятной ситуации оказались восточные немцы. Это у них дважды менялся строй. И ведь многие из них искренне верили в коммунизм.

Если в исторической перспективе именно земли ГДР были ядром Пруссии, то Пруссия – была центром и главой земель Германии. Без Пруссии германские государства прекрасно жили бы по одиночке и дальше.
Вот поэтому немецкая земля Пруссия была специально в 1947 году уничтожена странами-победительницами с целью избежать возрождения германского милитаризма. Ее территорию поделили между СССР, Польшей и ГДР. Немцы из Польши и СССР были депортированы в Германию.
Теперь пруссаки называются «осси», что звучит вовсе не так гордо, как «пруссаки». Более того, «осси» считаются нахлебниками, бездельниками и пр.
Согласно опросам, вечно брюзжащими и "недовольными" чаще всего (37 процентов всех опрошенных) называют восточных немцев. И только 17 процентов уверены, что эта черта характера присуща их западным соседям. Чего уж тут говорить! "Зависимость от начальства", как считают 29 процентов опрошенных, свойственно скорее жителям бывшей ГДР, нежели немцам западных земель (12 процентов). И далее, в полном соответствии с клише: "зависть" — это непременное качество "осси". В этом уверены 30 процентов опрошенных, и только 13 процентов думают, что им обладают и западные немцы.
Каково все это переживать, допустим, восточным немцам моего возраста?

Когда в СССР началась Перестройка, ГДР до последнего держалась за постулаты марксизма-ленинизма. Еще бы! Нужно было быть полным идиотом, чтобы не предвидеть, чем все кончится. Так Хонокер вынужден был под старость лет скрываться в чужом посольстве, пожить в заключении и умереть в чужой стране – и это был еще самый хороший вариант.

Давайте посмотрим, как жили люди в ГДР и в ФРГ до объединения, и что принесло объединение людям на Западе и на Востоке.
И западногерманское, и восточногерманское общества, по сути своей, представляли собой «общества потребления», хотя и развивавшиеся разными путями. Более 90% немецких семей и на Западе, и на Востоке имели стиральную машину и телевизор, около 80% – холодильник. Правда, стоимость этих товаров, соотнесенная с заработками, на Востоке была значительно выше, чем на Западе. Примерно 70% западногерманских и около 40% восточногерманских семей имели в 1990 автомашину. К 1993 100% немецких семей имели в доме водопровод, а 99,7% – электричество.

Жилье.
Несмотря на значительное дотирование производства базовых товаров как личного, так и общественного потребления средняя покупательная способность населения была в ГДР намного ниже, чем в ФРГ. Между тем за 30 лет до объединения Германии уровень заработной платы в двух немецких государствах был примерно одинаковым. Хотя цены на хлеб, овощи и маргарин благодаря государственным субсидиям были низкими, а плата за квартиру и электроэнергию для жителей сохранялась на уровне 1949, цены на т.н. предметы роскоши – автомобили, бытовые приборы, одежду, мясо, кофе, шоколад и пр. – выросли весьма значительно.
С середины 1970-х годов цены на энергию на Западе поднялись на 160%. Плата за жилье и коммунальные услуги съедала до трети месячного дохода средней западногерманской семьи, в то время как в Восточной Германии – лишь 2%. После объединения Германии стоимость жилья и цены на электроэнергию в пяти новых федеральных землях быстро приблизились к западногерманскому уровню. Кроме того, качество жилья в Восточной Германии оставалось намного хуже, чем в Западной Германии; 30% жилищных единиц (квартир или домов) не было оснащено туалетами, еще более высокой была доля жилых помещений, в которых отсутствовали ванна и душ. В 1997 на оплату жилья в Западной Германии уходило только 17,9% доходов семьи (15,4% в новых землях). Сократился разрыв и по средним показателям площади жилищной единицы на одну семью: 33,7 кв. м в восточных землях и 38,8 кв. м в западных.
На момент объединения страны 45% западных немцев снимали жилье, 39% владели собственными домами или квартирами, 12% жилье было предоставлено работодателями, 4% жили в общежитиях. В ГДР 70% жилой площади принадлежало государству. К 1993 в объединенной Германии 61,2% населения снимали жилье, а 38,8% жили в собственных домах или квартирах.

Здравоохранение и пенсии.
В ГДР все социальные выплаты (пенсии, бесплатное медицинское обслуживание, пособия для временно неработающих, оплата отпусков по беременности, родам и уходу за младенцами и т.д.) осуществлялись по одной схеме. 91% таких расходов покрывался через профсоюзы, остаток – через систему государственного страхования.
В Восточной Германии пенсионеры получали около 40% от уровня средней заработной платы, в Западной Германии – 70% дохода перед выходом на пенсию.
После объединения Германии размеры индивидуальных социальных выплат и пособий определялись в зависимости от величины личного дохода.
В Германии существуют различные схемы социального обеспечения производственных рабочих («синих воротничков»), негосударственных служащих и конторских работников («белых воротничков») и государственных служащих (чиновников). Социальное страхование обязательно для всех нанятых на работу лиц (т.е. получающих заработную плату или жалование) и охватывает также членов их семей.
Социальное обеспечение покрывает три основные сферы: пенсии по старости, здравоохранение, пособия по безработице. В 1997 63% западногерманского населения имело личный пенсионный полис, благодаря чему большинство семей могли рассчитывать на получение пенсии в случае потери основного кормильца. Большинство западных немцев (90%) пользовались в 1998 услугами медицинского страхования. Расходы, вызванные несчастными случаями на работе и производственными травмами, повлекшими утрату трудоспособности работников, оплачивают работодатели.
Пособия по безработице и финансирование программ профессиональной переквалификации покрываются за счет совместных взносов работодателей и рабочих, перечисляемых через Федеральное бюро по трудовым вопросам и его региональные (земельные) филиалы.
Система социального обеспечения включает также государственные средства, отпускаемые на пособия на детей, единовременные выплаты при рождении ребенка, дотации малообеспеченным и многодетным семьям, помощь беженцам, пособия для получения образования, помощь молодежи, пособия на лечение, пенсионные субсидии, помощь жертвам войны, инвалидам, а также социальную помощь малообеспеченным гражданам. Выплаты производятся местными и земельными государственными органами. Кроме того, социальные субсидии предоставляются в ФРГ специальными агентствами, финансируемыми за счет добровольных взносов граждан. Хотя германская система социального обеспечения построена с учетом профессиональной стратификации общества, она имеет целью прежде всего гарантировать индивиду известный базовый (прожиточный) минимум дохода.
В 1997 на «социальные статьи» бюджета приходилось до 43% государственных расходов ФРГ, причем особенно быстро росли расходы на здравоохранение и пенсионное обеспечение. В период между 1975 и 1985 расходы на обеспечение социальных и культурных нужд в среднем увеличились на 65%, в 1988–1997 – на 92%. В 1997 около 48 млн. частных лиц и 12,5 млн. семей получали социальные выплаты в той или иной форме.

В Западной Германии аборт разрешается только при наличии веских оснований, связанных с социальными условиями и тяжелым материальным положением, а также при медицинских противопоказаниях к родам. Согласно Договору об объединении Германии, законодательство об абортах предполагалось стандартизировать в течение двух лет. В 1992 бундестаг принял закон о легализации абортов, но в 1993 Федеральный конституционный суд признал его не соответствующим Основному закону ФРГ. В 1995 вступил в силу другой закон, который запрещал аборт и допускал его лишь в случае изнасилования или наличия опасности для жизни матери. В то же время отменялось уголовное преследование матери или врачей при абортах, проведенных при сроках беременности до 12 недель, если женщина прошла соответствующую консультацию, знакомящую ее с последствиями искусственного прерывания беременности.

Образование.
В ГДР воспитание, обучение и социализация детей начинались довольно рано. В 1989 80% всех детей в возрасте от одного до трех лет посещали ясли, фактически все из них по программе полного дня, а 89% детей в возрасте 3–6 лет – детские сады.
В объединенной Германии дошкольное воспитание находится вне государственного сектора. В 1996 лишь 176 тыс. детей в возрасте до шести лет были охвачены дополнительными программами и системой организованных детских садов. Возможности оставлять детей в детских садах на целый день при этом практически отсутствуют; не развита и система продленных групп в школах. В немецких школах детей, как правило, не кормят завтраками и в середине дня отпускают домой пообедать. Стоимость места в дошкольных учреждениях составляет как минимум 250–300 марок на ребенка в месяц, а в отдельных районах ФРГ – до 1500 марок в месяц (в 1997 среднемесячный доход трудовой семьи из 4 человек составлял 7 тыс. марок, а на востоке Германии 5,8 тыс. марок).

В ГДР большинство детей посещало десятилетние политехнические школы. Учебные планы таких школ предусматривали особый акцент на изучении математики, естественных наук и иностранного языка. Уже в начальных классах, в дополнение к базовым предметам, таким как чтение и письмо, все школьники должны были осваивать на уроках т.н. трудового воспитания еще и профессионально-технические навыки прикладного характера. Начиная с седьмого класса школьники проходили производственную практику на промышленных предприятиях или в сельскохозяйственных кооперативах.
Около 15% выпускников десятилетних школ направлялись на двухгодичные курсы подготовки, – в т.н. абитуриентскую школу. Обучение в ней завершалось сдачей экзаменов на аттестат зрелости, который открывал дорогу к высшему образованию. Все остальные выпускники десятилетних политехнических (средних) школ шли в профессионально-технические училища, большей частью прикрепленные к промышленным предприятиям. По истечении двух лет профессионально-технической подготовки они могли продолжить учебу еще один год уже по академической программе «абитуриентской школы», идти на работу либо поступить в специализированные технические школы. Обладатели аттестата зрелости также могли начинать работать или идти в специализированные технические школы, но, кроме того, они имели право поступать в университеты. Около 10% 18–19-летних юношей и девушек в ГДР сдавали экзамен на аттестат зрелости, но многие граждане получали его значительно позднее, благодаря хорошо развитой системе обучения взрослых. Рабочим и служащим выделялось свободное от основной работы и оплачиваемое время, чтобы они могли посещать занятия. Во многих случаях желающим засчитывали окончание таких курсов в качестве квалификационного минимума для приема в специализированные технические школы и университеты. Особенно поощрялось продолжение обучения женщин, с отрывом или без отрыва от производства. Предприятиям и учреждениям вменялось в обязанность разрабатывать и реализовывать программы повышения квалификации работников. Многие из руководителей промышленных предприятий Восточной Германии выросли из рядов рабочих и стали квалифицированными управленцами, пройдя через школу обучения взрослых.

Большинство детей в объединенной Германии поступают в школу в шесть лет и четыре года учатся в общеобразовательной начальной (т.н. «основной») школе. По истечении четырех лет учебы родители и учителя решают, подготовлен ли десятилетний ребенок для обучения в гимназии или в обычной средней, «реальной школе», либо он будет посещать т.н. «главную» общеобразовательную школу, дающую среднее профессиональное образование. В значительной степени именно эта ранняя дифференциация учащихся предопределяет их дальнейший жизненный путь. От нее прежде всего зависит, станет ребенок рабочим или специалистом с высшим образованием. Впоследствии изменить направление образования и профессионального роста крайне трудно. В 1996 около 46% школьников в возрасте от 14 до 21 года обучались в профессиональных школах.
Около 70% учащихся «главной» школы проводят 3–4 дня в неделю в качестве учеников по выбранной профессии на промышленных предприятиях или в иных местах их будущего приложения труда, совмещая эту деятельность с учебой в течение 3 лет. 30% продолжают учебу с отрывом от работы. Вне зависимости от осваиваемой профессии все подростки до 18 лет должны продолжать учебу.
Школьники, пошедшие по пути получения «теоретического» образования, учатся в гимназиях, как правило с углубленным изучением либо классических и современных языков, либо математики и естественных наук. Учащиеся гимназий и «реальных школ» могут в возрасте 16 лет переключиться на профессиональное образование, поступив в специализированные технические училища, а могут продолжить гимназическое обучение, с тем чтобы, закончив гимназию в возрасте 18-19 лет и получив аттестат зрелости, поступить в университеты или высшие технические школы. В 1996 аттестаты зрелости получили лишь 30% учащихся, и лишь 69% из них записались в университеты и высшие технические школы. Приобрести аттестат зрелости могут и взрослые люди, для которых существуют специальные образовательные программы.

Высшее образование в ГДР финансировалось государством. Критериями для приема абитуриента в вуз были вступительные отметки и персональные рекомендации, содержавшие в том числе и оценку его поведения и общественной активности. Вскоре после образования ГДР были учреждены специальные «рабоче-крестьянские» учебные программы, призванные покончить с традициями привилегированного высшего образования и подготовить из больших групп студентов пролетарского происхождения кадры дипломированных специалистов. Обучение в вузах было бесплатным, и большинство студентов получали государственную стипендию, а некоторые студенты – и разного рода именные, повышенные стипендии за особые заслуги. Кроме того, студенты в ГДР пользовались различными льготами на проезд, обеспечивались общежитиями, получали государственные субсидии по уходу за детьми.

В Западной Германии была сохранена (с некоторыми изменениями) традиционная немецкая университетская система, при которой профессорско-преподавательский состав и студенты пользовались большой свободой. Эта система после объединения Германии была распространена на всю страну. Профессоры вели те лекционные курсы, какие они считали нужными, а студенты имели право слушать те курсы, какие представляли для них интерес, и могли учиться столь долго, сколько они хотели. В систему высшего образования входят университеты, технические вузы и университеты, художественные и музыкальные, педагогические, специализированные (экономические, медицинские, ветеринарные, спортивные) вузы, теологические и церковные высшие школы.
К началу 1990-х годов 62% западногерманской молодежи получали специальность в вузах, в том числе 20% – в университетах.

Переход по щелчкуВ верхнее тематическое оглавление
 Переход по щелчку Тематическое оглавление (Идеологические размышлизмы)
Buy for 60 tokens
Buy promo for minimal price.

Comments

( 13 комментариев — Порадовать комментарием )
владимир бондаренко
13 июн, 2015 18:07 (UTC)
..вот ты бля..- от этого поста щаслив..не...рассказываю для всех ольгинских мудаков -по всему земному шару..-моих предков в 43м повязали до Германии..-пока пилилы от Винницы до Австрии-померла моя 5 мес. тетка-в эшелоне..сейчас осталось 2 родных тетки..-одна Ригу строила с 1963гада..-другая-вынуждена жить на Кубани у дочери..-они из Селидово.Терь муллл- скажи..-вот это че на Донбассе..а,?
(Удалённый комментарий)
владимир бондаренко
14 июн, 2015 02:18 (UTC)
..а ты Выкуси..-Левиаафан.
(Удалённый комментарий)
владимир бондаренко
14 июн, 2015 18:42 (UTC)
...похоже тебя на этом заклинило-да так -что ты так и не вернулся в сознании-уже лет15.
(Удалённый комментарий)
владимир бондаренко
15 июн, 2015 00:42 (UTC)
..ты мулл меж строк читать умеешь?...или ты полагаешь что я за это недогосударство...для начало-выставь свое фото-вместо этогоебла..-а потом вступай в полемику со старшими-гэть звидсы.
(Удалённый комментарий)
kotoshka
13 июн, 2015 18:47 (UTC)
Жизнь в ГДР знаю очень хорошо. Много работала в Универах. И в Берлине, но больше всего в Йене.
Так вот, всем моим знакомым, получившим высшее образование, при распределении на работу предоставлялось бесплатное жилье. Чаще всего комната в коммуналке. Но и это было чудесно для парня или девушки в 23-25 лет.
Все знакомые из "научников" имели зарплаты в ТРИ раза больше при сопоставлении с зарплатами научников в СССР. И очень хорошие практически бесплатные квартиры. Это делалось для того, чтобы меньше смотрели на Запад, были бы довольны.
Такая же ситуация была, говорят, и для военных. Эти две категории населения были обласканы властью.

Edited at 2015-06-13 18:48 (UTC)
uborshizzza
13 июн, 2015 19:05 (UTC)
Сколько волка не корми...
proseka199
13 июн, 2015 19:06 (UTC)
Вот там, где народ победнее был (на востоке), компартия..
... власть не потеряла :)
(Анонимно)
14 июн, 2015 20:35 (UTC)
Не могу полностью согласиться с интерпретацией вопроса. То, что Вы нашли, преподнесено с позиции западных интерпретаторов. Начнем с того, что это было не воссоединение, а поглощение. ГДР прежде всего разграбили, изгнали из университетов профессуру и заменили западной; наводнили мигрантами. Например, в городке, где мне пришлось прожить довольно долго, сделали до для мигрантов из Пакистана и под. Выгнали отовсюду учителей русского , прекратили его преподавание в школах. Еще много всего произошло быстро. Поэтому так интересны события в ГДР - они нам демонстрируют многое из того, что будет /планируется у нас. Я совсем не хочу сказать, что жизнь в ГДР была лучше, чем в ФРГ. Она была другая. Например, все были обеспечены местами в детских садах. Были очень большие общественные фонды. Никто не подавлял их национальную идентичность, как это делали в ФРГ. До сих пор приходится слышать от западных немцев, что восточные думают, "что преступления фашизма их не касаются". Можно очень много рассказать, но здесь, к сожалению, не симпозиум по германистике. Я очень сочувствую гдровцам - они ( те кто сумел приспособиться)получили больше для потребления, но и потеряли очень много. На мой взгляд, некоторые вещи из утраченных никаким потреблением не компенсировать.
uborshizzza
14 июн, 2015 20:36 (UTC)
У этого поста 3 части, и обо всем этом написано далее.
( 13 комментариев — Порадовать комментарием )

Latest Month

Октябрь 2019
Вс Пн Вт Ср Чт Пт Сб
  12345
6789101112
13141516171819
20212223242526
2728293031  

Метки

Разработано LiveJournal.com
Designed by Tiffany Chow