uborshizzza (uborshizzza) wrote,
uborshizzza
uborshizzza

Хождение по кругу

Кудрин в «Коммерсанте» пишет:
«Зависимость нашей экономики от нефти давно стала общим местом. Но меры по снижению этой зависимости всегда были предметом дискуссии. Ее результатом стало введение накануне кризиса 2008-2009 годов "бюджетного правила": доходы бюджета, полученные от превышения "цены отсечения" $50 за баррель, тратить нельзя. Иначе это привело бы к излишнему укреплению рубля, который рухнул бы при снижении нефтяных цен, и раздуло бы расходы, которые потом трудно сокращать. Но во время кризиса эти ограничения были отменены, и к 2012 году бюджет стал тратить все при цене $111. Возвращение к облегченному "бюджетному правилу" уже не позволило покрыть реализовавшиеся риски, тогда как при сохранении рубежа в $50 резервов должно было бы хватить на несколько лет жизни при цене $30-40, меньшей волатильности курса и отсутствии необходимости резко сокращать бюджет.
Альтернативный подход предлагал не сберегать, а тратить — на развитие производств и технологий, субсидирование новых предприятий. Отчасти это и происходило: деньги поступали в экономику и через нефтегазовый сектор, и через бюджет. Но значительная часть расходов шла на неэффективные проекты, поддержание госкорпораций, имиджевые события вроде форума АТЭС и Олимпийских игр, на увеличение социальной помощи. Видимо, с таким искушением сталкивается любое государство при сочетании роста доходов и усиления ручного управления. Эта стратегия, победившая в 2011-2013 годах, привела к уменьшению роста ВВП и накоплению структурных проблем…
Думаю, нас ожидает период волатильности цен в три--четыре года — до установления нового баланса. Созданные резервы имеют в этих условиях стратегическое значение. Для их сохранения нужно планировать расходы, ориентируясь на цену $50 и дефицит не более 1%, а переход к этому нужно осуществить в ближайшие три года.
Однако без структурных мер в бюджетной политике простое фронтальное сокращение расходов будет мешать росту. С 2008 года социальные расходы всей бюджетной системы, включая государственные внебюджетные фонды (без учета зарплат), выросли на 5% ВВП, и половина этого роста была профинансирована за счет сокращения инвестиций и закупок оборудования. Три статьи федерального бюджета — оборона, безопасность и социальная политика — с 2011 по 2015 год выросли с 54% до 61,5%. На все остальные федеральные задачи сейчас остается 38,5%. В ближайшее время еще 5% бюджета уйдет на обслуживание растущего в условиях дефицита долга. Если не трогать эти три статьи, экономического роста не будет…
Для роста бизнесу нужны позитивные решения. Вероятно, даже план необходимых реформ взбодрил бы рынок: все хотят видеть перспективу и будут оценивать рациональность предлагаемого. Пока такой ясности и готовности к реформам в действиях правительства нет. Усиление контрольных и правоохранительных функций пугает рынок, особенно когда они реализуются избирательно. Проверки по линии деофшоризации, контроль над ценами и валютными операциями — все это усиливает давление на бизнес. Особенно отметим "антисанкции": при глубокой девальвации внутреннее производство автоматически получило преимущество, а это решение лишь взвинтило цены, снизило жизненный уровень, усилило рост кредитных ставок и парализовало многие бизнесы. Вместо импортозамещения мы получили шоковую терапию.
Главный вызов для правительства сегодня — это проведение структурных реформ: бюджетной, судебной, правоохранительной, реформы госкомпаний, ряда других. Только они снизят зависимость от нефти и обеспечат выход на устойчивый рост.
Подробнее:http://www.kommersant.ru/doc/2800885».

То, есть он-то делал все правильно: не тратил все, что бюджет получал с цен за нефть выше 50 долл. Но потом все испортили: деньги стали тратить на ненужные вещи: на проведение форума АТЭС и Олимпийские игр, на увеличение социальной помощи, хотя, если их тратить вообще, в чем Кудрин, видимо, не уверен, то нужно было их тратить на инвестиции в производство.

Какое производство? Конкретно?

Самые ненужные траты, это, конечно, социальные. А кто будет потреблять товары, которые вдруг произведет наш бизнес? Или они на заграницу надеются?

Трогать оффшоры не нужно – это нервирует бизнес, когда он выводит деньги из страны. Действительно, зачем нам нервный бизнес? Главное, что он вообще есть. А как этому бизнесу давать бюджетные инвестиции, если он их все равно выведет в оффшоры с нервами, или без них?

В очередной раз предлагаются реформы бюджетной, судебной, правоохранительной, реформы госкомпаний. Как будто их не проводили! Я уже не знаю, чего только не делали с той же бюджетной сферой. Нет, все мало, а то там еще что-то шевелится.
Нафиг нам это здравоохранение, образование, пенсия? Убрать – и все.

С такими предложениями мы далеко не уедем.

Что меня угнетает, так это полное отсутствие каких-то новых решений, предложений, людей. Ходим по кругу, в центре которого воронка, и с кажлым разом круги становятся все уже.

Переход по щелчку В верхнее тематическое оглавление
 Переход по щелчку Тематическое оглавление (Политика)
Tags: Текущая политика
Subscribe
Buy for 60 tokens
Buy promo for minimal price.
  • Post a new comment

    Error

    default userpic

    Your IP address will be recorded 

    When you submit the form an invisible reCAPTCHA check will be performed.
    You must follow the Privacy Policy and Google Terms of use.
  • 7 comments