uborshizzza (uborshizzza) wrote,
uborshizzza
uborshizzza

Category:

Обиженный Кантор



Мне нравилось, как пишет Максим Кантор. Нравилось не из-за стиля – стиль его архаичен, а юмор тяжеловесен. Мне нравилось, что он высмеивает либеральные мифы, нравилось, что он это делает страстно, и я старалась не обращать внимания на то, что Кантор стал повторяться, а читать его стало скучно. Все его романы и сборники памфлетов выходили в огромных неформатных томах с его же иллюстрациями на обложке - Кантор ведь в большей степени считается художником, чем писателем.
Живопись его мне не была близка, хотя картины Кантора висят в Третьяковке, в Русском музее была его выставка, а уж за границей он выставляется постоянно. Но одной из сквозных тем Кантора-литератора является неприязнь к современным художникам: мол, они и рисовать-то не умеют, их репутацию нарочно создали жулики-критики и жулики-галерейщики. А почему он считает, что с его живописью дело обстоит по-другому?
http://cs618422.vk.me/v618422260/1c02b/SRnVmccySbM.jpg
М. Кантор «Трое нищих»

Кое-что меня покоробило в его первом, самом громком, романе «Учебник рисования». Главный герой его книги – художник, сын философа, вехи биографии которого напоминают самого автора. В романе у героя есть жена и любовница. На какое-то время он уходит к любовнице, но потом узнает, что она ему изменяла, и возвращается к жене. При этом любовница много сделала для его карьеры, да и изменяла, чтобы умаслить разных полезных начинающему художнику людей. Можно сказать, что она торговала собой ради его карьеры.
Но описана эта женщина с огромной неприязнью и как-то противно. А ведь она – реальное лицо.
Зачем так размазывать бывшую любовницу по стенке – ведь столько лет прошло?
Надо было мне еще тогда обратить на это внимание и больше его не читать.
Другой звоночек прозвучал в 2013 году, когда Кантор уехал за границу, где он и до этого жил годами, но почему-то обставил это так, что его гонят из России. Изгнание заключалось в том, что его, вроде бы, пытались лишить мастерской. Уж и вопль он тогда поднял: «Художника гонят! Художника обижают!». Несчастные чиновники извинялись и объяснялись, что никто его не гонит, никто мастерскую не отбирает, но надо бы за нее все-таки платить. Куда там – «Я не вернусь в Россию!». Уж прямо такой изгнанник…
Совсем же он вышел из рамок, когда Россия присоединила Крым. Это ужасно не понравилось бедному изгнаннику, и с тех пор он чуть не каждый день пишет то в ФБ, то в СМИ какую-нибудь гадость о России и ее народе.
Вот, например, кусочек из одного его интервью:

«Корр. - Максим, ваши посты в Facebook, особенно в последнее время, переполнены яростью и ненавистью по отношению к России и русским. Вот цитата из вашей публикации. Речь там идёт о русских. Правда, пишете вы с ошибками. "Милые, вы ничем не похожЫ на Европу, вы - не европейцы, вы с окраины. Вы - дикари, научитесь готовить сносную еду, а к культуре - после всей этой псевдо-философской чуши - вас надо подпускать осмотрительно, после медсаноконтроля". За что вы так не любите Россию? Ведь ваши взгляды по сути человеконенавистнические.

Максим Кантор - Ничего нет плохого или незаконного в презрении к какому-либо народу. Если я могу презирать личность, то могу презирать и народ. Я художник. Я так вижу. Мне плевать на население России, мне плевать на аборигенов Австралии. Ни те, ни другие не вызывают у меня пока уважения и любви. Не заслужили. Моё уважение надо заслужить. А оно дорогого стоит. Если же быть более конкретным, то я человек европейский - талантливый и успешный художник. Я всем сердцем впитал дух свободы и не могу уважать людей за чинопочитание и раболепие. Мне противны такие люди
».

А за что же он так аборигенов Австралии? Это как-то нетолерантно.
А это из его ФБ:

«сочувствуют "простому" человеку "из народа" не потому, что необразованность, темнота, пьянство, дикость и природная вульгарность - вызывают чувство солидарности. Такого рода умиление - нелепо.
Сочувствуют "простому" человеку потому, что чувство превосходства - не украшает мыслящего субъекта. Никто из нас не имеет право на чувство превосходства. Сочувствуют потому, что сочувствие - это упражнение для твоей собственной нравственной системы. А вовсе не потому что дикость и мат, запущенная биография и вульгарность - как-то притягательны. Совсем наоборот. Сочувствуют вопреки этому несимпатичному набору свойств.
Сочувствуют всякому живому - потому что во всяком живом есть искра Божия. и потому, что надо учиться сострадать, от этого становишься лучше сам. Это нравственная гигиена.---
Все это верно ровно до той минуты, пока "простой" вульгарный человек не приходит в самодовольное состояние, оттого что ему сочувствуют. Простому вульгарному человеку мнится, что он выбран как точка отсчета общества. И он начинает гордиться своей вульгарностью.
Тогда "простой" вульгарный человек начинает сам востограться своими достоинствами, он умиляется сам себе, отого что он прост и вульгарен. В момент самолюбования - он и впрямь превращается в быдло.
Когда в этом торжествующем состоянии быдла он навязывает свою мораль быдла образованному классу - он делается отвратителен
».

Люди из народа – темные, дикие, вульгарные. Сам Кантор – не из народа. Его папа был философ, в доме собрались философы и писатели. Так Кантор гордится знакомством с философом и писателем Зиновьевым.
Но тут есть тонкий момент: откуда взялся сам Зиновьев? Страшно сказать: он родился не в семье философа, а в русской деревне.
Или мама Кантора – Татьяна Сергевна Кантор – она ведь тоже, скорее всего, была из простых. Правда, она выучилась на биолога, занималась генетикой. В романе «Учебник рисования» мама главного героя описана, как простая русская женщина, всю жизнь посвятившая служению непростым мужу и его родным: она их и кормит, и убирает за ними, и спасает от врагов. Русская мама символизирует русский народ.
Но, как видите, Кантор все же не имеет почтения к русскому народу – не заслужил он его уважения. Исключения, знаете ли, только подтверждают правила.

Оказывается, русский народ очень-очень гадкий:

«страной правит ГБешник, и он самый любимый народом лидер, именно за то, что он ГБешник.
И всякий гражданин умиляется расторопностью ГБ.
И все граждане влюблены в ГБ.
Значит, так тому и быть.
Спорить с очевидным не надо.
Значит, страна в первую очередь существует для нужд и управления ГБ.
Людям нравится - ну, и славно.
Видимо, таков культурный генофонд.»

«важное отличие данной военной кампании, данного военного и государственного преступления перед гражданами России в том, что граждане России - в отличие от афганской, чехословацкой, венгерской колониальных войн, в отличие от империалистической Первой мировой, в отличие от бессмысленной японской и подлой финской - граждане России сегодня являются соучастниками авантюры и агрессии.. в Украинской войне участвуют все.
Это личный выбор народа - душить Украину. Это не с немого согласия. Это поддержано, это страстно желаемо. Украине мстят за то, чего хотели двадцать пять лет подряд сами - за желание войти в Европу.
Спрятаться и не знать - нельзя. Информации столько, что не знать - невозможно. Важно помнить и сопоставлять, - поскольку расчет властей на то, что война имеет свою внутреннюю логику - постарались разжечь ненависть племенную, разжигали - и разожгли. Сегодня всякий житель России знает про войну, но знает, что виноваты хохлы и хотя Россия напала на Украину, но это на самом деле Украина напала на Россию. И надо было добиться этого переворота в сознании. Добились».

«не так давно талантливый журналист (сделал много разного, не знаю всех дел) Владимир Яковлев написал статью, в которой предрек неприятные изменения российской жизни и посоветовал всем "у кого есть возможность, уехать из страны на два-три месяца" .
В ответ на это - элементарное, в сущности, - наблюдение, последовало много реплик. В целом, реплики обиженные. Общий тон таков: мол, мы живем в России и не жалуемся, хватит нас склонять к эмиграции, Родина в беде и мы ее не покинем, на Западе мы никому не нужны, а здесь наша Родина, хорошо тебе вещать из-за границы, ты живешь в Тель-Авиве и отвык от больших свершений больших столиц.
Все вышесказанное - было бы понятно и извинительно тридцать лет назад.
Помните: шла война с Афганистаном. неправая, авантюрная, уносящая жизни людей. И все врали. Не такое оглушительное вранье как в случае с Украиной, но тоже - вранье и разбой.
Но в брежневские времена - куда уехать? как уехать? куда деться от реальности, которая одна?
А сегодня - уехать можно.
Правда тут же резонный вопрос: а зачем?
И резонный (будто бы) ответ: мы там никому не нужны.
Это, граждане, и правда, и неправда.
Такие - не нужны.
Вообще, талантливые люди и хорошие работники - нужны везде. Их ищут в университетах, галереях, издательствах, научных институтах, даже - не поверите! - в монастырях.
Совсем иное дело, что 98% от пишущих здесь в фб патриотов - действительно никому не нужны; у них нет никакой специальности, они дети путинской эпохи воровства и холуйста, они птенцы гнезда усманова и абрамовичева… Не обратили внимание на фразу Яковлева.
Он лишь скромно сказал "если у вас есть возможность": то есть, - если вас не поймают за награбленное, если вы не кремлевский пропагандист, если умеете что-то делать помимо болтовни в журнальных коридорах. Это ведь очень скромно сказано.
И добавил добрый человек "главное, увозите детей". то есть, если не хотите, чтобы дети прожили бессмысленную, как ваша, жизнь - и не стали заложниками тараканища.
Уж чего проще! нет, обиделись.
Гражданам очень надо найти оправдание тому, почему они стадо».

«Происходит мерзость, а свалить не на кого.
Это необычно.
В судьбе русских людей всегда виноват кто-то сторонний.
Татары, немецкие цари, большевики, либералы - злое заемное, не присущее изначально.
Подцепили инфекцию и страдаем. А сами мы светлые, добрые сердцем. Если бы не большевики, так и горя бы не было;
Но нет больше ни большевиков, ни династии Ганноверов, ни татар с монголами, и даже либерализма тоже нет.
Некого винить.
И это заставляет задуматься о прошлых несчастьях
».

Вот это место из одного фейсбучного поста открыло мне, наконец, чем же провинился русский народ:

«Глобализация - это великий и неизбежный план, а то, что осуществление его дается непросто, - лишь свидетельство косности обреченной планеты».

Глобализация – это светлое будущее человечества, а те, кто ей препятствуют, в данном случае, русский народ, - мерзавцы. Например, присоединение Крыма – это противодействие глобализации, и поэтому является преступлением. Глобализаторы сказали, что Крым должен принадлежать Украине – так тому и быть. А вот Косово должно не должно принадлежать Сербии – и ведь Сербия согласилась.

Из России нужно бежать, чтобы хотя бы спасти детей, а иначе они проживут такую же бессмысленную жизнь, как мы, потому что жизнь в России, разумеется, совершенно бессмысленна.

Кантор пишет об этом, как о само собой разумеющейся истине. А что делать, если русский народ не хочет такой глобализации, в которой его существование признается изначально бессмысленным и ненужным? Русский народ не нужен, но те, кто могут найти на Западе какую-то работу могут спастись в индивидуальном порядке, чтобы их дети выросли уже нерусскими и обрели смыл жизни.

Кантор – успешный художник, он нужен на Западе, поэтому он отсюда уехал, и его жизнь – не бессмысленна. А если бы остался, то была бы бессмысленна, как жизнь его папы и мамы.
Логично. Красиво.

Ну что же, пусть остается европейским художником, а вот русским писателем ему уже не быть, потому что он перестал им быть в тот момент, когда отделил себя от народа и начал приписывать народу все возможные грехи.

Черта с два кто-нибудь теперь станет читать его книги и все остальное, что он собирается писать.

Вот так, стоило человеку решиться навсегда расстаться с Россией, как все из него и полезло. Это не с Россией что-то произошло – это с Кантром что-то случилось. Он очень оперативно теперь поет в унисон с прогрессивной мировой общественностью. Молодец. Наверняка, это и для получения заказов полезно.
Но, дело, конечно, не в корысти – просто так совпало.

Переход по щелчкуВ верхнее тематическое оглавление
 Переход по щелчку Тематическое оглавление (Рецензии и ругань)
Tags: Критика и критиканство
Subscribe
Buy for 70 tokens
Время бить тревогу. Когда-то самое престижное место в Москве, за очень короткий срок превратилось в одно из самых токсичных и опасных. (кадр из к/ф Волк с Уолл-Стрит) Считается, что Москва-Сити - детище чуть ли не самого Сергея Юрьевича Полонского. И, что удивительно, его сомнительная…
  • Post a new comment

    Error

    default userpic

    Your IP address will be recorded 

    When you submit the form an invisible reCAPTCHA check will be performed.
    You must follow the Privacy Policy and Google Terms of use.
  • 38 comments