uborshizzza (uborshizzza) wrote,
uborshizzza
uborshizzza

Categories:

Шведский Динамит или самая зажигательная премия



Споры по поводу награждения Нобелевской премией Светланы Алексеевич показывают все то же: раскол нашего общества по принципу лояльности к Западу.
Вспоминал ли кто из западников об Алексиевич, держал ли ее книгу под подушкой? Да не психи же они.
Но раз сам Нобелевский комитет дал ей премию, то, следовательно, она – гений, и двух мнений тут быть не может.

При этом, те, кто хвалит книги Алексиевич, приводят в пример одну «У войны не женское лицо».
Прекрасно помню то время, когда вышла эта повесть. Это был 1985 год. Повесть, где были собраны рассказы женщин-участниц Великой отечественной войны – зенитчиц, санинструкторов, прачек, снайперов, саперов, минеров, была написана на основе сценария (А. Алексиевич, В. Дащук) к семисерийному документальному фильму с одноименным названием (реж. В. Дащук), вышедшем в 1981-1984 году.
Немудрящий прием – собрать книгу из воспоминаний реальных людей – впоследствии использовался Алексиевич во всех ее произведениях.
Возможно, впервые он был применен в первом сценарии Алексиевич - «Трудные разговоры» (Беларусьфильм, 1979). Но ничего не могу найти про этот фильм, кроме названия.

Те, кто сегодня взахлеб хвалят «У войны не женское лицо», забыли, что в 1985 никакого особого шума она не произвела, а, вернее, произвела, но весь шум прошел по жанру официоза. Достаточно сказать, что книга получила премию им. Ленинского Комсомола, чтобы понять, насколько с ней было не по пути большинству, относящихся тогда к подобным вещам скептически. Нам поперек горла давно стояли и «Слышишь, время гудит «Бам»» и «и Ленин такой молодой», и все остальное. Перекормлены мы были темами патриотизма и прошедшей войны.

Я родилась через 13 лет после войны. В моем детстве присутствовали самые настоящие фронтовики, прошедшие всю войну, раненые, контуженные – думаете, кто-нибудь когда-нибудь об этом упоминал? Да почти все мужчины, родившиеся раньше 1927года, были на войне, почти все женщины этих возрастов работали тем или иным образом на нужды фронта.
Но чем больше отодвигалось время от 1945 года, тем чаще стали вспоминать о войне. Сделали день 9 мая нерабочим, зажгли в Александровском саду вечный огонь, строили все больше и больше мемориалов, писали все больше и больше книг и ставили все больше и больше фильм о войне. Среди них были как очень хорошие, так и откровенно слабые.
К старшим классам мы, например, собирали для разных проектов воспоминания очевидцев военного времени. В частности, мы ходили по деревням Смоленской области и собирали сведения о партизанах, записывали их. Тогда я, кстати, с удивлением узнала, что вовсе не все считали партизан героями, и не все хотели о них говорить.
К 1985 году вспомнили, записали, отсняли уже решительно все и продолжали искать новые повороты в военных темах, потому что за это были премии и путь к разным приятностям. Вот Алексиевич придумала оформить куски своего сценария в книгу и получила за нее все – премию, известность. А в СП СССР она вступила как сценаристка в 1983 году.
Вот как такая до ужаса патриотическая писательница, вся за советскую Родину, и вдруг стала активно критиковать Россию, социализм. С чего это? А время изменилось. Тогда нужно было хвалить, теперь ругать. Вот умная Маша и постаралась. И ведь опять не зря! Премию получила, да еще какую улетную! Динамитную!

Среди того, что было в эти дни написано про Алексиевич, попадалось утверждение, что название «У войны не женское лицо» она взяла у Юлии Друниной. Я не нашла у Друниной таких строк.
Но есть другие:
Самые первые и самые знаменитые она написала в госпитале, где лечилась после полученного ранения:

Я только раз видала рукопашный,
Раз - наяву. И сотни раз - во сне...
Кто говорит, что на войне не страшно,
Тот ничего не знает о войне.
1943

Тогда же ее и комиссовали. В 1944 году она получила медаль «За отвагу».
Что еще она видела на войне?

Комбат

Когда, забыв присягу, повернули
В бою два автоматчика назад,
Догнали их две маленькие пули –
Всегда стрелял без промаха комбат.
Упали парни, ткнувшись в землю грудью,
А он, шатаясь, побежал вперед.
За этих двух его лишь тот осудит,
Кто никогда не шел на пулемет.
Потом в землянке полкового штаба,
Бумаги молча взяв у старшины,
Писал комбат двум бедным русским бабам,
Что... смертью храбрых пали их сыны.
И сотни раз письмо читала людям
В глухой деревне плачущая мать.
За эту ложь комбата кто осудит?
Никто его не смеет осуждать!

Почему пошла на фронт в 1941?

Я ушла из детства в грязную теплушку,
В эшелон пехоты, в санитарный взвод.
Дальние разрывы слушал и не слушал
Ко всему привыкший сорок первый год.

Я пришла из школы в блиндажи сырые,
От Прекрасной Дамы в «мать» и «перемать»,
Потому что имя ближе, чем «Россия»,
Не могла сыскать.

Друнина дважды была замужем – за поэтом Николаем Старшиновым и за режиссером и телеведущим Александром Каплером. У нее была дочь и внуки. Далеко не все ее стихи были о войне, много и о любви. На некоторые написаны песни.

А умерла по своей воле в ноябре 1991 года.

Ухожу, нету сил. Лишь издали
(Всё ж крещёная!) помолюсь
За таких вот, как вы, — за избранных
Удержать над обрывом Русь.

Но боюсь, что и вы бессильны.
Потому выбираю смерть.
Как летит под откос Россия,
Не могу, не хочу смотреть!

Кто способен отличить настоящее от конъюнктуры, пережитое от заимствованного, тот увидит разницу. Вы ведь чувствуете, что Друнина была влюблена в того Комбата? А что можно сказать об Алексиевич по прочтении ее книг? Больше всего они напоминают то, как школьницы рассказывают страшные истории в спальне пионерлагеря.

Но, конечно, Друниной и в голову бы не пришло мечтать о Нобелевской премии. Ведь такую премию дают самым-самым за самое-самое выдающееся. Стихи же Друниной – искренние, есть сильные, но все же она никогда не входила в самую верхнюю десятку русских поэтов.

А в этом году эту премию дали Алексиевич.

Почему нам обидно? Потому что не осталось больше в мире критериев, по которым дурную литературу можно отличить от хорошей.
Если можно дать Нобелевку Алексиевич, то почему не дать ее блогеру Горький Лук? Он еще больше ненавидит Россию и из страны, ставшей на сторону добра, из Украины? Свои посты он уже отдельной книжечкой издал – так вперед.
Но, думаю, ему не светит. Вначале нужно было премию Ленинского Комсомола получить.

Переход по щелчкуВ верхнее тематическое оглавление
 Переход по щелчку Тематическое оглавление (Рецензии и ругань)
Tags: Критика и критиканство
Subscribe
Buy for 60 tokens
Buy promo for minimal price.
  • Post a new comment

    Error

    default userpic

    Your IP address will be recorded 

    When you submit the form an invisible reCAPTCHA check will be performed.
    You must follow the Privacy Policy and Google Terms of use.
  • 52 comments
Previous
← Ctrl ← Alt
Next
Ctrl → Alt →
Previous
← Ctrl ← Alt
Next
Ctrl → Alt →