uborshizzza (uborshizzza) wrote,
uborshizzza
uborshizzza

Categories:

Погубят ли Россию трудолюбивые медики и преподаватели?

Переход по щелчкуВ верхнее тематическое оглавление
 Переход по щелчку Тематическое оглавление (За жизнь)
 Переход по щелчку предыдущее по теме…………………………………  Переход по щелчку следующее по теме
 Переход по щелчку предыдущее по другим темам……………  Переход по щелчку следующее по другим темам


На людей, не знакомых с положением дел в отечественной медицине, опубликованная таблица http://uborshizzza.livejournal.com/373202.html окладов мед. работников после повышения (!) произвела тяжелое впечатление. Действительно, начинающий врач получает около 6 тысяч, со стажем – 10 тысяч, и жить на эти деньги нельзя. Поэтому и многие врачи ушли из профессии, а те, кто остались, работают много. Средний по стране коэффициент совместительства для врачей около 1,5. До полноты картины нужно добавить, что пенсия в нашей благословенной стране превратилась в фикцию, и работают все, пока не упадут.

Массовое совместительство и работа до маразма и позже не возбраняется, так как компенсируют реальный дефицит врачей, образовавшийся из-за их оттока.

Когда я ознакомился с отчетами института туберкулеза, то больше всего меня потрясли на данные о повышающейся заболеваемости, а об обеспеченности врачами. В Москве и области при среднем коэффициенте совместительства выше 1,5 средний возраст фтизиатров – около 71 года.

Из-за того, что на зарплату прожить нельзя, врачи начинают надеяться на «благодарность». Помимо всего прочего негатива это еще и приводит к диким перекосам в подготовке и специализации, так как есть специальности, где на «благодарность» рассчитывать нечего, а есть и «хлебные». В результате в прошлом году в ординатуру по терапии пошло 3 выпускника, а в гинекологию – 30. А кого больше нужно? Правильно, значит, терапевтами будут работать и те, кто не получил необходимой постдипломной специализации.

Сейчас в меня врачи будут кидаться тапками, но я все-таки скажу, что врач, работающий на полторы ставки – очень плохой врач. Опасный для жизни пациента. Во-первых, он не выспавшийся, голодный, усталый и злой. Во-вторых, он неграмотный.

Современная медицина – высокотехнологичная отрасль. Средняя длительность «жизни» лекарства – 5 лет. Постоянно внедряются новые материалы и технологии. Да даже знания в медицине за 5 лет удваиваются. Поэтому врач, чтобы быть в курсе и иметь возможность лечить так, как можно, должен постоянно заниматься самообразованием. Может ли врач, работающий на полторы ставки, серьезно и систематически заниматься самообразованием? Да если вдруг даже будет время и желание – на что он книжку купит? Монографии сейчас стоят в среднем рублей 600-800.

В популярных статьях медики очень любят приводить цифры о том, что из общего числа смертей на «собственно медицинские» приходится лишь менее 30%, более важны такие факторы, как состояние окружающей среды, образ жизни и генетика. Менее популярной во внешнем обращении является другая стандартная цифра, приводимая на конференциях организаторов здравоохранения – что 2/3 смертей в современной России – предотвратимые, то есть если бы лечение проводилось адекватное, с использованием имеющихся сейчас средств, то человек бы не умер.

Еще раз повторю – усталые, задерганные и неграмотные врачи смертельно опасны. Основная потеря в качестве врачебных кадров происходит на постдипломном уровне и уровне постоянного профессионального самообразования, так как современные медицинские вузы готовят выпускников вполне прилично. Наши выпускники прекрасно доучиваются и специализируются в забугорных мед. университетах и работают в госпиталях, и на качество подготовки не жалуются. Но это только пока – с этим безобразием скоро будет покончено.

В http://uborshizzza.livejournal.com/372968.html были приведены также некоторые оклады преподавателей высшей школы и научных сотрудников. Например, после повышения ассистент со степенью будет получать аж 8 тысяч рублей в месяц!

Поэтому у преподавателей еще больше, чем у врачей, развито совместительство. Если враз работает на полторы ставки, то средний препод – в 4 местах.

По существующим нормативам профессора и доценты должны проводить в год около 600 часов занятий, что составляет примерно 14 часов в неделю. Кстати, это – высокая нагрузка, и в забугорье число учебных часов поменьше.

40-часовая неделя преподавателя разбита на 3 равные части: учебная нагрузка (занятия проводить), учебно-методическая (книжки писать) и научная (науку двигать). И связано это с тем, что преподаватель высшей школы в значительной степени должен учить тому, что он сам недавно открыл. В крайнем случае – что недавно открыли его коллеги.

Если же преподаватель занимается только проведением занятий, то он превращается в учителя – пересказывает то, чего его когда-то давно умные люди научили. Соответственно студенты получают не передовую подготовку, а ту, которую их преподаватели получили когда-то. Сейчас мы учим студентов с 15- летним отставанием от передового уровня, через пять лет это будет 20-летнее отставание…

Мы сейчас типа в постиндустриальном обществе, где основное общественное богатство – не сырье и не фабрики, а высококвалифицированная рабочая сила, штучные специалисты. Нет, возможно, отечественные вузы и сейчас готовят высококвалифицированных специалистов, умеющих на кульмане руками рисовать шестеренки от трактора 1980 года издания…

Нет, а что можно сделать? Я не то что заставлять – даже намекать преподавателям, что хорошо бы им наукой позаниматься, не могу. Им некогда. Других нет и не будет.

Значит, еще одна аксиома – что университет, чтобы готовить квалифицированных современных специалистов, должен сам эту науку активно двигать. Ну, ставки научных сотрудников после повышения я уже приводил, следовательно, и научные сотрудники, чтобы выжить, тоже должны по подработкам бегать. Ну и какой он нахрен после этого научный сотрудник? Ученый-исследователь должен на полную катушку своей проблемой заниматься.

В результате мы имеем то, что имеем: число научных сотрудников по стране в возрасте 50-60 лет примерно в 3 раза превышает число научных сотрудников в возрасте 20-30 лет. С 1992 года число научных сотрудников в стране сократилось в 2 раза. И это, еще раз повторю, когда основное богатство страны – работники высшей квалификации.

Извиняюсь, но даже если кто-то очень хочет наукой на полную катушку заниматься, то для этого нужно кой-какое оборудование. В США на обеспечение научной работы в год на сотрудника выделяется еще более 150 тысяч долларов, у нас – 3,5 тысячи. Что можно сделать на такие деньги? Только компьютер купить, на котором отчет по гранту напечатать.

Отдельная песня про гранты. У нас это копеечное финансирование финансирование науки еще и переводится на грантовую систему. Типа это прогрессивно, позволяет аккумулировать силы на направлении прорыва и пр. На деле выходит полная фигня, так как эти самые направления прорыва определяются совершенно конъюнктурно. Вот сейчас в медицине дают гранты под стволовые клетки – значит, все, вне зависимости от специальности, занимаемся этими стволовыми клетками. В результате – совершенно дикие темы работ. Вот сейчас у меня пара девочек-аспиранток постоянно ревут. Им дали тему – исследовать, как введение стволовых клеток в системный кровоток может уменьшить уровень когнитивных расстройств у больных шизофренией (!!!!). И не просто исследовать – доказать, что есть положительный эффект.


автоном - http://uborshizzza.1mgmu.com/?p=147
Tags: За жизнь
Subscribe

Recent Posts from This Journal

Buy for 60 tokens
Buy promo for minimal price.
  • Post a new comment

    Error

    default userpic

    Your IP address will be recorded 

    When you submit the form an invisible reCAPTCHA check will be performed.
    You must follow the Privacy Policy and Google Terms of use.
  • 103 comments
Previous
← Ctrl ← Alt
Next
Ctrl → Alt →
Previous
← Ctrl ← Alt
Next
Ctrl → Alt →

Recent Posts from This Journal