?

Log in

No account? Create an account

Previous Entry | Next Entry

Я с детства писала для своих бабушек записки с именами умерших, которых нужно было помянуть. Мне кажется, что именно плата за требы с поминовением умерших составляют большую часть всего, что люди оставляют в церкви.

Существуют объемные молитвенники за умерших, где есть молитвы на любой случай: за умерший внезапной смертью, за некрещеных, за детей, за родителей. Заказывают простое поминовение, заказное, панихид уи сорокоуст. Есть также вечное поминовение.
После смерти человека родные могут в течение 40 дней читать Псалтырь и молитвы за умершего.
Молитвы за умерших в церкви читают на панихидах по субботам, среди которых выделяются особые Родительские субботы.
В любой день можно поставить свечку в церкви за умершего.
Молиться за умерших можно в церкви, дома, на кладбище.

Но не все христиане молятся за умерших. Протестанты не молятся и удивляются, зачем католики и православные это делают. Им кажется, что это пережиток язычества – ведь в большинстве языческих культов богов в честь умерших приносили жертвы богам.
Действительно, церковное предание сохранило веру древней Церкви в необходимость молитв за умерших. Подтверждением сему являются тексты первых литургий, молитв, надписей на захоронениях христиан.

Но лютеранство, кальвинизм много моложе православия и католичества.
Ведь по лютеранской вере мы все уже спасены самим фактом крещения, просто тем, что мы верующие христиане. Они говорят: «Бог спасает, а не мы, с нашими молитвами! Наши дела и молитвы имеют значение только для нас, а не для Бога. Он спасает христиан по своему обетованию: «Верующий в Меня имеет жизнь вечную» (Ин 6, 47)».

Кто же прав?

Среди православных и католиков распространена вера в посмертные ад и рай. Считается, что в раю души умерших в отрыве от тела блаженствуют на небесах, а в аду — страдают. Всё это предположительно длится с момента смерти и продолжится до Второго пришествия Иисуса Христа, когда души попадут на Великий Суд для решения их окончательной участи.

Но если не было суда, кто решает, куда попадёт душа?

По церковному православному преданию, на протяжении сорока дней после смерти душа умершего готовится к Божьему суду. С первого по третий день она пребывает в местах земной жизни почившего, с третьего по девятый ей показываются райские обители, с девятого по сороковой - мучения грешников в аду.
На сороковой день совершается решение Божие, где будет находиться душа умершего до Страшного Суда. Поэтому церковь и установила совершать особое поминовение усопшего в третий, девятый и сороковой день.

Но в Библии нигде не говорится, что душа может существовать после смерти отдельно от тела. В ней написано, что в момент смерти сознание человека исчезает, человек как бы погружается в глубокий сон. Тело истлевает, но после Второго пришествия Христа все мёртвые будут разбужены и подняты из могил. Веровавшие в Спасителя удостоятся вечной жизни, им будут даны новые нетленные тела, и они будут жить вечно с Господом на Новой земле. А отвернувшиеся от Бога увидят всё, что сделали неправедного, а затем будут уничтожены — сожжены огнём вместе с очищением земли от греха.

Сейчас по церковному учению ни Рая, ни ада еще нет. Существует преддверие ада и преддверие рая, то есть сокровенные места у Господа, где души находятся в ожидании и в предощущении вечных блаженств или вечных мучений.

Но, вместе с тем, в Символ веры входит догмат о том, что после распятия Иисус Христос спустился в ад и, сокрушив его ворота, принёс в преисподнюю свою евангельскую проповедь, освободил заключённые там души и вывел из ада всех ветхозаветных праведников, а также Адама и Еву. Сошествие Христа в ад входит в число Страстей Христовых. Считается, что это событие произошло во второй день пребывания Христа во гробе и вспоминается за богослужением Великой субботы.
С одной стороны, христианское вероучение со всей определенностью утверждает, что Рай стал доступен людям лишь после Крестной Жертвы Спасителя. Следовательно, все люди дохристианского мира, даже ветхозаветные праведники, патриархи и пророки, после смерти неизбежно оказывались в аду.
Получается, что Христос вывел из ада тех, кто оказался достоин спасения. Но, с другой стороны, в том же Предании мы имеем ряд свидетельств, которые можно понять совершенно противоположным образом. Например, по слову Писания пророк Илия понесся в огненной колеснице на небо (4 Цар 2:11). Как понимать этот факт библейской истории в рамках учения о схождении во ад всех без исключения ветхозаветных праведников? А ведь есть еще притча о богаче и Лазаре, где говорится о непреодолимой пропасти, отделяющей Авраама и прочих праведников от находящихся в мучении грешников.
Кроме того, Церковь считает, что души всех ветхозаветных праведников, включая Адама и Еву, были выведены Христом из ада в райские обители (где до этого времени были только Моисей (Мф. 17:3), В рай вступил распятый с Иисусом Христом «благоразумный разбойник».

Христос, «сойдя во ад, умертвил смерть и уничтожил (разрушил) ад». В восточной традиции это понимается как полное уничтожение смерти и ада, однако утверждается, что смерть и ад продолжают существовать благодаря злой воле людей. В западной традиции крестная смерть Христа «воспринимается как нанесение ущерба аду», но не его уничтожение.

Апокрифическое «Евангелие от Никодима» затрагивало вопросы, которые волновали христиан, уже отмежевавшихся от иудаизма: Всегда ли существовали рай и ад? Где пребывают пророки, предсказавшие пришествие Христа, а также души всех умерших? В апокрифе утверждается идея воскресения во плоти, бывшая предметом дискуссии различных групп первых христиан; даётся развёрнутое описание рая и ада, лишь упоминавшихся в раннехристианских сочинениях; по ходу повествования воскресшие сообщают, что были в аду «от века» (отсюда комментаторы текста делают вывод, что автор евангелия считает, что ад был всегда, а рай берёт своё начало с Явления Христа, преобразившего всю вселенную).

Таким образом, мы находим противоречия:
1. Все, жившие до Христа, были в аду, а рая не было до Христа, но при этом Илию забирали на небо, а Моисей был в раю.
2. Христос уничтожил ад и вывел оттуда древних пророков и предков человечества. После Второго Пришествия грешники будут полностью уничтожены, а остальные спасутся и будут вечно жить на Новой Земле, которую можно считать и раем. Но тогда, почему считается, что на сороковой день после смерти душу определяют в Рай или ад, а мы молимся, чтобы нашим покойным простили грехи?
3. Трудно понять и вот что: считается, что за умерших нужно молиться, потому что сами они уже не могут изменить свою посмертную участь – они не способны уже отмолить свои грехи. Но при этом молящиеся обращаются к святым и просят их заступничества перед Богом. Однако святые – это те же умершие. Почему же они могут быть активны в загробном мире, а остальные не могут?
Разве Господь сообщает нам, кто стал святым? Нет, это решает Церковь. Может быть, Церковь получает какие-то откровения от Господа?

Все эти противоречия нелегко разрешить. Я предлагаю представить себе такую систему, в которой время не является однонаправленным процессом, каким оно кажется нам. И в этом случае мы обращаемся к уже спасенным после Второго Пришествия святым, а они помогают нам и нашим покойным.

Переход по щелчкуВ верхнее тематическое оглавление
 Переход по щелчку Тематическое оглавление (Идеологические размышлизмы)
Buy for 60 tokens
Buy promo for minimal price.

Comments

( 42 комментария — Порадовать комментарием )
andrew1955s
7 дек, 2015 16:29 (UTC)
Надо просто помнить.
(Анонимно)
8 дек, 2015 16:20 (UTC)
Надо просто помнить .
С энтузиазмом , но , без фанатизма.
robustov
7 дек, 2015 16:48 (UTC)
кстати говоря
допустим, что некто не считают, что подорбные записки помогают. Допустим.
Но ведь очень большая группа людей считают ровно наоборот.
Но почему же первая группа не хочет помочь своим усопшим родным, если вероятность все же существует, пусть даже и минимальная (по их мнению она и вовсе стремится к нулю, но не ноль же!). Они, выходит, родных своих не хотят поддерживать? Не любят их, что ли?
Ну то им мешает "помнить" в формате принятым той другой частью, кто записки оставляет (и поминает утром- вечером).

Edited at 2015-12-07 16:49 (UTC)
uborshizzza
7 дек, 2015 18:39 (UTC)
Re: кстати говоря
Не хотят обогащать церковь.
hanna_medovaja
7 дек, 2015 16:57 (UTC)
Прошу прощения у автора поста за занудство, но грамотность не последнее дело. Пребывает и прибывает - суть разные явления. Читается тяжело, ибо - орфография хромает на обе ноги... А так, - тема полезная, наверное.
(Анонимно)
7 дек, 2015 17:21 (UTC)
Прочитайте рассказ "Свет в окошке" Святослава Логинова - и задайте себе этот же вопрос еще раз.
uborshizzza
7 дек, 2015 18:40 (UTC)
Чтобы написать этот пост я весь день читала разные церковные ресурсы.
(без темы) - evrika2001 - 7 дек, 2015 22:27 (UTC) - Развернуть
Целый день читала ресурсы... - (Анонимно) - 8 дек, 2015 16:02 (UTC) - Развернуть
Вася Пупкин
7 дек, 2015 17:33 (UTC)
Логинов сам атеист и мир описанный в "Свет в окошке" принципиально и полностью атеистичен. В нем нет места богу.

Edited at 2015-12-07 19:05 (UTC)
(Анонимно)
7 дек, 2015 19:04 (UTC)
Простите, Вы неверно понимаете учение Православной Церкви. По пунктам:
1. Рай был создан Господом в Шестоднев. В нем жили первые люди. Только он после изгнания людей был запечатан до крестной смерти Спасителя. Потому все умершие попадали во ад. На Небо вместе с телом взяты два человека Енох и Илия. Это не есть смерть.
2. Господь не уничтожил ад, а сокрушил его врата (см. икону Воскресения). Грешники не будут уничтожены во Втором Пришествии, а будут отделены от праведников и пойдут во тьму кромешную. Сейчас по смерти каждого человека ожидает частный суд и рай или ад как место ожидания Страшного Суда.
3. Святые это люди, которые достигли обожения, а не простые умершие. К святым мы обращаемся как к нашим предстателям у Бога. Церковь - это Богочеловеческий организм, Главой которого является Господь Иисус Христос.
uborshizzza
7 дек, 2015 19:09 (UTC)
У вас свое видение, у других другое. Из просмотренного сегодня я поняла, что единого взгляда по этим вопросам нет.
(Анонимно)
7 дек, 2015 19:14 (UTC)
Это не мое видение. Это Священное Предание. Говорить могут много и разное, но истина одна.
Андрей Буткеев
7 дек, 2015 19:47 (UTC)
Согласен. Для понимания вопроса обозревать церковные ресурсы, даже целый день, это очень мало.
Молитвы умершим очень важны. Об этом есть места и в Писании и в Предании.

Edited at 2015-12-07 19:48 (UTC)
sigma_s
7 дек, 2015 21:13 (UTC)
С чего вы решили, что о душе и загробной участи души ничего не говориться в Библии? Вы сами-то читали хотя бы одно Евангелие? Вам очень правильно ответили в предыдущем посте относительно учения нашей церкви. В интернете полно всевозможной чепухи и ориентироваться на что попало не следует (стыдно уж совсем-то не знать о первородном грехе и ГДЕ он произошел, если вы беретесь писать на такие темы).

За усопших молиться нужно еще и потому, что неисповеданные и нераскаянные грехи виснут на детях, внуках и т.д. и портят им жизнь.

После смерти душа уже не может делать то, что хочет (как в земной жизни), именно поэтому следует оставлять о себе хорошую память, чтобы любившие умершего молились за него.

Почему нужно молиться святым - потому что они своей жизнью (или смертью) засвидетельствовали верность Христу и Он, слыша их молитвы за нас, не отказывает им, а вот наши молитвы Господь принимает далеко не всегда, потому что мы не живем святой жизнью. Святые, скажем так, ходатайствуют за нас перед Христом.

Вообще, вам нужно просто почитать Новый Завет (а не полагаться на интернет-ресурсы, где очень много целенаправленного вранья), а уже потом выходить с такими постами.
uborshizzza
7 дек, 2015 21:15 (UTC)
Да кого только только не признавали святым! Вас ничего не смущает?
А смотрела я исключительно ответы священников РПЦ: они и пишут, что нет в Библии того, что молитва за умерших им чем-то помогает. Найдите мне такое место, если вы его знаете.
(без темы) - sigma_s - 7 дек, 2015 21:54 (UTC) - Развернуть
(без темы) - ot_ra_zhenie - 8 дек, 2015 08:52 (UTC) - Развернуть
Священники РПЦ -Академики РАН. - (Анонимно) - 8 дек, 2015 17:02 (UTC) - Развернуть
livilla_as
8 дек, 2015 04:18 (UTC)
Почитайте Бхагавад Гиту. Не всю, дело не в вере, а последнюю ее часть. Там уже не молитв ни прочего религиозного. Там скорее математическая модель мира. Во многом похоже на христианство. Религии в главном похожи друг на друга.
Коротко. У человека есть душа. Тело умирает, душа находит себе новую оболочку. Христианство тоже признавало реинкарнацию. Для чего дается много жизней? В каждой жизни душа "отмывается" от греха. Дается человеку испытание в одной жизни, он выстоит, изживет в себе этот соблазн, и в следующей жизни он уже чище. А там другие грехи и соблазны. Нужно освобождаться от них.
В христианстве есть грех самоубийства. В БГ это испытание, нужно вынести все, что предстоит. Не вынесешь, будешь ходить пр кругу жизней. Преодолеешь, перейдешь на новый уровень.
"Очищенные" души обладают неземной энергией и попадают в некий центр вселенной - рай. Задача "рая" - обеспечивать вселенную энергией.
Грешникам такая энергия не дается, представьте что они могут натворить, обладая такой мощью.
Смерти нет. Душа бессмертна. Земля погибнет. Но это будет не смерть душ, а их сон на миллиарды лет. А потом все по новой. У каждого будет свой шанс попасть в рай.
Если что, так я православная. Но мне интересны и другие религии. И знаете, у них общий "скелет". А вот "плоть", "одежда" - это уже как и кому удобнее и выгоднее для выживания социума.
(Анонимно)
8 дек, 2015 06:38 (UTC)
"Общий скелет" всех религий
Это очень опасное, но, к сожалению очень распространенное заблуждение. В каждой религии есть осколки истины, но полнота истины только в христианстве. Сын Божий есть Истина. Только христианство является богооткровенной религией. Мнение о том, что все поклоняются одному Богу, только по разному, в зависимости от национальности, есть постепенная подготовка мира к пришествию Антихриста. Он и заявит, что он и есть тот бог, к которому вели все религии. Здесь ничего нового нет.
По вопросу того, что не все зафиксировано в Библии, надо понимать, что Священное Писание - это только одна из форм Священного Предания. Нельзя ограничиваться только изучением Библии. Это протестантизм, а не Православие.
uborshizzza
8 дек, 2015 07:51 (UTC)
Re: "Общий скелет" всех религий
Я знаю, что это - точка зрения нашей церкви, но и и позиции протестантов есть разумное зерно. Устное предание может искажаться, а Священное Писание - нет.
Re: "Общий скелет" всех религий - (Анонимно) - 8 дек, 2015 09:09 (UTC) - Развернуть
Re: "Общий скелет" всех религий - (Анонимно) - 8 дек, 2015 16:07 (UTC) - Развернуть
Re: "Общий скелет" всех религий - (Анонимно) - 8 дек, 2015 10:17 (UTC) - Развернуть
Re: "Общий скелет" всех религий - (Анонимно) - 8 дек, 2015 17:11 (UTC) - Развернуть
(Анонимно)
8 дек, 2015 12:43 (UTC)
Ну что же, Рерих, Блаватская - это Ваш свободный выбор. Будьте внимательны и осторожны.
ot_ra_zhenie
8 дек, 2015 17:50 (UTC)
Будьте внимательны и осторожны. Благодарю , всенепременно буду! И мне интересно все- и Библия , и Веды ,и Рерихи . С удовольствием читала о путешествии Рерихов "По тропам Средней Азии" . Блаватскую не воспринимаю. А вот Александ Мень и его история религии очень увлекательно. Мифология народов мира , крайне интересная и познавательное дело -советую.
s0no
8 дек, 2015 15:16 (UTC)
Есть замечательная книга Филиппа Арьеса "Человек перед лицом смерти". Он подробно описывает изменения в трактовке библии и Ветхого Завета по поводу устройства загробного мира, ада и рая. Они сильно отличались в разные века. Ну и отношение в обществе к смерти описывается подробно, оно тоже кардинально менялось..

Я выкладывала конспект книги. Это последний пост, но в начале ссылки на предыдущие части.
(Анонимно)
8 дек, 2015 19:43 (UTC)
А кто вам сказал что загробная жизнь существует благодаря Богу??? Может быть вопреки ему? Да Логинов может и атеист. Но природный механизм послесмертия может быть объективной реальностью без всяких богов. Глупо думать что если есть жизнь после смерти то значит есть бог. НЕТ ребятушки НЕЗНАЧИТ!
eko_air
10 дек, 2015 09:01 (UTC)
Здравствуйте,
за всех не скажу, но в православии и католичестве часто встречаются рассказы о явлении умерших - которые или помогают или просят о помощи.
Как примеры:
1)
цитата:
Ваша жена скончалась пять минут тому назад”...
И я подумал: “Ну вот хоть это, если ничего другое…” И так вот одна рюмочка, другая, третья – и пошло по вечерам. И начал я в это втягиваться, чтобы успокоиться, чтобы не мучиться, чтобы не думать слишком много. Прошло несколько недель. Вдруг телефонный звонок. Звонит Милица, сербка, помощница моей покойной жены, как заместительница регента хора, а теперь просто регент хора после её кончины, и говорит мне: “Я не решалась Вам позвонить, но оба наших батюшки сказали, что я обязана Вам позвонить, вот я Вам и звоню”. А я говорю: “Что такое, Милица, в чем дело?” – “А вот Ваша супруга была у меня”.
...
http://www.pravmir.ru/episkop-vasiliy-rodzyanko-kak-ya-brosil-pit-video/

2) цитата:
то бы перевел "De cognitione sua" Гелинанда. Для трудового народа-то.
Ну или, если есть, подарите мне критическое издание, сам переведу.
Сейчас пересказываю для очередной статьи в глянец видение угольщика из 13 главы.

Upd. Сюжет там такой, если кто не в курсе. Жил да был один угольщик, бедный, но благочестивый. Однажды ночью он сторожил свой ров, где пережигал уголь, как вдруг откуда ни возьмись бежит голая женщина, а за ней – всадник на черном коне, с мечом в руке. Настиг он ее и поразил мечом; она упала замертво, а всадник, словно ему этого было мало, спешился и бросил ее в огненный ров, а потом достал ее оттуда, совсем спекшуюся, положил перед собой на коня и ускакал. Угольщик был всем этим чрезвычайно впечатлен. Потом это видение стало повторяться ночь за ночью, и угольщик задумался и опечалился. Это заметил граф Неверский, неизменно чуткий к думам и чаяниям простых угольщиков, и заставил его рассказать, отчего это сегодня особенно грустен его взгляд, а услышав дивную историю, пожелал сам все увидеть. Застав всю сцену и дождавшись ее завершения, граф именем Господним заклял всадника сказать, кто он таков. Тот отвечал, что он – его рыцарь, а эта женщина – жена другого рыцаря: «мужа она убила, чтобы беспрепятственно предаваться со мной блуду; в этом грехе мы умерли и теперь за него казнимся: таково наше наказание, что каждую ночь я ее убиваю и сжигаю». А этот черный конь, спрашивает граф, – он кто? А это сам дьявол, говорит рыцарь, который мучит нас непрестанно. – Можно ли вам помочь? – Можно, если молиться за нас, служить мессы и петь псалмы. - И т.д.
http://roman_shmarakov.livejournal.com/764663.html

в общем, по моему простому понимаю (может быть,не каноническому): жизнь здесь не заканчивается и все мы можем общаться, а молитва - это то, что объединяет и помогает. А святые - те, кому не нужна наша помощь, она сами могут помогать.

Edited at 2015-12-10 09:02 (UTC)
( 42 комментария — Порадовать комментарием )

Latest Month

Октябрь 2019
Вс Пн Вт Ср Чт Пт Сб
  12345
6789101112
13141516171819
20212223242526
2728293031  

Метки

Разработано LiveJournal.com
Designed by Tiffany Chow