?

Log in

No account? Create an account

Previous Entry | Next Entry


Недавно в Париже завершилась очередная конференция по климату. Проходила она тяжело и продлилась на неделю больше заявленного. Впрочем, это было ожидаемо, организаторы даже сняли под нее не нормальный конгресс-центр, а какой-то жуткий ангар. Однако в результате, после длительных ночных дебатов удалось снять основные противоречия и согласовать вариант, против которого никто не возражал. Принятие документа было патетичнским, присутствующие в зале обнимались и плакали он счастья.
https://s79369.cdn.ngenix.net/library/353x198/eb32cf/media/photo/original/20151213/2deb6433189c2adbca8ee268a52f6777.jpg
Правда, насколько будет работоспособным это соглашение, пока неясно, так как теперь нужно, чтобы страны-подписанты его ратифицировали. С предыдущим Киотским протоколом получилось не очень, основные страны – загрязнители атмосферы, включая США и Китай, а также многие развивающиеся страны его в полном объеме не соблюдали.

По поводу конференции блогосфера разразилась рядом постов. Наиболее популярными были два мнения:
1) Этим (ч)удакам больше делать нечего, как такой херней заниматься. Климат Земли от деятельности людей не зависит.
2) Ну все, из-за повышения температуры Земли потребность в нефти снизится и Россеющке теперь трындец.
Некоторые особо ловкие ухитрялись совмещать оба мнения в одном посте.

К вопросу о повышении температуры Земли и вкладе в него людей многие относятся со скепсисом, причем особо это распространено у креаклистой западноориентированной прогрессивной части общества (ТМ), хотя на Западе все прогрессивные личности должны быть этим очень сексуально озабочены. Вопрос о том, насколько обоснованы прогнозы повышения температуры, обсудим позже, а начнем с другого – почему, собственно, Россия должна включаться в общую борьбу с повышением температуры на Земле.

Действительно – а почему? Россия страдает не от жары, а от холода, и вписываться за наших южных соседей – это в очередной раз экономить на хлебе, чтобы «партнерам» хватило на пирожное. Однако Россия с энтузиазмом исполняла Киотское соглашение и, судя по всему, собирается выполнять и новые, ограничивающие развитие промышленности.

На конференции по климату звучал прогноз, что в ближайшие несколько лет глобальная температура Земли может подняться на 2 градуса. Много это или нет?

Повышение температуры проявляется неравномерно. Где-то давно читал, что в случае повышения глобальной температуры большее повышение будет в высоких широтах, чем в приэквариториальных, и больше за счет зимы, чем лета. Значит, +2 в целом означает +5 для России и окрестностей зимой.

Вот – карта изотерм января для Европы:
http://ic.pics.livejournal.com/ucmok_peku/9185992/8515/8515_original.jpg

То есть +5 градусов означает, что в Москве январь будет как сейчас в Киеве, а в Киеве – как сейчас в Париже.

Вот в целом для России:
http://www.ecosystema.ru/08nature/world/geoussr/09.jpg

Если прибавить +5 градусов, то доля областей с температурой января выше -10 возрастет в России примерно в два раза, а в большей части европейской части России зима будет как на Украине с ее легендарными черноземами.

Для сельского хозяйства это очень важно, именно температурой в значительной мере обусловлена разность в урожая у нас и в западной Европе. Из-за поздней весны и ранней осени зерновые приходится убирать, когда еще активно наливается колос. Опять же читал, что удлинение вегетативного периода на две недели дало бы нам прибавку урожайности на четверть.

Вторая часть изменения климата – это разогрев океанов и таяние ледников. Повышение температуры океана – это увеличение влажности. Может, для Англии это и плохо, но у нас, опять-таки, сельское хозяйство страдает из-за отсутствия дождей, а не их избытка.

Повышение температуры и таяние ледников приводит к повышению уровню океана. Сейчас стали популярны подобные картинки о том, что произойдет с городами после повышения уровня мирового океана:
http://ccimgs.s3.amazonaws.com/2015Lamm/Shanghai_4C.jpg

Конечно, подобная проблема для сухопутной и гористой России менее актуальна, чем для многих стран, однако эта проблема решаема. Достаточно вспомнить, что большая часть Голландии – территория на три метра ниже уровня моря. Так что – строятся могучие дамбы, каналы, системы откачки воды на этих так мило выглядящих ветряных мельницах.

Ну и о нефти на фоне глобального потепления.
Потребление нефти в мире растет постоянно, что бы не творилось с прыгающими ценами:
http://ray-idaho.ru/picture_library/2015-07-15_220856.png
Очень неожиданно ведет себя динамика потребления угля. Ранее в истории человечества постоянно был переход на все более энергоемкие источники. После перехода с угля на нефть и газ добыча угля стала уменьшаться, а угольные шахты – закрываться. Однако потом пошла обратная динамика, и с 1965 года по 2015 мировая добыча угля возросла в 2,3 раза. У угля оказалось также и два дополнительных преимущества. Во-первых, он используется не только для отопления, но и при производстве стали. Во-вторых, он не стал биржевым отваром, и цены на него не испытывают безумных скачков. Скачки цен радуют биржевых спекулянтов, но очень мешают производителям. Опять же замечу, что угля в России еще больше, чем нефти.

Что будет в случае изменения климата с ценами на нефть. ХЗ. По идее повышение температуры, напротив, приведет к увеличению затрат на энергоносители, так как в теплых местах Западной Европы и сейчас кондиционеры на охлаждение работают больше, чем на отопление. Однако спекулятивная составляющая цен на нефть столь велика, что прогнозировать динамику в точности невозможно. Однако и при низких ценах на нефть у России будет профит, так как проблема России – высокая стоимость добычи. А если климат в местах нефтедобычи будет на 5 градусов выше, то добывать будет проще.

И, наконец, глобальное повышение температуры несет еще один очень серьезный профит – откроется Северный морской путь.

К примеру, путь из Лондона в Токио через Северный морской путь – 12800 километров, через Средиземное море – 21800 километров (с прохождением через забитый Суэцкий канал), и в обход Африки – 29200 километров.

Ну а теперь о том, что такое «глобальное повышение температуры» - миф или реальность.

Началось все с фреонов и озоновой дыры. Во второй половине 20го века принялись за систематическое изучение озонового слоя Земли и неожиданно выяснили, что над Антарктидой есть озоновая дыра и она растет. Пауль Крутцен, Марио Молина и Шервуд Роланд предложили, что причина этого – негативное воздействие фреонов, содержащих фтор и хлор, которые активно соединяются с озоном. Эти фреоны использовались в качестве хладагентов в холодильниках, а также в бытовых баллончиках с лаком для волос и пр.

Химические гиганты, и прежде всего ДюПон, производившие фреон, резко ополчились против этой гипотезы, и стали ее активно критиковать, выискивая слабые места. Однако через некоторое время они сообразили, что в случае запрета на фреоны их заменят другие, более дорогие хладагенты, которые будут производить опять же они, и стали столь же яростно эту гипотезу поддерживать. В результате этой тройке в 1995 году дали Нобелевку.

К этому моменту уже было известно, что озоновая дыра даже на фоне увеличения производства фторхлорсодержащих фреонов стала уменьшаться, и что у нее вообще в долгосрочной динамике постоянные уменьшения и увеличения. Также «расцепили» уменьшение содержания озона и глобальное изменение климата, за который отвечает не озон, а уровень атмосферного углекислого газа и «парниковый эффект». В результате эта тема оказалась скомпрометированной. Ну и экстравагантная деятельность экологических активистов, среди которых много ебанатов на всю голову, тоже поспособствовала.

Определенный скепсис у широкой публики также вызывает прогнозируемые сильные и бурные изменения климата. Житейская мудрость говорит о том, что в случае неожиданных изменений обычно все откатывается назад, в крайнем случае – скорость роста замедляется и система стабилизируется на новом уровне. Однако с механизмом регуляции температуры Земли дело обстоит по-другому.

Так как интенсивность солнечного излучения постоянна, то температура зависит от уровня содержания пыли и углекислого газа в атмосфере. Пыль отражает солнечный свет, что вызывает снижение температуры, а углекислый газ задерживает тепловое излучение Земли, повышая ее температуру.

Пыль в верхние слои атмосферы попадает в результате крупных извержений вулканов, падения крупных метеоритов и т.д. А вот с углекислотой все еще интереснее.

Основным «депо» углекислоты является мировой океан. Там попавшая туда углекислота может быть в двух формах: растворенной в воде или нерастворимой и выпавшей на дно в качестве отложений. В какой форме это будет – зависит от температуры воды. Если тепло, то больше растворимой формы, если холодно – нерастворимой.

Итак, если повышается температура Земли, то разогревается океан. Часть отложений переходит в растворимую форму, повышается концентрация углекислоты в воде, и океан больше отдает, чем забирает углекислый газ из воздуха. Увеличивается содержание углекислого газа в воздухе, увеличивается парниковый эффект, повышается температура Земли… и так далее. И так до тех пор, пока система не достигнет нового равновесия, на высокой температуре и высоком содержании углекислого газа (ах, как бурно будут расти цветы!).

Если исследовать историю Земли, то выяснится, что средняя температура Земли менялась сильно и многократно, причем по большей части температура была выше современной. Сейчас, в принципе – малый ледниковый период. А норма – это когда в Сибири растут пальмы и бегают слоны.

Так есть ли изменение климата? Для тех, кого не убеждают теоретические выкладки, приведу график средней температуры в Москве.


Переход по щелчкуВ верхнее тематическое оглавление
 Переход по щелчку Тематическое оглавление (Идеологические размышлизмы)
Buy for 60 tokens
Buy promo for minimal price.

Comments

( 24 комментария — Порадовать комментарием )
goblin_books
15 дек, 2015 17:42 (UTC)
Насколько я помню в 80е велись исследования долгосрочного изменения климата. При этом это никак не связывалось с содержанием СО2. В частности закрытые ирригационные системы в Украине строились именно из расчёта глобального потепления.
uborshizzza
15 дек, 2015 17:47 (UTC)
Тогда больше грешили на долгосрочные изменения активности Солнца
goblin_books
15 дек, 2015 17:51 (UTC)
В статье, которая мне тогда попалась упоминались климатические циклы. А с озоном была эпическая разводка:))
uborshizzza
15 дек, 2015 17:52 (UTC)
Зато сколько фильмов про это было снято!
goblin_books
15 дек, 2015 17:55 (UTC)
Ну а в СССР готовились и принимали меры в пятилетних планах:)
uborshizzza
15 дек, 2015 18:30 (UTC)
Сейчас горизонт событий очень сузился

В долгосрочных планах развития в графе "долгосрочная стратегия" указано "5 лет"
not_used_i_hope
15 дек, 2015 17:57 (UTC)
У меня те же мысли:

1. России потеплении выгодно. Зачем нам впрягаться в решение чужих проблем, если никто не хочет входить в наше положение? Россия сотни лет была вынуждена делать большие инфраструктурные вложения из-за климата, а прибрежные территории только и успевали считать выгоды от мягкого климата и удобного для торговли положения. Почему бы нам теперь не поменяться ролями? Пусть строят дамбы и пыжатся изо всех сил. Кто не хочет, тот может дамбы не строить. Сохранение городов и инфраструктуры дело добровольное. У меня ни малейших угрызений совести по этому вопросу нет. Льды не растаят за одну ночь или за один год. У всех "жертв" будет возможность переселиться подальше от береговой линии. Я согласен оказать гуманитарную помощь в деле переселения, но не более того.

2. Судя по геологическим данным, потепление дело неизбежное. И это потепление не на 2-4 градуса. Рано или поздно в Сибири снова вырастут пальмы, а в Якутию вернутся заливные луга. Где-то через 10 тысяч лет. На фоне этого знания мне всё это сомнительное с научной точки зрения копание в климатической истории и рассуждения про парциальное давление CO2 кажутся бессмысленными.

3. Есть экологические проблемы, которые более убедительно доказаны с научной точки зрения, и которые могут причинить человечеству ПЦ гораздо быстрее и болезненнее, чем какое-то там глобальное потепление и таяние льдов. В первую очередь это проблема с возобновлением ресурсов, особенно лежащих в основе воспроизводства пищи. Природный цикл азота и фосфора нарушен. Рыбные ресурсы истощены. В Африке миллионы людей умирают от голода, а планета в целом кушает какое-то Г задорого, но по этому поводу почему-то не собирают великих конференций. Помимо пищи: сможет ли человечество наладить переработку редкоземельных металлов? Ведь наша цивилизация очень от них зависит.
uborshizzza
15 дек, 2015 18:34 (UTC)
Море приходит, море уходит - такова жизнь

Вот, к примеру, Римини. В старом городе - дом грека-хирурга. Во время имперского Рима он стоял на берегу моря, сейчас до берега - километра два
not_used_i_hope
15 дек, 2015 18:38 (UTC)
В Севастополе экскурсоводы, показывая рукой в сторону моря, говорят, что там на дне развалины греческого поселения.

Подвижен не только уровень моря, но и рельеф земной поверхности.
uborshizzza
15 дек, 2015 18:45 (UTC)
Гондвана продолжает разваливаться, материки дрейфуют

У городов у моря есть и плюсы, и минусы
polugut
15 дек, 2015 18:07 (UTC)
Часть нефти в России добывается в низменностях. Нефтепромыслы ХМАО. Повышение уровня в океанах затруднит добычу. Так же возникнут проблемы с вечной мерзлотой, которая растает, и затруднит доступ. Правда это не за один год произойдет, и не за десятилетие, подготовится можно.
uborshizzza
15 дек, 2015 18:36 (UTC)
Насколько помню, сейчас нефть из скважины выбирают лет за 10-20, так что Вы правы, если и будут какие-то проблемы, то - для новых скважин
(Анонимно)
15 дек, 2015 19:43 (UTC)
...наивные детские мечты в 60х годах в заваленных снегом Сокольниках двух школьниц на катке - вот-бы было зимой, как летом - могут воплотиться в жизнь?
Только детали получаются убийственные.
Затопленные города и страны, Европейская часть РФ - в среднем 165м над уровнем моря, центр Москвы 130м.Не доведется нам порадоваться "мягкому климату" и его бонусам.Не будет канализации, водоочистных возможностей, электричества и отопления(зима ведь остается, хоть мягкая),поля под водой,с\х производство станет невозможным.Будем жить на самодельных плотах-пантонах и маяться дизентерией.
Человек вообще мало, что может, не портил бы,а он еще ждет состоится ли "бада-бум", обещанный на обложке Экономиста - год ведь кончается?
Леса сокращаем - вот и СО2 некому утилизировать. Про это на Конгрессе как-то не слышно. Кто сажает леса и вырастают-ли они из-за жары и засухи?
Геоинженерные технологии применяются повсеместно,разрешения никто на это не спрашивает.Наших бедных генсеков запинали за одни только проекты поворота своих собственныз северных рекрек.А тут в глобальном масштабе "орудуют с круговоротом воды - и тишина.Кто задумается - так это маргинальные мифы.
Растаяли ледники и антарктические и арктические льды тают, а пока кругом только засыхающие колодцы и скважины, нормы осадков в средней полосе России, например нет уже 4 года - ни зимой ни летом. Где же вся эта вода?
Почему не рассказывают о технологиях геоинженниринга? Создается впечатление, что по-тихому (ничего себе так - под прикрытием нагнетания многочисленных войн) аккумулируют воду в верхних слоях атмосферы,(внешне это проявляется в тех же химтрейлах, на распыленных мелких частицах которых и конденсируется влага на тех высотах на каких ее никогда и не было в таких объемах, ввиду отсутствия точек конденсации, частицы так легки, что будут там оставаться впредь до востребования, осуществляемого электромагнитными воздействиями),создавая постапокалиптический глобальный товар - чистую питьевую воду.
Достаточно просматривать он-лайн камеры с видами городов и стран.Мало где просматриваются пейзажи чисто и звонко до горизонта, чаще всего дымка, взвесь на определенной высоте и это не туманы.
Туманы сразу следуют за дождями, так как точек конденсации в приземном слое больше, чем бывало ранее.Вода не уходит в приземные слои, а как мячик отскакивает вверх.То есть, осадки есть, но уровень подземных вод уже не смыкается, как положено с уровнем почвы,смоченной атмосферными осадками.Сохнут деревья, без смолы хвойных добивает короед,почва ощелащивается, солнечный спектр видоизменен.
Никакого отчета по этой геоинженерной деятельности населению Земли получать не положено даже на таких собраниях.Ну, может главы стран это обсуждают...Перед камерами они - ми-ми-ми и прослезятся.
Требование о снижении выхлопов - только ради чистоты запасаемого товара.Прыгающие "зеленые" - массовка и прочие акции, зачем-то с обувью и молодежью - так демократично, так отвлекает.Смертельный глобальный инфантилизм культивируется специально.Он прикрывает создание новых экономических отношений для тех, кто выживет и тех, кто будет их"окучивать".Понятно, что никакой воды без чипа будет не получить.
А действительно добавляет к потеплению "пленка" из оседающих частиц от этих распылов,из тех, которые не могут удержаться на высотах 20+км и спускаются ниже.Они в массе и экранируют тепловое излучение Земли, вдобавок к невостребованному уничтожаемыми растениями СО2.
kostiyanich
15 дек, 2015 20:08 (UTC)
а можно подробнее?
uborshizzza
15 дек, 2015 20:10 (UTC)
"Затопленные города и страны, Европейская часть РФ - в среднем 165м над уровнем моря, центр Москвы 130м.Не доведется нам порадоваться "мягкому климату" и его бонусам.Не будет канализации, водоочистных возможностей, электричества и отопления(зима ведь остается, хоть мягкая),поля под водой,с\х производство станет невозможным.Будем жить на самодельных плотах-пантонах и маяться дизентерией. "

Это распространенное заблуждение. Даже если растает весь лед, уровень океана поднимется лишь на пару метров

Многие отчего-то считают, что от того, что растают льды в океане, уровень воды поднимется. Это не так - в соответствии с банальным законом Архимеда
уровень останется то же. На уровень океана повлияют лишь льды ледников, а их объем и так заметно уменьшился за рассматриваемые годы.

Вне Антарктиды на суше - 3 мл кубических километров льда.
Площадь мирового океана - 361 млн кв. Значит, если растает вообще весь этот лед, то это будет +8 метров.

В Антарктиде льда больше почти в 10 раз, но для того, чтобы он весь растаял, нужно потепление на десятки градусов и очень много времени

По поводу того, кто и как утилизирует СО2 - это отдельная тема

А вторую часть, если честно, не понял. Если можете, конкретизируйте


Edited at 2015-12-15 20:15 (UTC)
barbuljak
15 дек, 2015 21:25 (UTC)
да шоб их затопило этих голанцев
uborshizzza
15 дек, 2015 21:52 (UTC)
Они привычные, дамбы еще насыпят и отсидятся
(Анонимно)
16 дек, 2015 00:49 (UTC)
а что с Архангельском и Мурманском?
Как вы думаете, что будет с прибрежными полярными городами? Затопит?
uborshizzza
16 дек, 2015 06:47 (UTC)
Re: а что с Архангельском и Мурманском?
ожидаемая величина подъема - пара метров, длительность процесса - более 10 лет, время на подготовку будет
eednew
16 дек, 2015 09:25 (UTC)
В любом случае коровий пердёж добавляет больше парниковых газов, чем промышленность (кроме добывающей).

Метан в несколько раз сильнее углекислоты.
exalosm
16 дек, 2015 10:09 (UTC)
коров тоже плодят люди. чем больше промышленности и машин - тем больше людей хотят мяска. если это не индусы, конечно.
eednew
16 дек, 2015 16:01 (UTC)
Ну да, Вы к холодильнику прётесь только по случаю открытия завода.

А в Индии коров полно, только во многих местах их не режут. Но пердят индийские коровы абсолютно так же.

И альтернатив нет. Молоко - единственный настолько дешёвый и качественный источник белка.

Edited at 2015-12-16 16:05 (UTC)
exalosm
16 дек, 2015 17:41 (UTC)
не понел ты - народ на заводах зарабатывает и хочет кушать лучше, для его потребностей строят ферму и пошло-поехало.

вообще метана много на дне морском, метангидратное ружье - вполне правдоподобная страшилка, ведь коровий метан бактерии скушают быстро, а вот краткосрочный выброс может натворить дел.
exalosm
16 дек, 2015 10:11 (UTC)
вообще читал, что с глобальным потеплением в средней полосе будет степь и лесостепь, то есть елки-сосны в большей части вымрут. и из-за смены ветров климат у нас тоже будет сухим и в дальней перспективе урожаи упадут (но сначала вырастут). подмосковные леса вон прекрасно дохнут уже сейчас, хотя им может и помогают.
( 24 комментария — Порадовать комментарием )

Latest Month

Ноябрь 2019
Вс Пн Вт Ср Чт Пт Сб
     12
3456789
10111213141516
17181920212223
24252627282930

Метки

Разработано LiveJournal.com
Designed by Tiffany Chow