uborshizzza (uborshizzza) wrote,
uborshizzza
uborshizzza

Category:

Финское школьное счастье


«Нашей школе до финской - как от земли до неба!», - начинает свой пост блогер Николаева. Кстати, она сама не водит своих младших детей в школу, а учит их сама или с помощью приходящих учителей. Но, вероятно, это потому, что у нас школа не финская, а обычная.

А финская школа – это одно сплошное счастье. Уроков не задают, сидят на полу или на диванчиках (соответственно, не пишут и не читают, потому как вы попробуйте писать лежа, читать лежа: писать вовсе будет тяжело, а читать – бока отлежите, руки занемеют – неудобно). В теплую погоду сидят на травке у озера. Формы нет - ходи хоть в пижаме. Переодевать обувь не надо, но многие дети предпочитают бегать в носках (очень сомневаюсь, что в носках ходить по школе удобно).
До 7-го класса оценок не ставят. До 4-го класса ничего и устно не говорят об успехах-неуспехах. К доске не вызывают. Экзаменов нет, контрольные – на усмотрение учителя.

Осталось выяснить, откуда тогда узнали об офигенных успехах финских школьников? А они завоевали всем первые места в международных рейтингах. И как составляют эти рейтинги?

«В школе преподают только то, что может понадобиться в жизни … здешние детишки с детства знают, что такое портфолио, контракт, банковская карта. Умеют высчитать процент налога на полученное наследство или заработанный в будущем доход, создать сайт-визитку в интернете, просчитать цену товара после нескольких скидок или изобразить «розу ветров» на данной местности».
Правильно! Зачем география, когда есть извозчики?

«Учебный год в Финляндии начинается в августе, с 8 по 16, единого дня не существует. А заканчивается в конце мая. В осеннем полугодии имеется 3–4 дня осенних каникул и 2 недели рождественских. Весеннее полугодие включает по неделе февральских – «лыжных» каникул (финские семьи, как привило, отправляются вместе кататься на лыжах) и пасхальных.
Обучение – пятидневка, только в дневную смену. Пятница – «короткий день».
2. Чему учимся?
1–2 кл.:
изучаются родной (финский) язык и чтение, математика, природоведение, религия (согласно вероисповеданию) или «Жизнепонимание» для тех, кого религия не волнует; музыка, ИЗО, труд и физкультура. На одном уроке может изучаться сразу несколько дисциплин.
3–6 кл.:
начинается изучение английского языка. В 4-м классе – еще один иностранный язык на выбор: французский, шведский, немецкий или русский. Вводятся дополнительные дисциплины – предметы по выбору, в каждой школе они свои: скорость печатания на клавиатуре, компьютерная грамотность, умение работать с деревом, хоровое пение. Почти во всех школах – игра на музыкальных инструментах, за 9 лет обучения дети попробуют все, от дудочки до контрабаса.
В 5-м классе добавляется биология, география, физика, химия, история. С 1-го по 6-й класс обучение ведет один учитель почти по всем предметам. Урок физкультуры – это любая спортивная игра 1–3 раза в неделю, в зависимости от школы. После урока обязателен душ. Литература, в привычном для нас понимании, не изучается, это скорее, чтение. Учителя-предметники появляются только в 7-м классе.
7–9 кл.:
финский язык и литература (чтение, культура края), шведский, английский, математика, биология, география, физика, химия, основы здоровья, религия (жизнепонимание), музыка, ИЗО, физкультура, предметы по выбору и труд, который не разделяется отдельно «для мальчиков» и «для девочек». Все вместе учатся варить супы и вырезать лобзиком. В 9-м классе – 2 недели знакомства с «трудовой жизнью». Ребята находят себе любое «рабочее место» и с великим удовольствием отправляются «на работу»».


Ну и что тут особенного? Обычный набор предметов, только часов меньше и предметники позже подключаются. Кстати, обратите внимание: в школе есть религиозное образование для желающих, и никто не вопит по этому поводу. Вспомните, сколько копий было у нас, когда вводили нечто подобное.
Как такое образование может быть лучшим в мире?

Что там еще завидного?
«И даже столь любимых в наших Палестинах понтов и бантов там нет:
Одна моя знакомая, недавно переехавшая в Финляндию, в прошлом году повела ребенка в 1-й класс. Она волновалась и готовилась к событию, как и положено, согласно русским традициям. Позже эмоционально делилась необычным опытом:
«Сбор возле школы в 9 утра, 14 августа. Первый шок. Впечатление, что дети «как спали, так и пришли». Мой сын в пиджачке с галстуком и букетом выглядел как приглашенный артист. Цветов кроме нас никто не дарил...
"

Всем писаться от зависти. 1-ое сентября с белыми бантами и цветами – это гадость, а вот прийти в школу в пижаме и носках – это то, что нужно. Это, видимо, и есть подготовка к настоящей жизни. И они потом так на работу ходят, на службу, на собственную свадьбу? Вот уж подготовили к взрослой жизни, так подготовили!

Согласно международным исследованиям, которые раз в 3 года проводит авторитетная организация PISA, финские школьники показали самый высокий в мире уровень знаний. Они также стали самыми читающими детьми планеты, заняли 2-е место по естественным наукам и 5-е – по математике.Но даже не это так восхищает мировое педагогическое сообщество. Невероятно, что при таких высоких результатах финские школьники проводят наименьшее количество времени за учебой, а финское государство затрачивает на свое качественное и бесплатное образование весьма умеренные средства в сравнении со многими другими странам

Ну что я могу сказать? Жулики в этой PISA, и больше ничего. Видимо, мировой олигархат взял курс на уничтожение образования среди масс, а Финляндия тут идет впереди – за это и поощряют.

Но на практике все обстоит немного по-другому. Вот выдержки из записок мамы второклассника. (Видимо, они недавно в Финляндии).
«Я всегда с большим вниманием слежу за событиями и отмечаю, как оно тут вообще делается. Особенно первый праздник по случаю окончания учебного года - такого я еще не видела :) Сначала отметили и поаплодировали тем, кто занимался общественной работой - был в совете школы, помогал организовывать спортивные игры на переменах, поддерживал экологию от лица школы - всем надо было встать и получить свою порцию аплодисментов. Дети так стеснялись :) Им было сложно встать и показаться всей школе... Потом - собственно праздник, дети пели песенки - половину я уже знаю наизусть и думаю, к концу учебы обоих детей буду знать наизусть все, с вариациями... Показали сценки, читали стихи своего сочинения.

Под конец стало совсем интересно. Детей - по одному от класса, наградили стипендиями. И не за успешную учебу и примерное поведение, как я бы предполагала - нет, стипендия называется "Хороший друг". Ее дали тем, кто со всеми дружелюбен, всем помогает и никого не обижает. Стипендиатов выбирали учителя. Рома слегка расстроился, что ему не дали, но дали очень хорошему мальчику и Роминому другу, я полностью одобряю выбор учителя.

После праздника в классе раздали табеля. Смешные - без единой оценки :) Зато подробно описано, что Рома на этот момент умеет, в том числе и такие моменты как "уважает свою и чужую работу". Потом наградили еще одну девочку "хорошего друга". Дети подарили учителю подарки. Так положено, на Рождество и новый год учителям дарят подарки :) Мы с другими родителями скнулись и подарок дарили аж всемером. Дети все подписали открытку и так и понесли - всемером :) И на этом официальная часть кончилась. Детей накормили мороженым, вот сидит радостный ученик:

В Роминой школе сейчас проводят три "недели хорошего поведения", в эта неделя к тому же "неделя добрых слов". Я как всегда с большим любопытством слежу, что же они на этот раз придумают, и что будут делать.

Родителям рассылают информационные письма пачками. Оказалось, что в это время учителя более внимательно следят за поведением школьников, и за тем, чтобы они не ругались плохими словами :) А администрация запланировала больше времени для проведения бесед с нарушителями :) Учитель прислал отчет за первую неделю, и казалось, что в нашем классе нарушителей, беседоваввших с адимнистрацией, было мало, а в соседнем классе-партнере нашего вообще не было. Я, впрочем, подозреваю, что наши - еще маленькие, и все мероприятие рассчитано на более старших...

На этой неделе - новое измерение хорошего поведения, хорошие слова. Нам снова прислали привет с рассказом, что на этой неделе детям дано задание хвалить, поддерживать и благодарить друзей. Рома пока ничего об этом не рассказывает, но посмотрим, что будет и что придумают дальше :) У них еще третья неделя не охвачена :)

Как и в том году, мы с Ромой пошли в школу и втроем обсудили с учителем, как у него дела. Но в этом году новшество - те, у кого проблем нет, приходят все скопом, в определенный промежуток времени, сами смотрят, что дети будут проходить, сами пишут, что бы хотели делать, только детали обсуждая с учителем, если надо. Мы попали именно в эту группу "беспроблемных".
Я как всегда приставала к учителю по поводу финского языка - как Рома справляется, да нет ли проблем. Учитель - редиска такая - на мой вопрос задумчиво ответил: "Да, Рома... Его финский... Все хорошо, только вслух читать надо тренироваться больше, вы дома слушайте его домашние здаания". Пока он тянул, я чуть не поседела - ну думаю, все плохо, не успевает, отстает! А все оказалось не так страшно. По математике Рома жаловался на скуку и просил задания посложнее, и ему было обещано. По остальным предметам ни у кого ни к кому вопросов и претензий не было.

Первая неделя школы у Ромы почти позади. За это время практически восстановилась рутина сбора по утрам, сбора потрфеля, и даже делания домашних заданий :) Благо задают им совсем мало, как и в первом классе.

Выдали учебники, тетради, и рабочие тетради. По математике, как и в прошлом году, гибрид учебника и рабочей тетради, и дополнительно просто тетрадь. По родному языку (финскому) - книга для чтения, в которой меня удивило, что дети читают не произведения классиков, а продолжают ту же тему, которая была в букваре - сказочная страна. Как и в букваре, так и в книге для чтения, фигурирует определенный набор персонажей живет в сказочной стране, и дети читают об их приключениях. Для письма целых две рабочих тетради, в одной изучается правописание, а в другой дети пишут что-то свое, более или менее осмысленное, и читают и понимают тексты. Такого в моем детстве совсем не было. Остальные предметы как предметы, без особых изменений.

У Ромы стандартная проблема с расписанием - православие проводится один раз в неделю для всех, и что там у кого в расписании, учителя не волнует. В прошлом году в Ромы в это время была физкультура, и мы хором сказали "ну и черт с ней, с физкультурой". В этом году на это место попала музыка. Мы были готовы сказать о ней ровно то же самое, но нельзя - тогда у Ромы получится на один час меньше обязательного минимума занятий. Поэтому Роме (!) предложили выбор - музыка с другим классом, рисование с третьим классом или математика с ним же. От постановки вопроса, что ребенок хочет, я до сих пор слегка обалдеваю :) Ребенок выбрал музыку, а если никак не встанет в расписание, то математику. Ждем, что получится.

Традиции тут другие :) Подарки учителям дарят на Рождество, а цветы - на конец учебного года, и праздник в конце, а нев начала. По-моему, логично :) Вчера совсем не было торжественной части - дети пришли, сели за парты, и учитель сказал: "Все, помашем родителям ручкой!"
»
http://nata-for.livejournal.com/462228.html
Ну что, видно же, что и задания на дом задают уже во втором классе, и подарки учителям дарят, а что нет цветов 1 –го сентября, а есть в конце года - так это их дело.

По-моему, надзор за поведением там много круче нашего, и я не уверена, что это хорошо.

Детей учат в школах тысячелетиями. И ничего, по большому счету, не меняется. Составными частями образования являются: авторитет учителя, его умение изложить свой предмет и научить чему-то и усилия со стороны ученика понять, запомнить и применить полученный материал.
Как все это достигается? Хорошо, если ученик сам так любит какой-то предмет, что он готов заниматься им сам без понуканий и поощрений со стороны педагога. Но в школе требуется знать и учить много предметов, и без принуждения не обойтись. Дисциплина, зубрежка давали и дают хорошие результаты.
Все остальное от лукавого.


Переход по щелчкуВ верхнее тематическое оглавление
 Переход по щелчку Тематическое оглавление (За жизнь)
Tags: За жизнь
Subscribe
Buy for 60 tokens
Buy promo for minimal price.
  • Post a new comment

    Error

    default userpic

    Your IP address will be recorded 

    When you submit the form an invisible reCAPTCHA check will be performed.
    You must follow the Privacy Policy and Google Terms of use.
  • 193 comments
Previous
← Ctrl ← Alt
Next
Ctrl → Alt →
А насчет выбора бесплатного питания школьником по своем вкусу и обеспечение всеми школьными принадлежностями это как?
По-моему, это не самое главное в системе образования.

Deleted comment

uborshizzza

4 years ago

deadmanru

4 years ago

cucu_mber

4 years ago

deadmanru

4 years ago

rodnyk

4 years ago

uborshizzza

4 years ago

rodnyk

4 years ago

toks44

4 years ago

madisonjhr

4 years ago

anahareo

4 years ago

madisonjhr

4 years ago

madisonjhr

4 years ago

nata_for

4 years ago

madisonjhr

4 years ago

nata_for

4 years ago

madisonjhr

4 years ago

Vjkjlws xe[jyzyt/
Вотт по зубрёжке... Не учит мыслить, совсем.
Ну да. Как можно зубрить типа квадрат гипотенузы равен суме квадратов двух катетов? Для этого же яйцеголовые есть, они вычислят! А образованный человек только должен быть образован на уровне правильно потребителя и толерантен к сексменьшинствам.

sigma_s

4 years ago

anahareo

4 years ago

deadmanru

4 years ago

steissd

4 years ago

deadmanru

4 years ago

polugut

4 years ago

А Финляндии не всегда так было.
И когда эту систему стали продавливать, учителя и вузовские преподаватели взывыли. Кто-то уволился, кто-то пытался протестовать, кто-то смирился.
Но большинство сколько-нибудь толковых преподавателей системы этой не одобряют.
Дело в том, что дети и юноши, вскормленные этой новой системой ещё только вступают в жизнь: производство и то самое образование пока на плечах тех, кто учился по-старинке, сидя в классе, с прописями и оценками.
И прогнозы неутешительные: уже сейчас новое либеральное правительство Финляндии сворачивает социалку, при том что молодые работать не умеют и не хотят.
Кто им будет платить пенсию -- непонятно.
Вот, прям, согласен-согласен! Контраст между старшим поколением и молодежью огромен. Такая система воспитывает овощей, которым вообще ничего не надо и не хочется. Если со старшими финнами есть о чем поговорить и что- то интересное узнать, то молодые - это такое дерево. ( не все конечно, но многие). Некоторых, тупо, здороваться не научили. О каких знаниях и умении мыслить идет речь?
Приходит на ум Эллочка- людоедка...)))

steissd

4 years ago

pahmutova

4 years ago

steissd

4 years ago

Deleted comment

steissd

4 years ago

fotovivo

4 years ago

steissd

4 years ago

fotovivo

4 years ago

steissd

4 years ago

fotovivo

4 years ago

steissd

4 years ago

fotovivo

4 years ago

steissd

4 years ago

engurevich

4 years ago

steissd

4 years ago

engurevich

4 years ago

steissd

4 years ago

mary_bred_show

4 years ago

steissd

4 years ago

mary_bred_show

4 years ago

steissd

4 years ago

mary_bred_show

4 years ago

steissd

4 years ago

mary_bred_show

4 years ago

uborshizzza

4 years ago

uborshizzza

4 years ago

mary_bred_show

4 years ago

uborshizzza

4 years ago

mary_bred_show

4 years ago

Deleted comment

о, вот отличное замечание!

лечебная физкультура для винтиков общества потребления:
вам не надо знать много, лишь овладеть узким прикладным набором навыков для того, чтобы производить качественный продукт. и быть законопослушными и расслабленными.

и школа олимпийского резерва для сливок общества: амбиции, дисциплина, унифора, жесткая конкуренция, муштра.

uborshizzza

4 years ago

Судя по обоим постам (читал оба) просто непонятно - как они занимают призовые места по предметным наукам? Или там главный критерий - толерастия?
И мне давно это интересно. Хотелось бы взглянуть и на их инструменты оценок и на процедуру.

Suspended comment

ok_investments

February 25 2016, 00:10:03 UTC 4 years ago Edited:  February 25 2016, 00:12:34 UTC

Прочитал вот это: "Уроков не задают, сидят на полу или на диванчиках (соответственно, не пишут и не читают, потому как вы попробуйте писать лежа, читать лежа: писать вовсе будет тяжело, а читать – бока отлежите, руки занемеют – неудобно). " дальше уже читать не стал, ибо все ясно - если в цитируемом оригинале написано "сидят", а далее автор гонит про "писать лежа" и "читать лежа". Видимо, бедное дитя советской школы - конспекты "драть" научили, речевки кричать - тоже научили, а вот умению вдумываться и понимать то, что прочитал - нет.

Замечу, что в США и школьники и студенты тоже приучены сидеть на полу (да и вообще - на чем угодно, сложив ноги "по-турецки"), и пишут они при этом без проблем. Много и подробно. И читают тоже. Не меньше, чем школьники в "самой читающей стране мира". И при этом еще прочитанный материал умеют хорошо анализировать.

Да, а насчет "читать лежа" - между прочим, читали, читали лежа в школьные годы. "Бока отлежите"? "Руки занемеют"? Вообще-то, лежали на животе - даже в советских книжках и журналах часто попадались такие иллюстрации, с ребенком, лежащим на животе перед книгой, ноги - в небо, во рту - ромашка. Вполне удобно. Наверное это речь идет о негативном опыте автора, да? Рискну предположить, что автор страдала лишним весом - бока земли касались, да и рукам тяжело "тушку" было поддерживать... Другой причины, чтобы написать такую глупость я не вижу.
Вполне удобно. Наверное это речь идет о негативном опыте автора, да? Рискну предположить, что автор страдала лишним весом - бока земли касались, да и рукам тяжело "тушку" было поддерживать...
==
Рискну предположить, что вы до сих пор читаете по слогам, а потому страницы переворачиваете раз в час.
Тогда удобно, да.

egorovdmitry

4 years ago

ok_investments

4 years ago

egorovdmitry

4 years ago

Tatyana Rumyantseva

4 years ago

ok_investments

4 years ago

kino_sssr

4 years ago

uborshizzza

4 years ago

ok_investments

4 years ago

Оба поста правдивы, вот только непонятно восхищение автора первого. Особенно умиляет рассуждения о предметах которые нужны в жизни... Видимо автор сама не большого ума человек и никогда не слыхала таких слов, как кругозор и общее развитие. Так, например, в Сомали вобще никакие предметы не нужны, автомат раздобыл и живи себе. С такой логикой, товарищи, имеем риск начать эволюционировать в обратном направлении. Зачем вообще нужна эта наука, главное уметь составить портфолио и пользоваться банковской картой. А, да, еще посчитать процент наследства. Короче, жрать, размножаться и спать!!!
Восхищение в том, что детям дают возможность учиться на собственном опыте, делать свои открытия. Это не только в Финляндии, но и вообще широко распространено на Западе. В отличие от системы совка, где все были обязаны запоминать готовые штампы и рассуждать стандартными категориями.
Много "потреотофф" на разные лады повторяют заклинание "в их системе детЯм дают мало знаний". Вот дают мало "готовых рецептов", это да. Но дело-то в том, что даже, если школьника недоучить - он, при необходимости, может сам "догнать" пропущенный материал. А вот, если не научить рассуждать, систематизировать и анализировать "сырой" материал, то научиться самому, тем более "в возрасте" будет очень, и очень непросто - если не невозможно!
Смотрите - в советских/российских школах даже темы сочинений повторяются год из года, "шпоры" по многим темам переходят из рук в руки годами (если не декадами!) В высшей школе студентов разбивают на "потоки" по специализации, все строем ходят из аудитории в аудиторию, получают "усредненное" высшее образование. На Западе каждый студент получает индивидуальный план. Очень редко часы и курсы совпадают у двух людей, получивших диплом по одной и той же специальности. Просто потому, что люди - РАЗНЫЕ!
Вот это - и восхищает.

uborshizzza

4 years ago

ok_investments

4 years ago

uborshizzza

4 years ago

ok_investments

4 years ago

egorovdmitry

4 years ago

ok_investments

4 years ago

egorovdmitry

4 years ago

Anonymous

4 years ago

uborshizzza

4 years ago

uborshizzza

4 years ago

egorovdmitry

4 years ago

Не забывайте, бабушка - пограничница.
Что значит "пограничница"?

ilike83

4 years ago

uborshizzza

4 years ago

отличная система для воспитания сговорчивых законопослушных потребителей.

по сравнению с российской, а лучше - советской школой, это как лечебная физкультура против школы олимпийского резерва.
в школе олимпийского резерва дается шанс стать звездой, некоторые срываются, пытаясь стать этой звездой, большинству не впрок. в целом уровень высокий, но в реальной жизни большинство навыков не приложишь.

лечебная физкультура для стабильного общества потребления - самое то
А может, лучше оставить 4 класса, и хватит?

anahareo

4 years ago

Я лет 40 выступаю за то, чтобы разогнать российскую школу: я её возненавидел с 1 класса, когда мой букет цветов вечером валялся на мусорке...
Большое количество пьяниц, а теперь и наркоманов, - это от подавления учеников, что практикует наша школа...
ты из шестой?

uborshizzza

4 years ago

_hog_

4 years ago

Неизвестно

4 years ago

_hog_

4 years ago

я этой "православной" бабушке давно говорю о необходимости сменить кликуху на "прпиндосную" бабушку
Не любит она все советское.

krutoypayalnik

4 years ago

Deleted comment

Теперь так со школой.
PISA, она и в Африке - PISA. Только чёрная.
Глубоко.
Previous
← Ctrl ← Alt
Next
Ctrl → Alt →