uborshizzza (uborshizzza) wrote,
uborshizzza
uborshizzza

Categories:

«Вампука» в обновленной «Геликон-опере»


Ходили вчера в «Геликон-оперу» на «Вампуку». И театр, и опера нам обоим известна со страшно подумать какого времени.

«Геликон-оперу» мы заценили еще в прошлом тысячелетии. Они ютились в части дома медика рядом с консерваторией, сцена была крохотная, зал маленький, сидели все очень плотно и буквально вперемешку с оркестром. Мы брали дешевые билеты, в партере первого ряда сбоку, и все время была опасность, что ударник промахнется и вместо барабана попадет мне по голове. Однако спектакли были интересны и свежи. Они брали двумя вещами:
- оперные артисты еще и превосходно играли (до сих пор помню Кармен),
- постановки были неожиданные, ироничные. Каждый раз они чем-то удивляли.
Когда театр на время ремонта переместился на Арбат, я туда почему-то не ходила. Теперь он вновь в своем здании. Решили сходить, благо билеты не дорогие – по 2 тысячи и меньше.

Театр начинается с "рамочки". Смотрите: билетеры одеты в цилиндры и крылатки. Это молодые веселые ребята.

Спуск вниз, в гардеробную. Гардеробщицы тоже молодые девчонки, работают очень быстро.
За лестницей – фонтан с завесой падающей воды и меняющейся подсветкой. Там народ селфится.



Кстати, зал все равно не очень большой, и видно и слышно отовсюду хорошо.



Хотелось посмотреть, как перекрыли двор, и что из этого получилось. Сделали они все очень интересно. Отданные им старые дома имели внутренний двор. Они его перекрыли, сделав из него большой зал, органично окаймленный домами:








Теперь про «Вампуку».
Когда-то я читала эту пьесу в сборнике «Театральная пародия». Вот что рассказывает о пьесе П. Гнедич:
«Вот о чём хочу сказать: о рождении в моей квартире пресловутой «Вампуки». Автор её — Михаил Николаевич Волконский. Я не раз с ним возмущался «условностями» сцены. Стремясь к отсутствию кривлянья и гримасничанья на сцене, мы всё время преследовали то жеманство, что пышным цветом расцветало даже на образцовых сценах и более всего в опере. Волконский много раз говорил мне: «Надо написать такой гротеск, чтобы раз навсегда было убито это манерничанье». «Вампука» написана им сразу, но подготовлялась к рождению много лет. Само происхождение имени героини таково. У нас бывала родственница жены, институтка, уже не первой молодости, наивничавшая иногда, искренне или не искренне — не в этом дело. Раз Волконский рассказывал, как чествовали в Смольном институте престарелого герцога Ольденбургского, и хор воспитанниц с цветами пел ему на известный мотив из «Роберта-Дьявола»: «Вам пук, вам пук, вам пук цветов подносим…» Она его спросила: «Разве есть такое имя — Вампук?» Сначала никто не понял. Но потом сообразили, что девица слила два слова в имя собственное. Волконский ответил ей: «Неужели вы не знаете: Вампук — это употребительное имя. И женское есть. Вампука. Очень звучные имена». Тут его осенило. Обращаясь ко мне, он прибавил: «Эврика! Имя для героини пародии найдено: оно будет Вампука».

Супер-пупер дурацкий сюжет, как во многих серьезных операх. Вампука – принцесса Африканская живет в саду на берегу озера. Ее находит некий папуас Меринос и сообщает о смерти ее отца. Вампука скорбит. Появляется прекрасный Лодырэ. Они поют дуэтом арию, состоящую из 2-х фраз: "Это ты, Лодырэ? - Это я - Лодырэ!".
Влюбленные собираются бежать, потому что Вампуку разыскивают эфиопы – их король Строфокамил решил взять ее в жены. Лодырэ и Вампука сидят на камне, синхронно дрыгают ногами и поют: "Бежим-спешим". Далее Вампуку пленяют, а Лодырэ хотят обезглавить, но тут появляется Меринос и снимает голый костюм – под ним оказывается фрак. Он поет: «Да европеец я и вас завоевал», Строфокамил отвечает: «Благодарю, не ожидал». После чего его казнят, а Вампука и Лодырэ женятся. Счастливые эфиопы забираются на пальмы.
«Голый костюм» нравился мне больше всего. Еще в наш обиход вошла ария: «Бежим, спешим/ спешим, бежим», которую распевали Вампука и Лодырэ.

Спектакль в «Геликоне» на музыку В.Г. Эренберга идет с 2010 года.

Его изюминкой является то, что все, происходящее на сцене, комментирует суфлерша. Она восхищается спектаклем, буквально влюблена в приму Люсю, которая поет Вампуку и ругательски ругает певца, исполняющего партию Строфокамила – это бывший муж Люси. Увы, его есть за что ругать: он явился на сцену смертельно пьяным. Но конфликт у суфлерши возникает с новым тенором, взятом на роль Лодырэ. Они ссорятся, и суфлерша бросает свою будку. А без нее никто не знает, что петь.
Люся, Лодырэ – все пышные, фактурные в очень смешных нарядах. На заднике нарисовано озеро и фламинго. На сцене полно бутафорских пальм.
К сожалению, в спектакле «Геликона» Меринос не стал снимать «голый костюм». Вот это мне не понравилось.
http://lux-kassir.ru/images/events/dad5aedb1f1.jpg

http://uploads.chekhoved.net/uploads/image/_o/24581.jpg
Тут объявили перерыв.

Погуляли по театру, поснимали.

Это то, что осталось от старого здания




Высококультурные тематические залы в фойе. Здесь даже проводят небольшую экскурсию и читают лекцию про историю "Геликона".










Еще одна шутка. «Мемориальный раскоп» с мемориальными камнями (собрали камни из разных знаковых мест).




В буфете там можно выпить кофе, что-то съесть, а буфетов там несколько. Цены на бутерброды – 350, но это - огромный бутерброд с ростбифом, кофе – 150 рублей. В общем, не так уж и накладно.



Очень хорошее впечатление произвели туалеты – много кабин и хорошее оформление подвального помещения.

Мне кажется, что эти постеры - с актерами "Геликона".

Вот это, точно, их певец. Смотрите, какой красавчик! Хоть в кино в роли Ромео снимай.
Интересно, как он поет? В "Вампуке" он занят не был.








Но что же будет во втором действии? Ведь все уже сыграли. А во втором действии ту же оперу поставили в современных традициях. На сцене – лучи прожекторов, все кислотное. Певцы и певицы поджарые и накаченные, показывают стриптиз, имитируют секс и прием кокса. Дирижер одет под панка. Но смотрится все более профессионально: текст все знают, никто не валяется пьяный.
Спектакль комментирует бывшая суфлерша, но теперь она – зритель, и пришла с внуком. Уж как ей это все не нравится! Как они смеют так обращаться с классикой! Она вспоминает Люсю: вот та в этой сцене была великолепна. Под конец неугомонная старуха прикатывает на сцену инвалидное кресло с бывшей примой, приходят другие бывшие солисты – две трупы братаются.

Смысл ясен: одни штампы сменили другие, но артисты все равно няшки, потому что любят оперу.
https://media.teatrall.ru/CACHE/images/photos/performance/4496f5dc86e38c41305992fa91e17b89/d0a96b9c921a44de1b44300f7e18a38f.jpg

Спектакль доставляет большое удовольствие. Отличная сценография, костюмы и можно увидеть почти всех артистов «Геликона». Мы все время смеялись, и соседи тоже. Первое действие мне понравилось, но было предсказуемо, а вот второе действие удивило - никак не ожидала, что дирижер предстанет панком, и всего остального.
Вот за что люблю этот театр - они умеют удивлять.

Финальная сцена: слева Вампука и Лодырэ из 2-го действия, справа - из первого действия. За Вампукой из 2-го действия выглядывает суфлерша в белом парике. На фото видно, что это - молодая смеющаяся женщина, но вздорную старушку она изобразила достоверно.



Переход по щелчкуВ верхнее тематическое оглавление
 Переход по щелчку Тематическое оглавление (Рецензии и ругань)
Tags: Критика
Subscribe
Buy for 60 tokens
Buy promo for minimal price.
  • Post a new comment

    Error

    default userpic

    Your IP address will be recorded 

    When you submit the form an invisible reCAPTCHA check will be performed.
    You must follow the Privacy Policy and Google Terms of use.
  • 9 comments