uborshizzza (uborshizzza) wrote,
uborshizzza
uborshizzza

Category:

«Корсар» в Большом


Вчера в Большом театре произошел возмутительный случай антисемитизма.

Вчера неожиданно для себя попали в Большой театр. На улице около него, где мы прогуливались, к нам подошел человек и предложил билеты на балет «Корсар», на историческую сцену, в бельэтаж по номиналу, т.е. по 3 тыс. рублей..

Я согласилась, потому что, кто знает, выпадет ли еще такой случай.
С тех пор, как театр открылся после реставрации, я в нем не была. Вначале цену очень ломили, да и сейчас она немалая. Если покупать по Интернету на те места, что нам продали с рук, то они будут стоить уже по 4500- 5000 рублей. Стоять же в кассу, где собираются все эти спекулянты, я не решилась. Раньше это было бесполезно, не знаю, как сейчас.

За это время мне несколько раз дарили билеты в Большой, но они все оказывались на Новую сцену. А один раз тоже на улице мужчина предложил нам с Андреем билеты бесплатно на какой-то концерт для ветеранов, на историческую сцену, но Андрей отказался.

В общем, мы эти билеты купили и почти сразу пошли в театр.
Помещение внутри там стало гораздо больше. Появился Бетховенский зал в подвале, магазин при нем, там же один из буфетов. Цены, кстати, приемлемые.

Зал – красно-золотой. Только мне помнится, что краски были как-то приглушеннее.

Это 1985 год.
http://www.classicalmusicnews.ru/wp-content/uploads/2015/05/Tvorcheskiy-vecher-Mayi-Plisetskoy-v-Bolshom-teatre-1985-god.-Foto-Aleksandr-Makarov.jpg

И люстра немного изменилась – сам хрусталь тот же, а вот вокруг какие-то новые детали. По-моему, не было в каждой ложе подсвечника с лампочками в виде свечей. Пластика, естественно, не было. На занавеси заменили советскую символику на орлов. Орлов, вообще, много.
Мне это кажется несправедливым: свою мировую известность Большой получил именно при СССР. Тогда он стал маркой. А до революции имперским театром была, скорее, Мариинка.
Сталин любил ходить на спектакли Большого театра, и всегда сидел в ложе «А». Это ложа на левой стороне над оркестровой ямой. В директорской ложе в центре зала он не сидел, т.к. там труднее было обеспечить охрану.
Москва Большой театр

Москва Большой театр

Москва Большой театр

Москва Большой театр

Чувствовала я себя неловко, потому что одета была не для театра. А там люди ходили в вечерних платьях, в мехах, а одна семья была одета в перья. Люди в перьях, а Андрей – в джинсах и фланелевой рубашке. Про себя я уж вообще молчу – юбка да водолазка.

В Большой я попадаю так редко, что успеваю забыть, как неудобно там сидеть.
Так в ложах бельэтажа что-то видно только с первого ряда, и эти места 1,3, 5. Со второго ряда – 2, 4, 6 уже виден только кусочек сцены, а с 3-го и вовсе ничего. Правда, там стоят более высокие стулья, типа барных. Но люди со второго ряда встают в полный рост и мешают уже всем соседним ложам. Я бы тоже встала, но сидящая сзади меня дама на высоком стуле так причитала, что пришлось сидеть, хотя ее дочка прекрасно стояла у меня перед носом. Но больше всего обзор мне загораживала женщина в первом ряду соседней ложи, поэтому на свою ложу я уже не обращала внимания.

Андрей меня толкает локтем в бок: «Смотри!». А что смотреть? В доступном мне уголке сцены ничего не происходит. Оказывается, ему видно, как балерина крутит 38 фуэте.
Вот что такое дешевые места в Большом.
А места в партере стоят по 20 тысяч и больше.


Кстати, в 2011 году, при открытии театра после реконструкции, был скандал. Люди из третьего ряда бельэтажа ничего не увидели и потребовали вернуть им деньги за билеты. Но денег им не вернули.

Первый раз в жизни я была в Большом, наверное, лет в шесть. Билеты были на последний ярус. Я сидела, а вернее, стояла, под потолком и смотрела балет «Конек-Горбунок». Помню, мне очень жаль было сварившегося царя. И Конька тоже помню: мне было чудно, что это – человек.
Страшно было смотреть вниз – такая глубина! А если не наклоняться, то виден только потолок.


Публика теперь тоже своеобразная.
В моей ложе в первом ряду сидел молодой человек с супругой – так я опасалась сидеть с ним рядом: он был такой надутый, что я боялась, как бы он не лопнул от важности.
Потом посмотрела на сайте – его билеты стоили по 13 тыс. рублей. Наверное, он поэтому такой был. Судя по наряду его супруги они прибыли откуда-то из провинции. Видимо, в своих ебенях эта семья имеет высокая положение, а в Москве приходится сидеть рядом со смердами. Обидели мальчика референты или кто там ему подбирал билеты.

Много иностранцев. Уже на выходе какие-то французы буквально пытались пройти сквозь меня: они других людей вообще не замечают.

Теперь про сам спектакль.

«Корсар» - один из 10-15-ти классических балетов, которые уже больше 100 лет ставят на сценах всего мира.
Он идет почти 3 часа. Там задействована балетная труппа, миманс, хор и хореографическое училище.
Только в одном танце «Оживленный сад» занято больше 60-ти человек, в том числе и мальчики из училища.


В Большом его ставил Петипа в 1868 году, а до него – другой постановщик в 1858 году. Впервые же «Корсар» был показан в 1856 году в Парижской опере.

Красивые декорации, костюмы. При создании спектакля опирались на образцы 19 века.

http://www.bolshoi.ru/upload/iblock/cd7/cd786942641e0dbb9878e57aaa3af2d5.jpg

Сюжет на модные в 19 веке темы востока и морских разбойников. Название идет от поэмы Байрона. Имена главных героев - Медора, ее возлюбленный корсар Конрад, Сеид-паша и его невольница Гюльнара - сохранены, но сюжет другой.

Корсар влюблен в гречанку, которую хотят продать в гарем паши. Корсар и его товарищи крадут девушку; потом ее все же помещают в гарем из-за козней одного из пиратов; потом корсар пытается ее отбить, пробравшись в гарем под видом дервиша. Его ловят, хотят казнить. Девушка, заручившись союзничеством одной из одалисок, желающей женить на себе пашу, обманывает пашу и бежит вместе с возлюбленным. Они уплывают на пиратском корабле.
Но вдруг начинается буря, корабль тонет. Корсар и девушка чудом спасаются. Поклоны.
Москва Большой театр

Почему утопили корабль? Но все-таки, корсары – это бандиты. Нельзя им уйти от божьего суда.
Надеемся, что теперь корсар начнет честную жизнь.

Декорации условного города в Греции времен османского ига, гарема, пещеры пиратов.

Много танцев условных одалисок, без всякого намека на танец живота или что-нибудь подобное.
Самый красивый из них – «Оживленный сад», где танцуют вальс и адажио, а 68 человек в течение 7 минут производят перестановки. При этом весь «сад» сделан на нескольких движениях. Эта сцена осталась от Петипа. Там есть сложные задания для исполнительницы главной партии: она должна перепархивать между клумбами. Номер Петипа ставил для конкретной очень миниатюрой балерины, а для других он труден.

http://www.bolshoi.ru/upload/iblock/4c7/4c733f4b48d315ae1c365100698706eb.jpg



В спектакле Ратманского (2007 год) сохранилось примерно 50% от балета Петипа: танец корсаров, "Маленький корсар", "Оживленный сад" и несколько других. Но и это гораздо больше, чем было при предыдущих постановках конца 20 века. А до 1992 года 60 лет «Корсар» не шел на сцене Большого.

Алексей Ратманский и Юрий Бурлака работали со старинными документами. Все же многое не удалось восстановить, а многое было бы нам уж очень непривычно. Так в старых постановках было гораздо больше пантомимы. Весь последний акт и эпилог у Петипа состоял из пантомимы, а до Петипа пантомимы было еще больше. Считалось, что нужно показывать каждую фразу, а герои вели диалоги.
Уже при Петипа изменилась роль танцовщика. До него мужчины почти не танцевали, а только поддерживали балерин. Балет был женским искусством.
Для того, чтобы вставить новые танцы, Петипа пришлось привлекать музыкальные куски из пьес других композиторов. Изначально это была музыка Адана, а теперь - Адольфа Адана, Лео Делиба, Рикардо Дриго, Цезаря Пуни.

Ратманский тоже менял балет: внес в последний акт танцы.
Нет танцев только в эпилоге, где корабль терпит кораблекрушение.
Ратманский писал, что искусство пантомимы в Большом утрачено (а вот в Мариинке сохранилось), поэтому ему пришлось делать больший упор на танцы, перенося танцевальные номера из других актов в третий.

Как танцуют? Хорошо. По-моему, все было на уровне, во всяком случае то, что мне удалось увидеть.
Но в дальнейшем я на балет пойду только на Новую сцену. Танцоры те же, а видно отовсюду хорошо.

С советских времен изменилось то, что появилась роскошь и пышность, как в убранстве зала, так и на сцене. Людям хочется красивого. Теперь Большой - это театр для состоятельных господ, и постановки соответствующие.
Если же говорить о танцах, то с 19 века возросла роль мужчин. Теперь у них не меньше поклонников, чем у балерин. И, вообще, танец стал сложным, а танцоры обоих полов очень техничными.

И в заключение для тех, кто читает только первую фразу. По сценарию главная героиня – воспитанница начальника рынка, пожилого еврея. В первом акте он продает ее паше, во втором, после бегства от корсаров – приводит ее к паше. После этого она жалуется паше на то, что он жестоко с ней обращался, и еврея порют.




Переход по щелчкуВ верхнее тематическое оглавление
 Переход по щелчку Тематическое оглавление (Рецензии и ругань)
Tags: Критика
Subscribe
Buy for 60 tokens
Buy promo for minimal price.
  • Post a new comment

    Error

    default userpic

    Your IP address will be recorded 

    When you submit the form an invisible reCAPTCHA check will be performed.
    You must follow the Privacy Policy and Google Terms of use.
  • 5 comments