uborshizzza (uborshizzza) wrote,
uborshizzza
uborshizzza

Categories:

Перестройка Меерсона


В связи с секс-скандалом в школе №57 захотелось посмотреть фильм «Моя Перестройка», в котором снялся главный герой скандала Борис Меерсон.

https://my-hit.org/film/18100/

Этот фильм документальный, производства США, у них его показывали в кинотеатрах, у нас он шел в Сахаровском центре.

Фильм смонтирован в 2010 году, а снимался в 2004-2008 году.
(Кстати, о птичках: 2004-2005 – это самый эпицентр первого секс-скандала).
Режиссер рассказывает, что вначале она нашла главного героя. Ей хотелось, чтобы это был учитель истории. Так она вышла на Меерсона и на его жену. Для нее особенно ценно было, чтобы историки начали работать сразу после 1991 года.

Другими героями стали одноклассники Меерсона Ольга (Леля), Андрей и Руслан
Они родились в 1966 году, учились в школе №1248 с углубленным изучением французского языка на Давыдковской улице. Окончили школу в 1983 году.
Жена Меерсона, Люба, на 2 года младше.

На момент съемки Меерсон жил в той же квартире, в которой родился. Это где-то в районе Фили-Давыдково. Мебель в квартире старая, ремонта не было 100 лет, не чувствуется в ней присутствия ни женской, ни мужской руки.

В фильме есть несколько реперных точек: похороны Брежнева, 1985 год, 1991 год, 1993 год, 2008 год – выборы президента.
Все герои вспоминают про свое советское детство, Перестройку, рассказывают о жизни после 1991 года. Они сняты в своей домашней жизни и на работе.

Показывают много хроники – из официальных источников и из домашних любительских фильмов.

Звучат советские песни, в основном в исполнении Большого детского хора Всесоюзного радио и Центрального телевидения с солистом Сережей Парамоновым. Еще 2 раза крутят Гребенщиков «Этот поезд в огне».

Москва современная снята несколько подловато. Если это Кремль, то ракурс взят рядом с наиболее облупленной стеной, которую оператору удалось найти вблизи Кремля. В итоге большую часть кадра занимает плохо оштукатуренная стена, а в правой части кадра видна башня Кремля, кажущейся из-за такой съемки какой-то маленькой и игрушечной.
Или на троллейбусной остановке сидит усталая женщина лет 60-ти рядом с огромным рекламным плакатом про счастье в жизни, где гламурные юноша и девушка предлагают что-то купить.

Но вернемся к героям фильма.

Да, вот еще: фильм должен вызывать ужас у американских зрителей, потому что в нем все все время курят.

Леля была самой красивой девочкой в классе, по словам Меерсона. Она окончила какой-то институт, в 1988 году вышла замуж, в 1990 родила сына. Затем, по-видимому, с мужем она развелась. В 1994 году она стала жить с богатым человеком, зампредом какого-то банка. Оля даже собралась за него замуж. Но в 1996 году его вместе с его шофером расстреляли в Жуковке. Она сама только по случайности не оказалась в тот момент рядом с ним.
«Вы понимаете, как я все потеряла в один момент? Я жила за зеленым забором, а оказалась снаружи».
Ольге пришлось искать работу. Место ей предоставил давний приятель, и она с тех пор работает менеджером в компании, которая сдает в аренду бильярдные столы.

http://kinofilms.tv/images/films/48/47813/pict/5.jpg

Живет она в квартире со своей сестрой и племянником. Сестра тоже не замужем.
Леля считает, что они с сестрой живут бедно, потому что у них нет мужей, в то время, как ее остальные знакомые преуспевают. Хотя, как она говорит, крыша над головой есть, есть работы, машина и дача. «В нашей стране нет среднего класса», - считает она.

Советское время женщина не осуждает и говорит, что ее детство было счастливым. Она находит в нем свои плюсы: пусть не было колбасы, но была уверенность в том, что не пропадешь: можно было спустя рукава работать за 120 рублей, а потом уйти на пенсию на те же 120 рублей и копать свою картошку на 6-ти сотках.
Очевидно, что в голове у нее некоторых хаос по поводу советских реалий, но общее направление мысли понятно.

Все судьбоносные моменты истории страны Леля проигнорировала. В то время, как ее сестра в 1991 году бегала к Белому дому и носила еду защитникам, она сидела на даче с детьми. Леля подчеркивает, что она – аполитична.
На выборах 2008 года она по приколу голосовала за Жириновского.
Ее все время показывают, когда она занимается своей внешностью: красит ресницы в парикмахерской и красит волосы на дому.
Видимо, режиссер так хочет подчеркнуть, что Леля в первую очередь женщина, и занимается своей внешностью.
Ни сына, ни сестру Лели нам не показывают.

Другой одноклассник Меерсона - Андрей Евграфов, генеральный директор сети магазинов рубашек Cafe Coton.
Он занимается этим бизнесом с 1990 года. Учился в каком-то престижном вузе, потом в армии хотел вступить в партию, но его не приняли. Это открыло ему глаза на действительность: рабочих-пьяниц принимают, а его – нет! Да все в стране прогнило!
Как он оказался генеральным директором международной сети магазинов одежды в Москве, он не рассказывает.

http://im2.kommersant.ru/Issues.photo/SF/2010/011/KMO_118366_00128_2_t208.jpg

В 1991 году был в Сочи.

Квартира у Андрея хорошая, дочка очень симпатичная.
В 2008 году вальяжно рассуждает, что 400 лет крепостного права оставили след в характере русского человека, который всегда выберет, кого скажут. Тут же вызывает подчиненного и устраивает ему разгон за то, что продавцы и другие сотрудники не носят на работе рубашек и галстуков, которыми торгует компания. «Почему в парижском Cafe Coton все в этих рубашках, а у нас – нет?» - «У нас такие люди, все делают наоборот, если им приказать, то еще больше будут» - «Немедленно вписать пункт о ношении наших рубашек во внутренние правила распорядка!».
Очень показательно, по-моему, в плане рассуждений о врожденном рабстве русского народа. Это любой гражданин, став хозяином или начальников, начинает считать себя рабовладельцем или крепостником, а вот его подчиненные с этим вряд ли согласны.

Третий одноклассник Меерсона – Руслан Ступин. Он – неформал, играет в переходе. Жена его выгнала за то, что он не умеет ладить с нужными людьми: то подерется, то Мартини им в лицо плеснет.
В 1988 году Руслан играл на гитаре в первом составе российской панк-группы НАИВ (сокращение от раннего названия группы «Новые арлекины и вольтижёры»). Группа НАИВ была основана осенью 1988 года Максимом Кочетковым и Александром Ивановым («Чачей»). .
Руслан не понимает, как можно петь за деньги (видимо, игра в переходе к этому не относится). В 2000 год ушел из группы.
http://kinofilms.tv/images/films/48/47813/pict/4.jpg

Высшего образования не получил.

В фильме показана его встреча с сыном в Мак Дональсе. Сын жалуется, что у него нет друзей, отец говорит, что нужно подождать: в детстве он тоже был изгоем.

В 1991 году Руслан был в Белом доме, но считает, что если бы государство захотело, то разогнало бы их всех в момент. Значит, нужно было, чтобы они «победили».

Наконец, Меерсон.
Должен был бы стать центральной фигурой фильма, но не стал. Из всех героев он хуже всех держится перед камерой – очень зажат.
Его супруга намного раскованнее. В девичестве носила фамилию Иванова. Она жила через улицу от Бориса, учились в МГПИ вместе.
Люба рассказывает, что была очень послушной девочкой, и даже, будучи дома одна, как-то один раз встала под гимн СССР у телевизора. Теперь она не может понять своего порыва – ведь СССР – это же был запредельный ужас.

Квартира у Меерсонов, несмотря на присутствие съемочной группы, неубранная, неаккуратная и неуютная.
Такое же впечатление производит и сама Люба. Видно, что женщина давно махнула на себя рукой. Хотя, она преображается, когда ее показывают на школьной линейке – здесь она чувствует себя в своей тарелке.

Кстати, на линейке по поводу 1 сентября выступает их директор. Он – биолог. Уже очень пожилой человек. Директор говорит: «Человек, как вид, возник миллионы лет назад, человечество, как сообщество возникло сотни лет назад (?), наша школа, как сообщество лучших представителей человечества, 130 год назад. Открываю новый 131 год нашей школы!».

Борис приходит домой – Люба встречает его с бутылкой пива в руке: «Где ты найдешь еще такую жену?» - «Нигде», - вымученно отвечает Меерсон.

Сан их, вероятно, родился в 1994-1995 году.

http://mail.kinobanda.net/images/films/48/47813/pict/1.jpg

В связи со всей этой историей жалко парня. Каково ему сегодня все это читать про отца?

Меерсоны к Белому дому ходили, но, как он подчеркивает, когда это уже было безопасно. Также он рассказал, что они с Любой решили выйти из комсомола, но тоже уже тогда, когда это стало безопасно. Пришли, сдали билеты. Никто не удивился, сказали: «Ну и ладно».
Как-то так получается, что он сам обесценивает свою жизнь. Мог бы ведь изобразить себя и героем, и борцом, а то вся эта самоирония.

На выборы в 2008 году Борис не пошел.

В конце фильма, снятом на природе, где Борис где-то (на даче?) жарит шашлыки, он говорит, что сейчас плохо, но при СССР было запредельно плохо.

В фильме используется много хроники из личного архива Бориса. Его родители имели кинокамеру и заботливо снимали каждый шаг своего дитяти на пленку.
Вот тогда это был совершенно радужный и счастливый ребенок.
Взрослый он уже не тот, как и остальные участники фильма. Руслан, например, был с чубчиком, а теперь – лысый и бреется наголо.

Хоть вы меня режьте, хоть ешьте, но все кадры из СССР в этом фильме смотрятся как абсолютное счастье. Прелестные дети, прекрасная музыка. Даже Перестройка - праздник непослушания. Страна непуганых идиотов, напяливших на себя бог знает что и прыгающих от восторга по Арбату.

А теперь не то.

Никто из взрослых героев, даже Андрей, достигший наибольшего материального успеха, не счастлив. Все выглядят усталыми, потрепанными жизнью, проигравшими и разочарованными, будто их обманули, использовали и выбросили.
А ведь так получилось, что это они по полной должны были использовать плюсы нового образа жизни.
Как по-разному сложились их судьбы!
Один стал музыкантом-неформалом. В СССР бы его посадили за тунеядство, но он считал бы себя непризнанным гением.
Другой стал бизнесменом. Вроде бы, должен быть счастлив, но выгляди очень усталым.
Леля пыталась использовать свое преимущество - внешность, и даже почти получилось, но вмешались обстоятельства. Но если бы ее милого не убили, она могла бы стать светской дамой.
Одни Меерсоны, похоже, ничего не потеряли, но и не приобрели. И при СССР они прекрасно работали бы в школе.

За прошедшие дни я узнала про этого Меерсона еще несколько фактов. Мать у него была русская, а отец – еврей. В доме постоянно слушали «Голос Америки». Отец, видимо, умер давно, а мать – совсем недавно.
Меерсон якобы собирался переезжать в Израиль, но не мог этого сделать из-за матери. О скандале он узнал летом, когда как раз был в Израиле, в маленьком городке Йокнеам-Илит (19000 жителей). Тогда он и прислал заявление об увольнении по собственному желанию.

Говорят, что то он там не один, а с одной из своих бывших учениц, Марией Немзер, которая закончила школу 10 лет назад.
Эта молодая женщина появилась в коментах к посту к еще одной «жертвы» Меерсона, которая написала, что в 11 классе она спала с учителем истории. Немзер говорит, что в школе они были подругами. Со стороны «жертвы» были такие мечты, которые ничем не закончились. «Жертва" утверждает обратное. Думаю, что будь такой разговор в реале, они бы подрались.
https://www.facebook.com/inna.mashanova/posts/1194849687254256?pnref=story

Почитав все это и посмотрев фильм, я думаю, что правильно этот Меерсон уехал. Здесь ему все равно не жилось. Уж что он собирается делать в крошечном городке, где его профессия точно никому не нужна, я не знаю.
Но, может быть, найдет свое счастье, наконец?

Любопытная получилась концовка у фильма.



Переход по щелчкуВ верхнее тематическое оглавление
 Переход по щелчку Тематическое оглавление (За жизнь)
Tags: За жизнь
Subscribe
Buy for 60 tokens
Buy promo for minimal price.
  • Post a new comment

    Error

    default userpic

    Your IP address will be recorded 

    When you submit the form an invisible reCAPTCHA check will be performed.
    You must follow the Privacy Policy and Google Terms of use.
  • 54 comments