uborshizzza (uborshizzza) wrote,
uborshizzza
uborshizzza

Category:

Недорецензия на спектакль «Маскарад» в театре Вахтангова





Посмотрел спектакль «Маскарад» в театре им. Вахтангова, постановка Римаса Туминаса 2010 г.
Режиссер в постановке исходил из двух постулатов:
1. Исходный текст Лермонтова – говно,
2. Все пришедшие и так знают, что там происходит.
Поэтому часть фабулы опущена, а классические монологи актеры проговаривают невнятной скороговоркой. Вместо этого вставлены многочисленные стебные номера с пантомимой, к фабуле не имеющего никакого отношения.
С постулатом 2. режиссер явно промахнулся, поэтому значительная часть публики, тщетно пытавшаяся разобраться в происходящем, через полчаса уже мирно спала. Спектакль, кстати, длится три часа.
Дабы спектакль не рассыпался на отдельные не связанные сценки, добавлен сквозной персонаж – «Слуга, человек зимы». Он находится на сцене почти все время, этакий русский шут, Иван-дурак в драном зипуне – участвует в пантомимах, служит прислугой у всех по очереди, таскает реквизит и пр. Спектакль, например, начинается с того, что Слуга подходит к полынье, свистом вызывает оттуда огромную рыбу и долго с ней целуется. Во втором акте, правда, попытка повторить это окончилось неудачей – вместо рыбы из проруби вылез аквалангист, осмотрел действующих лиц, в ужасе перекрестился и нырнул образно.
Вторым основным действующим лицом является снег. Он завалил всю сцену, он участвует в действии – слуга лепит снежные шары, гости расшалившись бросают снег друг в друга, князь, дабы показать свою удаль, рубит снежки саблей…
Значительная часть спектакля – откровенный стеб. Например, князь, дабы показать свою молодецкую тягу к женскую полу, на маскараде бегает за дамами и заглядывает им под юбку. Дабы показать, что князь – из грузин, появляется маленький вставной эпизод, когда он ругает Слугу за то, что тот что-то не купил на рынке, причем князь постепенно входит в роль эмоционального плохо говорящего по-русски «восточного торговца на рынке».
При этом спектакль не является «Вампукой», пародией на театральные штампы. Стебное дуракаваляние тут же сменяется поставленными в классической манере трагическими монологами. Чтобы такое играть, нужен бешеный темперамент и колоссальная энергетика.
И тут надо с сожалением сказать, что у мужской части актерского состава есть проблемы. Они – люди фактурные, мастеровитые актеры, но уже в солидном возрасте. Это не соответствует происходящему в пьесе, характерам и мотивам действующих лиц, а иногда выглядит просто глупо. Например, «Неизвестный», появляющийся в конце пьесы обличающий Арбенина персонаж – благообразный старец лет под семьдесят. И когда он рассказывает, что 7 лет назад проиграл Арбенину кучу денег, но забоялся рассказать об этом строгому папеньке, то это выглядит нелепо.
Из несомненных плюсов отмечу два:
1. Вальс Хачатуряна к спектаклю «Маскарад» в Театре им. Е. Вахтангова, 1941 года (его лучше знают по фильму Герасимова с Мордвиновым в роли Арбенина).
2. Бутерброд с осетриной в буфете.



Переход по щелчкуВ верхнее тематическое оглавление
 Переход по щелчку Тематическое оглавление (Рецензии и ругань)
Tags: Критика и критиканство
Subscribe
Buy for 60 tokens
Buy promo for minimal price.
  • Post a new comment

    Error

    default userpic

    Your IP address will be recorded 

    When you submit the form an invisible reCAPTCHA check will be performed.
    You must follow the Privacy Policy and Google Terms of use.
  • 16 comments