?

Log in

No account? Create an account

Previous Entry | Next Entry

Ленин и зайцы



Разговорилась я тут как-то с одним молодым человеком, который работает в книжном магазине. Я попросила его найти мне одну книгу по истории. Он отрекомендовался как выпускник истфака МГУ и рассказал, что дома у него есть полное собрание сочинений Ленина, и он считает, что Ленин хорошо разбирался в истории. Молодому человеку не нравится практика, когда из огромного количества документов выхватывают некоторые, и на их основании лепят образ Ленина как невероятного злодея.
Заодно он вспомнил, что в детстве на него произвел впечатление рассказ о том, как Ленин убивал прикладом зайцев, спасавшихся от воды на островке. А теперь он думает: «Ну, убил зайцев – так для еды же. Что здесь такого?».

А, действительно, что здесь такого? История о зайцах могла произвести дурное впечатление только на людей, которые сами никогда не охотились. Сегодня таких – абсолютное большинство. Но в 19 веке охота была самым обычным делом, как среди дворян, так и среди крестьян. Для одних она была развлечением, для других – весомым подспорьем в хозяйстве.
http://buggybugler.info/resize_542x350/media/illustration/articles/03e570d40710d99f.jpg
Вот скажите сами: если бы вам нечего было есть, а зайцы собрались бы на островке посередине реки, вы стали бы охотиться на зайцев, бегая по лесу, потому что бить попавших в безвыходное положение зверушек неспортивно?


Да, мы все помним про деда Мазая. Но Мазай – это литературный персонаж, а здесь речь идет об обычных людях.


Кстати, весной на зайцев не охотятся, а охотятся где-то с начала появления желтых листьев на березе и до конца января, хотя кое-где охота оканчивается в декабре. Люди понимали всегда, что нельзя охотиться так, чтобы разом извести всех животных: нужно дать им размножиться, нагулять вес, также важна и шкура. А какая шкура и мясо у голодных и линяющих весенних зайцев?

С какой целью Ленин охотился? И для развлечения и для еды.
Опять же, рассказы о том, что Ленин убивал животных на охоте, производили впечатление на тех, кто вырос при советской власти. Нам с детства вдалбливали, что Ленин был очень добрый дедушка, что он очень любил животных.

Одно другому не мешает. У Ленина и Крупской постоянно жили домашние любимцы: кошки, собаки. Ленин ворчал, что Надежда Константиновна не может удержаться, чтобы не приютить бездомное животное, а однажды у них даже оказалась лошадь. Но он и сам с удовольствием возился с щенками уже тогда, когда был тяжело болен. А кот любил сидеть у Ленина на коленях – есть такие снимки.
Один раз к Крупской приезжали иностранные журналисты и спрашивали, правда ли, что у них живут 7 кошек? Крупская ответила, что у них только один кот, а в вопросе журналистов видно желание преувеличивать все, что касается России.

Теперь, откуда пошли разговоры об убийстве зайцев – из рассказа писателя Владимира Солоухина.

«Крупская в своих воспоминаниях о нем рассказывает, как однажды в Шушенском Ленин охотился на зайцев. Была осень, пора, предшествующая ледоставу. По реке шла шуга - ледяное крошево, готовое вот-вот превратиться в броню. На маленьком островке спасались застигнутые ледоставом зайцы. (Как тут не вспомнить русскому человеку про деда Мазая!) Владимир Ильич сумел добраться в лодке до островка и прикладом ружья набил столько зайцев, что лодка осела под тяжестью тушек. Надежда Константиновна рассказывает об охотничьем подвиге антипода некрасовского деда Мазая с завидным благодушием. Способность испытывать охотничье удовлетворение от убийства попавших в естественную западню зверьков для Ленина характерный штришок".
Но Крупская пишет в своих воспоминаниях, на которые ссылается Солоухин, несколько по-другому:
«Позднею осенью, когда по Енисею шла шуга (мелкий лед), ездили на острова за зайцами. Зайцы уже побелеют. С острова деться некуда, бегают, как овцы, кругом. Целую лодку настреляют, бывало, наши охотники». Владимира Ильича не смутило, что охота на таких «овец» выглядит не слишком спортивно. Но она довольно быстро ему прискучила. «Зайцев, — писал он родным, — здесь я бил осенью порядком, — на островах Енисея их масса, так что нам они быстро надоели...».


Солоухин слепил историю, как все остальное, что делалось в Перестройку: половина правды - половина вранья.

Как видите, вся деревня ждала, когда пойдет этот мелкий лед, и можно будет добывать зайцев. Крупская не пишет о том, что Ленин бил зайцев прикладом: он по ним стрелял, как и другие охотники. Вы пробовали убить зайца прикладом? Это же надо ему размозжить череп. Вот представьте: островок с зайцами - вы подплываете к нему и бьете по зайцу прикладом. Но он же может увенуться, потому что там есть место для передвижения. А если попадете, то весь приклад будет в крови и заячьих мозгах. Да и зачем бить прикладом, когда патроны есть? Патроны беречь? Явно Ленин не был озабочен такой экономией. Наконец, если бить прикладом, то ружье может самопроизвольно выстрелить.

Но во множестве рассказов вы найдете, что Ленин бил зайцев прикладом ружья именно в половодье и набил целую лодку. Даже и фильм такой поставили на Украине ("Моя бабушка Фанни Каплан"), где роль Ленина исполняет покойный актер-оппозиционер Девотченко: там он долго бьет зайцев прикладом.

Вообще же, Ленин любил охоту, был азартен в ней, как и в других делах.
А с зайцами у него были сложные отношения.

eninism.su/books/3599-drugoj-lenin.html?showall=1

«Из всех видов физического спорта он особенно любил охоту», — писал Лепешинский о Ленине. Охотиться он учился еще в Кокушкине во время высылки. «Владимир Ильич охотился за зайцами, — вспоминала Мария Ульянова, — но должно быть неудачно, и сестра часто поддразнивала его этими неудачами». Как-то раз после прогулки он сказал ей:
— А нам нынче заяц дорогу перебежал.
— Володя, — пошутила Анна, — это, конечно, тот самый, за которым ты всю зиму охотился.
Действительно, меткостью в стрельбе Ленин не отличался. Но где нельзя было взять природным талантом, там Ленин брал удвоенным старанием. Так было во время ссылки в Шушенском. П. Лепешинский рассказывал: «Лучшие охотники — Курнатовский и Старков; что же касается Ильича, то он большой мастер «пуделять» (охотничий термин, означающий неудачные выстрелы с промахами). Но разве может он и в этом деле отстать от других, быть в числе «последних»? Нив коем случае. И если Старков исходит двадцать верст, то Ильич избегает (буквально избегает) по кочкам и болотам сорок верст, гонимый надеждой где-нибудь да подстрелить такую глупую птицу, которая позволит приблизиться к ней на расстояние достаточно близкое, чтобы какая-нибудь шальная дробинка горе-охотника нашла-таки наконец свою несчастную жертву
».

http://s018.radikal.ru/i512/1504/4b/8304b6da22fa.jpg

«Владимир Ильич был страстным охотником, — писала Крупская о том же времени, — завел себе штаны из чертовой кожи и в какие только болота не залезал. Ну, дичи там было... Горячился очень. Осенью идем по далеким просекам. Владимир Ильич говорит: «Знаешь, если заяц встретится, не буду стрелять, ремня не взял, неудобно будет нести». Выбегает заяц, Владимир Ильич палит». «Ну и задам же я перцу сегодня зайцам!» — воинственно приговаривал Ленин, отправляясь на охоту. А если охота бывала неудачной, разочарованно приговаривал: «Вот досада, хоть бы общипанный какой выскочил!»
Не бросил излюбленного занятия Ленин и тогда, когда стал во главе России. Он охотился, чтобы отдохнуть и расслабиться.
Рассказывал Рудзутак такой любопытный случай: «Выскочил из загона заяц, которого Ильич уложил метким выстрелом. Ильич, не дождавшись окончания загона, заторопился к убитому зайцу. В это время совсем рядом выскочил другой заяц и благополучно скрылся в кустах. Я не выдержал: «Эх, вы, за убитым погнались, а живого упустили». Ильич сконфузился:
— Да, действительно, нехорошо я сделал. И добавил примирительно:
— В следующий раз не буду
».

Зная о любви Ленина к охоте, врачи пытались использовать это, чтобы вернуть ему речь. Вот ведь придумали!

«По свидетельству наркома здравоохранения Семашко, всего за два дня до смерти Ленин ездил на санях на охоту. Это подтверждала и Крупская: «Еще в субботу ездил он в лес, но, видимо, устал, и когда мы сидели с ним на балконе, он утомленно закрыл глаза, был очень бледен и все засыпал, сидя в кресле. Последние месяцы он не спал совершенно днем и даже старался сидеть не на кресле, а на стуле. Вообще, начиная с четверга, стало чувствоваться, что что-то надвигается: вид стал у Владимира Ильича ужасным, усталый, измученный. Он часто закрывал глаза, как-то побледнел и, главное, у него как-то изменилось выражение лица, стал какой-то другой взгляд, точно слепой». В действительности охота имитировалась для поднятия тонуса Ильича, на самом деле было разыграно некое театрализованное представление на опушке леса. Загонщики гнали зайцев прямо на Ленина, стоявшие около его кресла охотники убивали зайцев перед зрителем. Считалось, что возникшие у Ленина переживания (ведь сам он был заядлым охотником на зайцев) могут помочь ему вновь обрести дар речи. На 21 января была запланирована очередная подобная охота для Ленина - на волков».

Последняя охота Ленина была, таким образом, тоже на зайцев.

Может быть, то, что с ним случилось – это их месть?

Но, если без шуток, то на примере истории с Лениным и зайцами виден механизм, по которому формировался в Перестройку антисоветизм.
Охотился Лени на зайцев не в половодье, а осенью; не один, а с другими охотниками; в зайцев стреляли, а не были их прикладами; эта охота Ленину быстро надоела.

Переход по щелчкуВ верхнее тематическое оглавление
 Переход по щелчку Тематическое оглавление (За жизнь)

Метки:

Buy for 60 tokens
Buy promo for minimal price.

Comments

( 39 комментариев — Порадовать комментарием )
lev_davidovich
19 фев, 2017 11:48 (UTC)
До кучки
polugut
19 фев, 2017 12:06 (UTC)
Прикладом неудобно зайца бить, палкой гораздо проще. И во всех наставлениях, и во всех разговорах четко указывается - добычу бить прикладом ружья нельзя ни в коем случае. Ибо возможен выстрел. Например так погиб Таран, пытаясь добить подраненного зайца.
И жалеть несчастных зайцев характерно для тех, кто их в руках не держал. Крыса, большая крыса. Если человек уменьшает численность естественных врагов, то начинают плодится немерено. "Подвиг" деда Мазая для меня скорее забавой выглядит, не милосердием, а простым нежеланием портить мясо. Ибо у весеннего зайца шкура негодная, консервы мясные тогда по деревням не особо делали, ему с внуком много не надо, а раздать односельчанам - смысла нет, они сами этих зайцев набили. Вот и показал удаль - прокатил перед деревней, да выпустил.
uborshizzza
19 фев, 2017 17:30 (UTC)
Ни Мазай, ни Ленин не убивали из кровожадности.
deadmanru
19 фев, 2017 13:11 (UTC)
<А, действительно, что здесь такого? История о зайцах могла произвести дурное впечатление только на людей, которые сами никогда не охотились

Причём тут охота? Про зайцев так может говорить, только городской житель, у которого булки только в магазине нарождаются.
Зайцы паразиты и вредители. Достаточно зайцу забраться в сад где растут вишни-яблони-груши, как он сожрёт всю кору с деревьев и все деревья засохнут и погибнут.
uborshizzza
19 фев, 2017 17:31 (UTC)
Вы еще и зайцев не любите!
(без темы) - deadmanru - 19 фев, 2017 17:49 (UTC) - Развернуть
mininags56
19 фев, 2017 13:50 (UTC)
Да походу самый добрый человек был...
uborshizzza
19 фев, 2017 17:28 (UTC)
Ни злой, ни добрый - как все.
(Анонимно)
19 фев, 2017 14:08 (UTC)
Очень хорошо Вы рассказали.
1_na_vetru
19 фев, 2017 14:12 (UTC)
А скотобойни для беззащитной животины - это как?
Целевая аудитория этой идеологической спекуляции - невротики.
uborshizzza
19 фев, 2017 17:29 (UTC)
В деле охраны животных трудно соблюдать полную последовательность.
alex_der_erste
19 фев, 2017 14:56 (UTC)
для понимания сюжета с дедом Мазаем надо знать, что русские крестьяне на зайцев не охотились - зайчатиной брезговали, а шкурки не ценились
дворяне тоже охотились на зайцев не промысла ради, а забавы для
а уж сколько зайцев погубил Николай Вторый, не говоря о кошках и собаках
вот бы в фильм "Матильда" вставить эпизод, как после встречи с любимой Николай, кровавый в хорошем смысле, мочит кошаков прикладом
uborshizzza
19 фев, 2017 17:27 (UTC)
А как же заячий тулупчик из "Капитанской дочки"?
(без темы) - alex_der_erste - 19 фев, 2017 17:51 (UTC) - Развернуть
(без темы) - uborshizzza - 19 фев, 2017 18:35 (UTC) - Развернуть
(без темы) - alex_der_erste - 19 фев, 2017 19:30 (UTC) - Развернуть
(без темы) - uborshizzza - 19 фев, 2017 19:45 (UTC) - Развернуть
(без темы) - alex_der_erste - 19 фев, 2017 21:01 (UTC) - Развернуть
(без темы) - uborshizzza - 19 фев, 2017 19:50 (UTC) - Развернуть
(без темы) - alex_der_erste - 19 фев, 2017 20:48 (UTC) - Развернуть
(без темы) - uborshizzza - 19 фев, 2017 21:04 (UTC) - Развернуть
(без темы) - alex_der_erste - 19 фев, 2017 21:29 (UTC) - Развернуть
(без темы) - uborshizzza - 20 фев, 2017 18:57 (UTC) - Развернуть
(без темы) - Artyom Belan - 31 июл, 2017 14:48 (UTC) - Развернуть
(без темы) - deadmanru - 19 фев, 2017 18:02 (UTC) - Развернуть
(Анонимно)
19 фев, 2017 15:57 (UTC)
Дед Мазай — это же Мозес. Собрал заблудших, которые могли погибнуть, и через воды вывел на сушу. То есть организовал Исход.
uborshizzza
19 фев, 2017 18:36 (UTC)
Точно! Вот оно, когда открылось!
nacht_undnebel
19 фев, 2017 16:07 (UTC)
Ильич с Троцким дворян и буржуазию били прикладами по голове.

uborshizzza
19 фев, 2017 18:36 (UTC)
Буржуи - не зайцы. Их не жалко.
(без темы) - nacht_undnebel - 19 фев, 2017 21:41 (UTC) - Развернуть
dok_zlo
19 фев, 2017 18:07 (UTC)
да, когда в британской прессе осуждали королеву лично свертывающую головы птицам, это так не обсуждалось...
uborshizzza
19 фев, 2017 18:37 (UTC)
И я не помню такого. Это на охоте? Или это про кур?
a_york
20 фев, 2017 11:46 (UTC)
а вот еще говорят, что сдох кузьмич от сифилиса.
отлились поганцу заячьи и русские слезки
uborshizzza
20 фев, 2017 17:49 (UTC)
Гроб с телом Ленина крестьяне несли до железной дороги, а там километра 2. И к гробу его стояли огромные очереди, почему и решили устроить Мавзолей. Люди его уважали и любили.

Не было у него сифилиса, миллион раз эту байку опровергали.

А сифилис, хотя сегодня и лечат довольно легко, но по вашим коментам у меня возникает подозрение, что вы не лечились. Похоже, что бледная спирохета прогрызла ваш мозг.
(без темы) - a_york - 21 фев, 2017 10:02 (UTC) - Развернуть
(Анонимно)
10 мар, 2017 12:44 (UTC)
Николай.
Ну был Владимир Ильич страстным охотником, ну оболгали его сначала "конфетной красотой"(В. Маяковский)в детских книжках. Ох, как тут ему простить обманутые детские впечатления!? Не должно быть в памяти незаслуженного стерильно доброго образа, а для этого Вам и картинки(выше), типа "Может быть, то, что с ним случилось – это их месть?"(для совсем уж безмозглых) и укор от Деда Мазая.
Что, Ленин, или человек его деяний, не вяжется с чьими-то представлениями в качестве охотника? Тогда это ваши проблемы, а во всём мире охота и теперь разрешена. Пока общество потребляет мясо животных, охотников с основанием можно попрекнуть не в причинении смерти животным, а в причинении им ранений, которые не влекут мгновенной смерти, т.е. в неизбежных подранках. Без нашей "мирной хозяйственной деятельности" охотникам долго бы ещё пришлось усердствовать в истреблении многих видов, но и охота свою лепту внесла.
Лучше приглядимся к Ленину как к охотнику. И что можем предъявить? - неспортивное поведение на охоте?
1. Охота, как спорт, имеет свои установленные обществом охотников правила.На все объекты охоты установлены(это теперь!)нормы отстрела, во избежания истребления видов.Чем богаче угодья, тем выше допустимые нормы отстрела и тем больше спортивная охота приближается к промысловой. Но и теперь(!)в сезон охоты на некоторые виды нет ограничений в отстреле, в том числе и на вредные для охотхозяйств виды.
Ружейная охота, как спорт, по определению содержит стрельбу в качестве главнейшего элемента.Это как голы в футболе.
Спортивные требования переменчивы:по осени не спортивна (и наказуемо из-за опасности) стельба по сидящим на воде уткам, а по весне не спортивно стрелять по летящим(можно убить уточку вместо селезня).
"..лодка осела под тяжестью тушек". И что? Он расстреливал и бросал? А селяне, где жил Ленин, все имели возможность охотиться? Или он не делился, а они, к тому же, зайчатину не любили?
«Позднею осенью, когда по Енисею шла шуга (мелкий лед), ездили на острова за зайцами. Зайцы уже побелеют. С острова деться некуда, бегают, как овцы, кругом. Целую лодку настреляют, бывало, наши охотники». «Зайцев, — писал он родным, — здесь я бил осенью порядком, — на островах Енисея их масса, так что нам они быстро надоели...»
"Маленький островок, естественная западня...". Сейчас существует Саяно-Шушенское водохранилище и восстановить карту островов в том районе не вижу возможным, то есть, теперь нельзя предметно говорить насколько были малы острова и западня ли это? За счёт чего тогда обеспечивались высокая плотность зайца и биологическое кормовое равновесие? Для справки:
"Беляки ведут относительно оседлый образ жизни, проживая, в среднем, на территории 10-15 гектар. Если пищи в достатке заяц за ночь не проходит и двух километров". Проще говоря, зайцы добровольно придерживаются выбранного ими лесного островка, даже если за ними охотятся. Более того, это используется при охоте на них, используется их повадка кружить в этом ограниченном месте. Если кому кажется лёгким занятие - испробуйте себя в этом деле.
Весенние острова возникают во время и на время разлива. Осенние острова - это острова постоянные(популяция зайцев уже тем обречённо изолирована), а весной они могут ещё уменьшаться и тогда более походить на западню. Если по осени зайцев на острове полно, то каково им весной, если их не подсократить?

"На примере истории с Лениным и зайцами виден механизм, по которому формировался в Перестройку антисоветизм". Вот это в сухом остатке и остаётся.
Kopernik Sergey
31 июл, 2017 14:18 (UTC)
Странно, что Ленин не кидался на зайцев с голыми руками, рвал на куски и жрал сырыми.
Или выстраивал перед рвом и стрелял в затылок из зенитки.
lysenkoism
13 ноя, 2018 13:56 (UTC)
Ленин и зайцы - только это не Солоухин
Если внимательно прочесть самого Солоухина, то можно увидеть, что он придумал не сам, а позаимствовал у ДОРЫ ШТУРМАН из её книги "В.И.Ленин" (1989, с.61).
( 39 комментариев — Порадовать комментарием )

Latest Month

Ноябрь 2019
Вс Пн Вт Ср Чт Пт Сб
     12
3456789
10111213141516
17181920212223
24252627282930

Метки

Разработано LiveJournal.com
Designed by Tiffany Chow