?

Log in

No account? Create an account

Previous Entry | Next Entry


http://img-fotki.yandex.ru/get/6423/161483501.4/0_94855_c4a5e5f8_L.jpg
Яркий пример антисоветизма.
Нахожу сегодня в Топе пост с вопросом: «почему в советские времена в каком-то загоне держали фантастику? Ведь дефицит дефицитов был! Да, издавали, в книжках и журналах, но все равно, не сравнить с "реалистичной" беллетристикой. Я до сих пор помню, как в девятом классе мне на Новый Год гость принес почитать (не в подарок!) Гарри Гаррисона, "Проклятая планета" и еще несколько книг из серии "Зарубежная фантастика", так это был для меня самый крутой подарок за все школьные годы!» .
Ну, я не знаю, как адекватно ответить на такой вопрос. Пожалуй, я на него отвечу, когда автор поста ответит мне, почему она жрет кошек. Вот ведь с виду симпатичная женщина, а кошек жрет! Что это с ней? Может, несчастное детство? Может, витаминов не хватает?
С чего я взяла, что она жрет кошек? А с чего она взяла, что «в советские времена в каком-то загоне держали фантастику»? За какие места ее держали и в каком загоне?

Но зато комментаторы автора все объяснили:
«Развивала воображение, побуждала мечтать и фантазировать, думать и продумывать. А в Советах надо было чтоб каждый в свое корыто смотрел и о том, что за пределами оного даже задумываться не смел.

Потому, что хорошая фантастика - "полигон человечества", который иносказательно позволяет говорить ТАКОЕ, отчего у некоторых ответственных товарищей оппа начинала моментально подгорать. А повода явно запретить нет, т.к. никакой явной антисоветчины не просматривается.
Я вот до сих пор не понимаю, как за "Обитаемый Остров" Стругацких в цугундер не упекли...

Традиции классического образования помноженные на общую бюрократичность и пренебрежение жанром на гос. уровне.
И принятие жанра скорее как идеологического оружия. Соответственно попытки его контролировать, с соответствующим успехом, когда единственным способом контролировать является запрет на издание.

Насколько я помню, в загоне и в дефиците были все "жанры": и фантастика, и детективы, и юмор. В первую очередь - соцреализм, а потом уже все эти виньетки, по остаточному принципу. Наверняка "жанровые" книги было труднее включить в планы издательств: там и язык по умолчанию живее и необычнее, и идеи могут быть всякие разные. Как бы чего не вышло.
А конкретно фантастика - это либо эскапизм, либо какое-то не такое будущее, как нам надо.

в фантастике много свободы. и качественаня фантастика учит думать, что могло привести к антисоветским выводам.

Фантастика воспитывает умение видеть будущее, конструировать его. По крайней мере масштабная, вроде "Туманности Андромеды" Ефремова, "Мира Полдня" Стругацких и т.д. Наверное, это считалось вредным для советских граждан :)

тоталитарный строй отличается тотальным проникновением в сознание - инаково мыслящие равно политпреступники. фантастика отличается разновариантными моделями будущего, а это недопустимо. впереди одна единственная светлая цель и нини по-другому.

Оказывается, есть иные варианты жизни, кроме как затухания в ячейке общества и движения по известной с детства колее школа-инст-брак-дети-работа в бюро. Можно мечтать, бороться, искать и общество не указ. В фантастике герой чаще один на один с миром, в Совке перед человеком стоит буфер системы, что дает как плюсы, так и минусы.
»

Скажите, зачем они это написали? Ведь они не помнят этого времени, или никогда не читали ничего вообще. Между прочим, именно такие люди, всегда готовые дать правильный ответ, особо доставали при СССР.

Конечно, там есть и нормальные коменты.
Правда заключается в том, что тиражи книг были в СССР огромными. Например, знаменитая серия «Библиотека современной фантастики» в 25-ти томах, выходящая с 1965 по 1973 год, печаталась в 250000 экземплярах. Но в магазинах ее было не достать.
А книга Чудиновой «Победители» вышла в 2000 экземплярах, и есть в любом магазине, Читать дальше...Свернуть )

Переход по щелчкуВ верхнее тематическое оглавление
 Переход по щелчку Тематическое оглавление (Блогосфера)
Buy for 60 tokens
Buy promo for minimal price.

Comments

( 194 комментария — Порадовать комментарием )
Страница 2 из 2
<<[1] [2] >>
assassin_404
22 фев, 2017 04:51 (UTC)
У нас в школе был учитель истории в начале 90х. Такой старый советский типаж - геолог-походник в свитере. После того, как писали контрольную в четверти, рассказывал нам на память ту самую "Проклятую планету" - у меня дома такой книги действительно не было в библиотечке. Веселые были пересказы, приключенческое действие такое... Зато были Ефремов, Беляев, сборники, классики мировые. Беляева я читал ещё в начальной школе и заходил он на удивление легко.
Если говорить о том, что некий человек кричит "смотрите какой совок!", то нужно понимать, что он лукавит чуть более, чем полностью, а скорее всего им советская фантастика была просто не понята и он этим прикрывает свою собственную тупость, способность исключительно к боевичкам бездумным.
valsshebnik
22 фев, 2017 07:25 (UTC)
Да не достать было ни фантастики, ни иной развлекательной беллетристики (включая тяжеловесных французских и немецких классиков).
Зато полки книжных ломились от шикарных многотомников Пушкина, Чехова, Достоевских и пр "наших все", которых и даром никому не надо было.
Найти "Неукротимую планету" Гариссона в этих книжных отвалах, было сравнимо с удачей золотоискателя-любителя на песчаном карьере под Саранском.
uborshizzza
22 фев, 2017 08:56 (UTC)
Почему-то я доставала все, что хотела. В любой библиотеке. А сколько у вас сегодня книг дома?
(без темы) - valsshebnik - 22 фев, 2017 09:02 (UTC) - Развернуть
(без темы) - uborshizzza - 22 фев, 2017 09:38 (UTC) - Развернуть
(без темы) - valsshebnik - 22 фев, 2017 09:53 (UTC) - Развернуть
(без темы) - uborshizzza - 22 фев, 2017 10:31 (UTC) - Развернуть
(без темы) - valsshebnik - 22 фев, 2017 10:41 (UTC) - Развернуть
(без темы) - hogzon - 22 фев, 2017 15:19 (UTC) - Развернуть
(без темы) - twincat - 22 фев, 2017 09:39 (UTC) - Развернуть
Даааа уж - (Анонимно) - 22 фев, 2017 19:57 (UTC) - Развернуть
Re: Даааа уж - valsshebnik - 27 фев, 2017 09:38 (UTC) - Развернуть
bkl
22 фев, 2017 09:09 (UTC)
Посмотрите обсуждение на качественно другом уровне (так цикл постов о союзе и современной россии):

http://galkovsky.livejournal.com/40541.html

И да, конечно книги в союзе были страшным дефицитом (хотя печатать книги тогда = печатать деньги)
uborshizzza
22 фев, 2017 09:47 (UTC)
Ой, я такая темная, прямо, находясь в ЖЖ с 2007 года, про Галковского первый раз слышу.

Галковский - еще тот сказочник.
Я не говорю, что книги в СССР было легко купить, но их было легко прочесть, следовательно, их-таки печатали, причем невиданными в мире тиражами.

Свой "Бесконечный тупик", состоящий на 90% из цитат, Галковский написал при СССР. Как вы думаете, откуда он взял эти цитаты?

Для любителей собирать книги существовал черный рынок. Было ли опасно там покупать? Отец моего мужа (умер в 1972, потому и не пишу "свекор") всю жизнь покупал книги на черном рынке. Была у него и БСФ, и все книги издательства "Мир". Никто его почему-то в милицию не таскал.

На БСФ была подписка на производствах. У многих она стояла дома. А я у них брала и читала, или в библиотеке.
А сегодня я могу купить любую книгу, но мне некуда ее ставить, потому что у меня маленькая квартира.
Библиотеки - это для больших домов, и о вряд ли кто теперь будет собирать.
(без темы) - bkl - 22 фев, 2017 09:52 (UTC) - Развернуть
(без темы) - valsshebnik - 22 фев, 2017 10:30 (UTC) - Развернуть
(без темы) - bkl - 22 фев, 2017 10:52 (UTC) - Развернуть
(без темы) - uborshizzza - 22 фев, 2017 10:35 (UTC) - Развернуть
(без темы) - bkl - 22 фев, 2017 10:50 (UTC) - Развернуть
(без темы) - uborshizzza - 22 фев, 2017 10:53 (UTC) - Развернуть
(без темы) - valsshebnik - 22 фев, 2017 11:04 (UTC) - Развернуть
(без темы) - bkl - 22 фев, 2017 11:22 (UTC) - Развернуть
(без темы) - uborshizzza - 22 фев, 2017 14:49 (UTC) - Развернуть
(без темы) - bkl - 22 фев, 2017 14:58 (UTC) - Развернуть
slav1k
22 фев, 2017 10:23 (UTC)
Ну, проблема была, на самом деле.

Я в детстве зачитывался фантастикой, студентом даже в местный КЛФ ходил. Так что в теме.

Спрос на фантастику значительно, в разы, если не на порядок, превышал предложение.
Многие журналы («Химия и жизнь» тут наиболее отличилась) обеспечивали себе огромные тиражи печатая по рассказику в номер. На «Искатель» подписаться было невозможно, его я новым вообще не разу не видел - только зачитанным до дыр.

Причин тут было несколько.

Зарубежная фантастика в массе своей не проходила идеологический ценз. Поэтому печатали её мало и избранных авторов.

Советская НФ тусовка делилась на два лагеря. Один - Стругацкие и прочие диссиденты. Эти норовили пронести фигу в кармане, поэтому цензурировались и печатали их неохотно, несмотря на гарантированный успех любого издания.

Второй лагерь - группа Казанцева и журнала «Молодая гвардия». Сейчас бы их назвали лоялистами. Эти оседлали кормушку и своей задачей видели душить всё талантливое, чтобы кормушку не потерять.
Поэтому и тут выхлоп был жидкий. Кроме С.Павлова и вспомнить не кого.

Удивительно - но сейчас патриотической фантастики выходит больше, чем при СССР.

Фантастика официозом считалась низким жанром, чем-то даже хуже детектива. Несерьёзные сказки для взрослых и детей. Идеологией тогда рулили идиоты, что делать.

Да, это всё касается конца 70-х начала 80-х. До того было немного повеселее.
uborshizzza
22 фев, 2017 10:50 (UTC)
Казанцев (1906-2002) и Стругацкие (1925 -1991 , 1933-2012) - писатели разных поколений. Они друг другу были не конкуренты.

Все, что писали Стругацкие, было опубликовано, причем вначале - в журналах, самых тиражных, что увеличивало число читателей в разы.
Поэтому я не понимаю, что значит "их печатали неохотно".

Кого из зарубежных фантастов не печатали? Азимов у нас очень даже печатался, например. И даже Филип Дик. Лэма прямо с колес переводили. По "Хоббиту" был спектакль по телевизору - значит, тоже переводили.
Я уже писала, что была очень разочарована, когда прочла все, что Картнер написал в соавторстве со своей женой. То же самое относится и к Саймаку. Правильно делали, что не все печатали.

У вас в головах у всех стоит зарубка, что в СССР все было плохо. Вы не желаете признать никакие заслуги этой страны и отрицаете даже очевидное - огромную просветительскую работу.

Какими еще тиражами было фантастику печатать? Весь лес на нее перевести?
(без темы) - slav1k - 22 фев, 2017 11:50 (UTC) - Развернуть
(без темы) - uborshizzza - 22 фев, 2017 14:23 (UTC) - Развернуть
(без темы) - slav1k - 22 фев, 2017 14:32 (UTC) - Развернуть
(без темы) - uborshizzza - 22 фев, 2017 14:44 (UTC) - Развернуть
(без темы) - slav1k - 22 фев, 2017 15:17 (UTC) - Развернуть
(без темы) - uborshizzza - 23 фев, 2017 08:31 (UTC) - Развернуть
(без темы) - valsshebnik - 27 фев, 2017 09:52 (UTC) - Развернуть
(без темы) - slav1k - 27 фев, 2017 10:29 (UTC) - Развернуть
(без темы) - valsshebnik - 27 фев, 2017 10:32 (UTC) - Развернуть
(без темы) - (Анонимно) - 22 фев, 2017 18:07 (UTC) - Развернуть
antualle
22 фев, 2017 13:09 (UTC)
Да, фантастика была в дефиците, чего уж там. Я даже вырезал её из журналов в 70-80-е годы и отдавал в переплётную мастерскую. До сих пор хранятся эти книги. Даже сам пытался писать. Всю жизнь собираю ежегодники "Фантастика" (1962-1991), так и не собрал комплект-9 выпусков не хватает. А Емцев с Парновым очень даже ничего: "Клочья тьмы на игле времени" читал и перечитывал.
slav1k
22 фев, 2017 14:59 (UTC)
Да, было такое. Я правда, сам научился переплетать. Несколько штук сохранились. С материалом для обложек только проблема у нас была.
(Удалённый комментарий)
uborshizzza
22 фев, 2017 14:24 (UTC)
Тиражи были большие, но значительный процент от них расходился по библиотекам.
Надуманная проблема - кто хотел тот читал: я, например.
hogzon
22 фев, 2017 15:09 (UTC)
эээ...
ну таки такое заявление всё таки не пустой пук.

зарубежная фантастика современных авторов это таки авторские права и гонорары за право напечатать, а платить их нужно было в валюте.

uborshizzza
22 фев, 2017 21:29 (UTC)
Думаю, что фактор оплаты был менее важен, чем идеологический. Например, не печатали у Гаррисона "Стальную крысу", потому что главный герой, к которому автор относится положительно, с точки зрения советской морали был преступником.

Но все равно фантастики печатали много.
(без темы) - hogzon - 23 фев, 2017 05:56 (UTC) - Развернуть
(без темы) - uborshizzza - 23 фев, 2017 08:25 (UTC) - Развернуть
(без темы) - twincat - 23 фев, 2017 11:18 (UTC) - Развернуть
olegsolovjev
22 фев, 2017 15:23 (UTC)
Врете Вы все!
Книг как раз при Советской власти не было. Я жил в Москве, в центре. С 72-73 года ходил по книжным магазинам, искал, но ни разу не встретил ни одной книги из рубрики "фантастика", а то бы купил. В библиотеке тоже ничего не было.
Я просто могу перечислить, что я прочитал из фантастики при Советской власти:
1) Рассказы Азимова про роботов;
2)"Тайна двух океанов"
3)"Отель у погибшего альпиниста" (очень разочаровало);
4) Какую-то дурацкую повесть Кира Булычева в "Пионерской правде";
5) "Звездные дневники Иона Тихого" Лэма.
1 и 5 дали почитать люди добрые.
И все. Хотя читать любил.
Собрание фантастики, которое у Вас на фото, в глаза не видел, даже у знакомых. Видимо не было у меня таких мажорных знакомых.
Не придуривайтесь!
uborshizzza
22 фев, 2017 17:23 (UTC)
Да хотя бы

Серия «Научная фантастика», издавалась с 1965 года
http://www.oldsf.ru/userfiles/image/anf/nf01t1.gif
http://www.oldsf.ru/almanakh-nauchnoi-fantastiki
тираж 111500, 100000
Серия «Мастера современной фантастики»
http://www.oldsf.ru/mastera-zarubezhnoi-fantastiki
Серия "На суше и на море", серия "Библиотека приключений". Множество изданий Жюля Верна, Уэллса
(без темы) - ovcezhaba - 23 фев, 2017 06:27 (UTC) - Развернуть
(без темы) - uborshizzza - 23 фев, 2017 08:22 (UTC) - Развернуть
ugryumy
23 фев, 2017 08:25 (UTC)
Взгляд типичной москвички. Уж извините.
То, что фантастику можно было свободно купить в московских магазинах (я правильно понял ваш посыл?) совсем не значит, что ее можно было свободно купить в переферийных городах (та же Винница). Ну и толку мне было от тех 100500 мульйонов тиража?

И журналы, кстати, тоже. Моя мама всю свою работу в школе отвечала за подписку. на школу _выделялись_ пара комплектов ХиЖ, "Вокруг света", НиЖ, литературрные журналы в таких же объемах и т.д. "Искатель" - ни разу и ни одного. Понятно, что ХиЖ доставалась химикам. мы выписывали НиЖ и ВС.
Один рассказик в месяц или усеченный роман за год - ох и дохрена.

Библиотека - ну да в школьной библиотеке благодаря тому, что мама была учительница, я перечитал всю фантастику что была - в основном Жюль Верн и штук пять томиков Сборник НФ, что у вас на заставке.
Ну и всякую муть 30-х 40-х годов.
И это была одна из лучших школ города в то время.

А вы пишите - библиотеки, тиражи... Одно слово - "мааасквичи".
m25
23 фев, 2017 08:36 (UTC)
А хозяйка журнала вовсе не говорит, что фантастику можно было свободно купить. Она говорит, что фантастика была доступна для чтения. Я это полностью подтверждаю. В моем провинциальном Ярославле зарубежная фантастика была моей подростковой страстью. Я перечитала огромное количество авторов, просто находя по каталогу подшивки в читальном зале нашей заводской библиотеки. Многое можно было и на дом взять. А если быть записанным в несколько библиотек, как я - вообще никаких проблем. Я тоннами поглощала ее несколько лет, пока страсть не закончилась)
(без темы) - uborshizzza - 23 фев, 2017 10:20 (UTC) - Развернуть
(без темы) - ugryumy - 23 фев, 2017 12:27 (UTC) - Развернуть
(без темы) - uborshizzza - 23 фев, 2017 13:09 (UTC) - Развернуть
Etshe chego zahoteli
23 фев, 2017 09:27 (UTC)
Проблема была вполне существующей - классический случай "недоперепил". Фантастики выпускали вроде много, но гораздо меньше, чем было нужно.
Особенно, зарубежжной. И если,с кажем, Кларка и Шекли еще кое-как можно было найти, то, скажем, чтобы издавали Хайнлайна, не помню начисто.
uborshizzza
23 фев, 2017 10:15 (UTC)
Его не издавали, потому что он был противник социализма. Зачем же было издавать своих врагов?
(без темы) - uborshizzza - 23 фев, 2017 13:08 (UTC) - Развернуть
camin
6 май, 2017 20:15 (UTC)
мы все обожали «Заповедник гоблинов» Саймака
который описывает в пародийной форме пробуждение Ктулху, Говарда нашего Лафкрафта.
При желании там можно найти всех его "древних"
wild_east
7 май, 2017 22:59 (UTC)
"А в СССР была система, при которой книги в первую очередь поступали в библиотеки. Библиотек было много – детских, взрослых, районных, школьных, вузовских, на каждом производстве, в больницах, пионерских лагерях и домах отдыха".

Только самых интересных книг на полках не было, стояло нечто для массовки, мне даже жаль сейчас, что я это читал.
Однажды в библиотеке мне сказали, что я вошел в некий рейтинг самых активных читателей, пригласили на какое-то собрание, где был ещё десяток таких же ка я, и торжественно предоставили доступ к "ВИП-каталогу".
Там были Стругацкие, западная фантастика и много чего ещё.
Три месяца наслаждался жизнью, потом нашел книгу по электронике с которой пытался переписать самое интересное, не сдал книгу вовремя. Попросили покинуть заведение.
Джеймс Дин
8 авг, 2017 19:45 (UTC)
Как забавно видеть патриота - выдумки :)). Не нужно фант книгу искать, то что люди видели и ощущали до рвоты (дефицит тотальный) - это "обсирание" :))) Как сладко кому-то живется в илюзии, нафиг тот реальный мир.
Страница 2 из 2
<<[1] [2] >>
( 194 комментария — Порадовать комментарием )

Latest Month

Сентябрь 2019
Вс Пн Вт Ср Чт Пт Сб
1234567
891011121314
15161718192021
22232425262728
2930     

Метки

Разработано LiveJournal.com
Designed by Tiffany Chow