Я отметил http://uborshizzza.livejournal.com/4523985.html, что в профессии программиста есть некие тонкости, из-за чего зарплата там со стажем практически не растет. Для начинающего специалиста это – плюс, для специалиста со стажем – минус.
Второй фактор, определяющий зарплату наемного специалиста – средняя зарплата по отрасли. И тут у программистов все очень неплохо.
Средний уровень зарплат определяется балансом спроса и предложения. В России в большинстве околотехнических специальностей с этим было грустно, так как страна сейчас находится в стадии деиндустриализации. При этом в качестве наследия СССР было в наличии много квалифицированных специалистов, плюс продолжала работать система их производства, базирующаяся на прилично поставленной системе преподавания физики-химии-математики в школе + обилию крепких технических вузов. Переизбыток людей с инженерным образованием в 90х годах воспроизвел «трагедию лишнего человека», о которой мы читали ранее лишь в классической русской литературе о жизни в царской России. Сейчас, правда, система подготовки технических специалистов постепенно разрушается, отчего многие работающие предприятия испытывают жуткий кадровый голод.
Однако параллельно с деиндустриализацией идет и третья промышленная революция – промышленная обработка информации. В ней появляется огромное количество рабочих мест (правда, она уничтожает не меньшее количество рабочих мест в других отраслях, равно как сельхозмашины уничтожили огромное количество рабочих мест сельхозрабочих). Сейчас программисты, эникейщики, сисадмины и пр. – такие же культуртрегеры, как электрики сто лет назад.
Дефицит специалистов автоматически поднимает их зарплату. В советские времена из всех выпускников МГУ самая низкая была на юрфаке. Однако поменялась система управления – и зарплаты юристов резко взлетели.
По современным оценкам выпуск IT-специалистов – в три раза ниже потребности, поэтому большая часть работающих там – переквалифицировавшиеся самоучки. Однако хорошая базовая подготовка позволяет это сделать.
Осенью на одной из конференций в секции по информационным технологиям в медицине один из докладчиков, руководитель перспективных проектов в Яндексе, начал выступление с того, что и он, и все другие, работающие в Яндексе, имеют непрофильное образование, и патетически задал риторический вопрос: «А где, собственно, работают те, кто имеют профильное IT-образование?». Мне очень хотелось ответить, что в Гугле, но для модераторов троллить докладчиков считается плохим тоном.
Правда, этой зимой руководство страны несколько раз выступило с заявлением, что стране резко не хватает
Плюсом для работающих в России квалифицированных айтишников является и то, что это – очень «выездная» специальность. Качество отечественных кодеров хорошее, это не легендарные индусы, и очень важный плюс – то, что перед ними не стоит языковая проблема. Программист, пишущий код, может хорошо работать даже если он посредственно знает язык страны пребывания и плохо ориентируется в «культурных кодах», что нужно, например, для продавца мобильников. А отъезд специалистов в забугорье автоматически поднимает зарплату оставшихся, подтягивая ее к западным стандартам.
Для сектора рутинной технической работы, однако, снижающим зарплату фактором является то, что ее можно делать на аутсорсинге, а работающим на удаленке надо конкурировать с теми, кто согласен работать за небольшие деньги: жителям депрессивных районов и стран, школоте (включая студентов), инвалидам и пр. Поэтому для жителей удаленных районов аутсорсинг может быть спасением, а вот для москвичей – только работа на ставке.
Плюсом работы программиста в конторе, состоящей из себе подобных, также является достаточно комфортная психологическая атмосфера. Хотя любой программист и считает большинство коллег идиотами (а те отвечают ему взаимностью), однако друг против друга не интригуют и при появлении врага, то есть заказчика, встают плечом к плечу. Но вот судьба айтишника, волей судьбы вынужденного работать в чуждых коллективах, намного более волнительна.
(окончание следует)
Journal information