uborshizzza (uborshizzza) wrote,
uborshizzza
uborshizzza

Category:

Программист – профессия денежная. Ч3 IT-шник, работающий на медиков, или власть тьмы



Айтишник – создание нервное и пугливое, и пребывание вне среды коллег для него некомфортно. А любой заказчик из другой среды – обязательно с закидонами.

Религиозные деятели, например, очень милы и обходительны, но денег за работу не платят от слова вообще.
Очень тяжело работать с юристами. Они абсолютно некритичны к своим ошибкам. Если что-то не получается, начинают рассказывать, что различия между сравниваемыми группами должны быть статистически достоверны потому что это соответствует Конституции.
Самая кошмарная публика – творческие работники. У них семь пятниц на неделе, и в каждую – по ПМС, а любое действие сопровождается трагедией.

Свои заморочки, естественно, есть и у врачей.

Врачи – очень милые, хорошие люди. Работать с ними очень приятно. Плохой человек не пойдет во врачи, точно так же как лентяй не пойдет в балет. Однако у них, помимо хорошего характера, есть и другие особенности. Они, например, совершенно не умеют считать.

Изучение технарями математики – это не только умение считать цифры, но и давать доказательства, то есть длинные цепочки умозаключений. Рассчитывать логически последствия не менее важно, чем считать цифры. Однако во время обучения в медицинском вузе будущие врачи только изучают, впитывают данные, а не учатся делать из них выводы. Поэтому даже те врачи, которые окончили математические школы (а их много), логически рассуждают плохо.

У врачей есть еще одна забавная особенность. Из-за того, что им приходится работать с людьми в тяжелых жизненных обстоятельствах они считают себя очень крутыми перцами, хорошо разбирающимися в жизни. Поэтому для продавцов компьютеров и работников фирм по разработке программного обеспечения медики – любимые заказчики. Их появление сопровождается радостными воплями «Ура! Лохи!», так как врачи не только плохо считают деньги и совершенно не разбираются в вычислительной технике, но и считают себя крутыми, а идеальный лох – тот, кто считает себя крутым перцем.

Однако для айтишника, работающего не по разовому контракту, а в штате, ситуация совсем другая.

Врачи – люди простые. В их картине мира все делятся на три группы:
- Пациенты, которые болеют и которых надо лечить,
- Врачи, которые должны лечить пациентов,
- Вспомогательный персонал, который должен помогать врачам лечить пациентов.

Так как вспомогательный персонал – это недоврачи, то они по определению все понимают хуже и врачам спрашивать их мнение не надо.

Отношение к не-врачам как к недо-врачам приводит к тому, что медучреждение практически не может взять приличного айтишника на работу. Современная ситуация такова, что в России айтишникам платят больше, чем врачам, однако для врача совершенно неестественно предлагать сотруднику, не-врачу, зарплату больше, чем врачу.

Возможно, из-за указанных особенностей, возможно, из-за того, что врачам приходится работать в условиях индивидуальной ответственности за то, что они не могут контролировать при неточно очерченном круге обязанностей, но врачам присущ совсем другой стиль управления.

Все мои коллеги, в зрелом возрасте переходящие на работу в мед. университет, первые пару лет испытывали культурный шок. Они не могли понять, как ЭТО вообще может работать.

С точки зрения технаря организация – иерархическая структура. В ней разделены обязанности, потоки информации и управленческих сигналов двигаются вверх-вниз. Дисциплина, конечно, не армейская, но принципы организации похожие. Однако для технаря медицинская организация – это что-то вроде банды анархистов, где каждый сам себе голова, а приказы начальства воспринимаются как повод подумать, а оно тебе надо или нафиг-нафиг. С другой стороны, с точки зрения технаря приказы начальства и невозможно выполнить, так как они неконкретны и не содержат в себе необходимого организационного и материально-технического обеспечения.

Однако, поработав, технарь начинает понимать, что анархия – мать порядка. Кроме того анархический стиль управления очень удобен начальству – так проще. Например, для того, чтобы занять соседний хутор, штабным офицерам приходится провести большую работу, в том числе обеспечение подразделения пушками, пулеметами, снарядами и патронами, подготовить размещение бойцов, их питание и культурный досуг, включая кинопередвижку, чтобы не бегали к местным за самогоном. При анархии пану атаману достаточно сказать: «Хлопцы, айда на тот хутор, дам девки румяные» - и вопросы размещения, питания и культурного досуга хлопцы за счет местного населения решат сами.

Ввиду нелюбви врачей к тщательному планированию они – не самые лучшие управленцы в мире. Но и не худшие – их выручает здравый смысл, энтузиазм и умение признавать и исправлять свои ошибки. Из-за неспособности заранее оценить последствия своих решений господа врачи нащупывают нужные варианты эмпирически.

Однако врачей как управленцев очень портит работа в системе Минздрава. Поработав там, они из врачей превращаются в чиновников.

По большому счету это неизбежно, так как перед отечественным здравоохранением поставлена задача – добиться европейского уровня здравоохранения при африканских зарплатах. Так как это невозможно, то вместо того, чтобы добиться результата, чиновник начинает «реагировать». Типа мероприятия разработаны и проведены, а результат – дело десятое.

Также еще одна неприятная особенность превращения руководителя в чиновника – переход от достижения результатов к достижению показателей. И эта чума относится не только к Минздраву.

Как известно, несколько лет назад президент России заметил, что наука на Руси захирела, и приказал порешать вопрос.

Что сделал бы руководитель? Изучил вопрос, собрал специалистов, с их помощью создал бы комплексный план выхода из ситуации. Что было сделано? Было приказано улучшить показатели, чтобы российские вузы поднялись в рейтингах. Ну и вузы начали поднимать рейтинги, не качество научной работы, а рейтинги – заключать договоры с фирмами, считающими рейтинги, и т.д.

Стиль управления медучреждением – в общих чертах сказать, что нужно сделать и кто все вместе должен это сделать. Далее идет самоорганизация –руководители подразделений уточняют задачу, договариваются, кто что делает, начинают под это выбивать ресурсы… Однако информационные проекты требуют совершенно другого уровня и стиля администрирования.

Начать с того, что в информационном проекте должны быть указаны цели и задачи проекта. Врачи же этим обычно не озадачиваются, дают команду типа «создать электронный вариант истории болезни», типа вы делайте, а мы потом разберемся, а когда оно сделано, то выясняется, что никому нахрен не надо, пользоваться им, вообще-то, нельзя, так как оно противоречит законам о медицинской тайне и личной информации, а то, что имело бы смысл сделать, надо было делать совершенно по-другому.

Помню, на одной конференции, где были преподаватели информатики, заодно выступил и руководитель информатизации мед.учреждений Северо-Западного региона. Он долго с энтузиазмом рассказывал, сколько там вычислительных центров, сколько людей работает и пр. Народ слушал, постепенно накалялся и в конце кто-то не выдержал и задал прямой вопрос: а зачем это все надо?

Руководитель задумался минут на пять, видно, этот вопрос ему просто не приходил в голову. Наконец он ответил, что теперь руководители поликлиник получают выговоры на два дня раньше, чем прежде.

В результате большинство технарей сбегает, а оставшиеся либо постигают суть дзен, что мудрый побеждает недеянием, либо находит себе нишу, в которой он относительно изолирован от начальства. В конце концов врачи – милые, позитивные люди, с которыми очень приятно иметь дело. Особенно если они не являются твоим начальником.


Переход по щелчкуВ верхнее тематическое оглавление
 Переход по щелчку Тематическое оглавление (За жизнь)
Tags: За жизнь
Subscribe
Buy for 60 tokens
Buy promo for minimal price.
  • Post a new comment

    Error

    default userpic

    Your IP address will be recorded 

    When you submit the form an invisible reCAPTCHA check will be performed.
    You must follow the Privacy Policy and Google Terms of use.
  • 29 comments