uborshizzza (uborshizzza) wrote,
uborshizzza
uborshizzza

Category:

Сто первый километр



Всю неделю с интересом смотрел на первом канале зомбоящика детективный сериальчик «Город», но не из-за детективного сюжета, там все быстро читалось, а из-за того, что было интересно, что еще взбредет в голову сценариста.

Действие происходит в небольшом старом городке в Ярославской области, находящийся на «101 километре» от Москвы, то есть населенный в основном бывшими уголовниками, которым запретили приближаться к Москве ближе. Городок, несмотря на это, в первом приближении очень тихий, но там и рядом произошло ряд серьезных преступлений, и для распутывания дела под видом простого мента для службы в один из райотделов направлен славный герой, на самом деле – старлей из МУРа и сын генерала (Петр Федоров - многообещающий актер). Он только что прочел Ильфа и Петрова и говорит цитатами из их романов. Ну что же, была такая примета времени.

Но в остальном люди и предметы быта скорее сосуществуют пятидесятым, хотя в заставках к каждой серии звучат песни из 60-х и показывают идиоматические картинки Оттепели.


Вопрос о том, почему сотрудник МУРа направляется в Ярославскую область, в голову сценариста не приходит. У него вообще странные отношения с географией. Несколько раз показывают, что город стоит у реки на высоком берегу, но в конце, когда главзлодея повязали и везут в воронке, его не могут увести – паром не работает, злодеи попортили! При этом вдруг высоким становится уже противоположный берег. Так произошло потому, что фильм снимали в 2-х городах - в Рыбинске и еще где-то.

Злодея пытаются вывести окружной дорогой, но тут вдруг выясняется, что единственная дорога перекрыта спиленным злодеями деревом. Так что приходится везти его обратно.

Минуточку, прошу осознать. Город а Ярославской области, рядом с границей с Московской областью. Окружен непроходимым лесом. Кроме крохотного парома связан с миром единственной дорогой в две колеи через лес. Епт – как он снабжается?

Кроме географии, у сценариста проблема с временами года. Действие происходит достаточно быстро, несколько недель. Время явно летнее, или – начало осени. Идут разговоры о подготовке к ноябрьским праздникам. И, в разгар действа, один из мелких преступников совершает побег, прыгает с высокого берега, пробивает лед, но выплывает, вскарабкивается и уходит за реку. А через неделю, во время паромной опупеи – от льда не следа. Ну да, дело обычное – в России летом реки замерзают, а осенью оттаивают.

Но наибольшие проблемы у сценариста с головой.

Итак – в городке организованная преступность, управляемая таинственным «Папой». В нее входит также капитан, руководитель райотдела милиции, и старый старшина - вылитый участковый Аниськин из древнего фильма. Они стараются все решать по понятиям. В результате преступности в городе нет, то есть скопившиеся там в огромном количестве рецидивисты развлекаются – грабят сберкассы, печатают фальшивые деньги и пр., но сберкассы они грабят в других районах. В городе 24 часа в сутки работают всякие игорные притоны, бордели, но никого это не напрягает. Зато из воровского общака половину отдается на благоустройство города!

Старшина с начальником милиции ходят с радостно-идиотским выражением лица и постоянно поздравляют друг друга с тем, как они ловко устроили для любимого города райскую жизнь.
Старшина знает всех горожан в лицо, обнимает их, утешает, обещает, что все будет хорошо, интересуется их здоровьем и домашними делами.
Начальник милиции считает, что главное - это то, что теперь даже собаки стали ласковые. "Ты помнишь, - говорит он, - "Какие раньше собаки были злые? А теперь-то, а теперь -то!" Еще он играет на гармошке и поет частушки с припевом: "Снова, снова я люблю Струнево". (Причем, вместо "о" он выпевает "а", из-за чего я думала, что он любит какого-то мужика по фамилии Струнев (я бы не удивилась), но оказалось, что так называется их город).
Короче, не жизнь, а разлюли-малина в прямом смысле слова.

Тем временем пижонистый сын генерала, втянув в свои планы простоватого милиционера Тарасика, успешно распутывает преступную сеть и заодно подбивает клинья к местной девушке, дочке ссыльного фокусника. Они берут ряд бандитов, после чего выходят на Папу, которым оказывается начальник этого отделения милиции. Милиционеры идут его брать, то тот, все поняв, пишет прощальное письмо на 30 листах аккуратным почерком, в котором рассказывает, как хорошо жить жителям города под властью организованной преступности, после чего начинает стрелять из пистолета в милиционеров, но типа специально мимо, но вынудив его убить.

В результате жизнь в городе становится плохой. Если до этого все время было солнце, то потом исключительно шел дождь и все друг у друга воровали кошельки. Однако пижонистый старлей догадался, что «Папой» был на самом деле был кто-то другой. Главарь действовал по очень сложной схеме, из-за чего никто он не знал, кто он. Для руководства преступной сетью он писал письма и клал их в почтовый ящик. Почтальонша их вытаскивала и, в зависимости от того, что была за марка, отправляла кому надо. Например, если марка была с Лениным, то письмо отправляли сутенеру, державшему бордель, то есть женское общежитие. А если письмо было без марки, то его надо было отнести в больницу и сунуть в щель в косяке входной двери в кабинет главврача. Письмо падало вниз, в подвал, в женский туалет, и оказывалось в неработающей печке. Там еще одна специальная связная вытаскивала их и несла начальнику милиции.

Представьте себе, что на основании этого решили, что начальник милиции - это "Папа". Они думали, что он сам себе пишет письма?

В фильме вообще много загадочного. Например, старшина, пытавшийся жить по понятиям. У него, как оказалось, больная жена. Главный герой пришел к нему разбираться, но, увидев совершенно сумасшедшую женщину, решает оставить старшину в покое. Старшина за ней ухаживает, вкалывает ей шприцем какое-то успокаивающее лекарство из огромных ампул. Шприц, естественно, не одноразовый и огромный, причем женолюбивый старшина его не стерилизует, место укола спиртом не протирает и пр.

Когда ситуация обостряется, то старшина заявляет, что не может оставить бедную жену одну, берет больничный, после чего сажает ее в телегу и вместе с ней уезжает куда-то вдаль. Однако к финальной сцене он вновь в городе и один. Сообщает, что жена – всё. Неужели он ее прибил и закопал в лесу? А зачем он вернулся?

Но апофеоз – финальная сцена. «Папа» в участке, вывести его не могут, а вокруг собирается толпа и начинает буянить, что они с бандитами жили хорошо, а мумора идиллию порушили, и хорошо бы их того…
Толпу собрали и грамотно подогревали оставшиеся в городе главари банды. Они говорили, что Гаспар им не простит, если с "Папой" что-то случится. Кто такой, черт возьми, Гаспар? Почему его боятся? Это имя всплыло в последней серии при допросе связной. Она рассказала, что на зоне "Папа" с Гаспаром придумали идеальный город, где будет все по справедливости. Папа так все и устроил, а Гаспар должен был туда приехать после отсидки.

Как можно писать такие сценарии? Похоже, что изначально фильм должен был быть длиннее, и многие линии в спешке сократили.

В окна участка бросают камни, потом из толпы стреляют. Милиционеры начинают отстреливаться. Народ разбегается, а бандитам раздают автоматы и гранаты (!) и они начинают штурм отделения милиции. Помощи ждать неоткуда – они пытались позвонить, но утром бандиты перерезали все провода междугородней связи. Милиционеры грустно шутят, что их коллеги из других участков не приходят им на помощь, так как заняты патрулированием.
Помощь приходит, откуда не ждали: одна из местных жительниц оказалась снайпером, залезла на колокольню и аккуратно снимала бандита за бандитом. Она так поступила, потому что бандиты заодно убили старшину (у которого была больная жена), а он был ей другом.

В перестрелке убивают Тарасика, других милиционеров, бандитов, пытавшегося утихомирить горожан старшину, дочь фокусника … В общем – все умерли, и лишь на груде трупов остался лежать раненый главный герой с дымящимся пистолетом. Но у него хватило сил надеть наручники на Папу. Папа не сопротивлялся, так как он потерял самое дорогое – дочь.

Но вообще-то "Папа" был по совместительству гипнотизером. Знаете, за что он был репрессирован? Он выступал в Кремле с фокусами и «убрал» звезды с кремлевских башен, т.е. он внушил всем зрителям, что звезд больше нет.
В участке "Папа" легко загипнотизировал сторожившего его милиционера и ушел домой. Он собрался уезжать вместе с дочерью, начал собирать чемоданы… Позвольте, но ведь город отрезан от мира – куда он думал бежать? Но дочь, которая была совершенно неземным созданием и ничего не подозревала, захотела посмотреть, что случилось с москвичом, в которого она влюбилась вопреки воле отца. Тут ее и убили.

Это, напомню – 1961 год, Ярославская область.

Помимо финальной перестройки весь фильм простые местные граждане, как и бандиты, вовсю чмонают милиционеров. Хамят в лицо, заявляют, что мигнули и ничего не видели, и вообще а вы докажите…

Однако есть масса вопросов. Например, бордель, он же женское общежитие. Оно должно быть от фабрики, и где она? Почему обитатели общаги там не работают?

Где работают другие жители города? Где завод? Где директор завода, профактив и пр.?

Где кровавая гебня, которой, как знает любой либерал, были просто нафаршированы любые города и села? Где горисполком? Где горком? Профсоюз, активисты?

Нет, представьте – в город перекрыты дороги, перерезаны провода, идет штурм отделения милиции – и никто не чешется! Блин, да по тревоге были бы войска подняты!

А что должно было бы быть дальше? Блин, да за то, что во время штурма милиционеры из других отделений отсиживались, они бы под расстрел пошли!

При этом данный сериальчик резко диссонирует с мейнстримом. Советскую власть тех времен положено сейчас показывать суровой, жестокой и беспощадной. Тут же, напротив, – с ней что хотят, то и делают. Бандиты, вернувшиеся к своим делам, отсидели весьма щадящие сроки. Насколько помню, в сталинские времена фальшивомонетчиков расстреливали. Здесь же они немного посидели – и на 101-м километре вернулись к своей привычной работе.

Главным идеологом города под властью мафии является «Папа»-фокусник, политический сиделец, который строит тихую благостную жизнь городка за счет того, что бандиты грабят в соседних районах, а местным отдают откупные. За такую идиллию хочется шлепнуть и самого диссидента, и симпатизирующего таким нравам обитателям.

Единственное, что приятно, что вскрыли роль этих самых "политических", которых уже столько лет привычно изображают романтиками и божьими людьми. Нет, не зря их сажали! Вот ведь именно "политический" руководил уголовниками и придумал всю схему.

Сценарист и режиссер Константинов считает, что в его сериале есть намек на сегодняшний день. Он хочет сказать, что нами руководят бывшие диссиденты и воры, что они устроили из станы воровскую малину?

В общем, это что-то новенькое.


Переход по щелчкуВ верхнее тематическое оглавление
 Переход по щелчку Тематическое оглавление (Рецензии и ругань)
Tags: Рецензии
Subscribe
Buy for 60 tokens
Buy promo for minimal price.
  • Post a new comment

    Error

    default userpic

    Your IP address will be recorded 

    When you submit the form an invisible reCAPTCHA check will be performed.
    You must follow the Privacy Policy and Google Terms of use.
  • 51 comments