«Нелюбовь» предназначена на экспорт, она и снята была на английском, а потом озвучена на русском. В «Нелюбви» очень красивая стерильная картинка – все по-западному, а содержание: а). притчивое, чего ждут от российских режиссеров и б). чернушное, чего от них тоже ждут и в) мрачный конец.
В «Аритмии» ничего этого нет. Картинка – грязноватая – то ли нарочное, то ли не умеют, как у Звягинцева. Можно сказать, что чернуха тут тоже есть, но ее можно назвать и правдивым отражением действительности. Кроме того, большая часть фильма посвящена проблеме работы нашей «Скорой помощи», что западному зрителю вряд ли будет интересно. Ну, да бог с ним, с западным зрителем.
«Аритимия» - это фильм о нас.
Основа сюжета – отношения мужчины и женщины, мужская и женская роль как это понимают в России.
Что самое главное для мужчины? Его работа. Чего он ждет от женщины? Понимания, утешения, отдыха. Как писал Маяковский:
Что может хотеться этакой глыбе?
А глыбе многое хочется!
Ведь для себя не важно
и то, что бронзовый,
и то, что сердце — холодной железкою.
Ночью хочется звон свой
спрятать в мягкое,
в женское.
А что самое главное для женщины? Семья: дети, муж. Муж – еще один ребенок, иногда и единственный. Его надо утешать, о нем надо заботится, чтобы он, отдохнув, мог потом там где-то опять совершать подвиги.
Что же, привычная схема, традиционная. Мужчина добывает мамонта, а женщина обеспечивает уют в пещере и хвалит охотника. Даже Маяковский добывал мамонтов и обеспечивал свою женщину и ее мужа, а потом и второго мужа который всю жизнь писал работы по творчеству поэта, пользуюсь эксклюзивными материалами.
Но Маяковский был знаменитый поэт, да и работал, как вол, не гнушаясь и рекламой. А вот откуда бы взял мамонта обычный советский или российский мужчина?
И тогда картина становится другой. Он совершает свои подвиги где-то там, за идею, а ей нужно самой себя прокормить, да еще и его утешать, как малого ребенка.
На этом, даже заключенные на небесах, браки и ломаются.
Олег (Александр Яценко) работает врачом на «Скорой помощи». Его жена Катя (Ирина Горбачева) работает врачом в одной из больниц Ярославля.
Они вместе учились в медвузе. У Кати еще и отец – врач.
Олег и Катя снимают однокомнатную квартиру. Они любят друг друга, но собираются разводиться. Вернее, это Катя собирается разводиться. Олег этого не хочет.
В чем причина размолвки? Самая обычная – Олег пьет. Да, он отработав смену, чувствует острое желание расслабиться, поэтому покупает бутылку и пьет прямо из горла. Олег не понимает, почему он не может пить – ему же надо.
Да, но Катя тоже работает, и у нее тоже стресс – она же не пьет.
Более того, Олег пьет не один – остальные его коллеги тоже не дураки выпить, и они. То один, то другой, то все разом почти каждый день заваливают к ним в дом и сидят там до утра. Как такое терпеть много лет кряду?
А вот Олег со смены едет с Катей на юбилей тестя, и пьет уже по дороге, и в гостях опрокидывает рюмку за рюмкой, не в силах выдерживать длинные хвалебные тосты. И его приходится укладывать спать. Стыд-то какой! Родители смотрят осуждающе, Катя им хамит, что это не их дело, но сама говорит мужу, что разводится с ним.
Олег этого даже слышать не хочет. Он совершенно беспомощен в обычной жизни и выглядит как потерявшийся щенок. Все, что он может - это простонать: «Ну, Кать!». Это означает: «Ты – вся моя жизнь. Я без тебя не могу, я без тебя пропаду. Я без тебя – не я. Мир - пустыня без тебя» и многое другое - все, что поэты написали о любви.
Яценко сыграл все это одним взглядом - феноменальный актер.
Катя - не стерва. Она не может выгнать мужа на улицу – предлагает жить в той же квартире, пока он не найдет новое жилье, но спать он будет на кухне. А кухня там - 5 метров.
Зачем она такую глупость устраивает? Она же знает, что он и не собирается ничего искать. Тогда она найдет новое жилье, а ему оставит эту квартиру. Они ссорятся, он убегает на улицу – мама его не любит! Мама его выгоняет. Зачем жить? Уйду в никуда и замерзну. Катя в пижаме идет искать маленького на улицу – жалко же. Пропадет он без нее.
Он ее упрекает в корысти: она его хочет бросить потому, что он бедный, что он всю жизнь будет работать на «Скорой». Ему и в голову не приходит, что это из-за его пьянства - разве он пьет? Да он расслабляется. Как она его не понимает!
Актеры прекрасно играют любовь. Это стоит видеть. В конце концов герои примиряются, потому что их все еще очень сильно тянет друг к другу. Жить порознь - трагедия. Кате придется смириться. Да, некоторые так всю жизнь живут.
Зато на работе Олег совершено другой. Там он герой. Он решителен, смел, он берет ответственность на себя, он – первый после Бога. Вот это и есть аритмия: дома один, на работе - другой.
Любо-дорого смотреть, как Олег спасает людей. Он спасает их потому, что любит, потому что для него никто не лишний.
Олегу приходится бороться не только со смертью, но и с родными пациентов, которые часто настроены агрессивно и больше вредят, чем помогают, а уж жалобы пишут! Олегу мешают пробки, которые его шофер объезжает по обочине, но больше всего ему мешают инструкции, которые он постоянно нарушает.
Но вот к ним приходит новый начальник, который в целях оптимизации сокращает число экипажей, но зато придумывает какую-то необыкновенную схему, чтобы на бумаге все выглядело хорошо. Главное, это чтобы больной не умер потому, что к нему не приехали вовремя, а там хоть трава не расти. А для Олега приоритет вылечить больного.
Во время ответственного собрания он спит, а другие врачи возмущаются нововведениями. А чего возмущаться? Олег все равно будет делать то, что он считает нужным.
За то время, что мы видим Олега на работе, он совершает много нетривиальных поступков: остроумно обманывает бабку, которая без конца вызывает «Скорую», чтобы полежать недельку в больнице; обещает дать в табло женщине, которая по религиозным соображениям не дает переливать кровь своей матери; ставит диагноз «инфаркт» молодой женщине, жалующейся на боли в животе и добивается, чтобы ее оперировали, несмотря на то, что в первой больнице его диагноз не подтверждают, а из второй гонят вон; он делает трахеотомию задыхающейся девочке, получившей удар током, и спасает ее. Но однажды Олег слишком долго спасал одну старуху и не успел на вызов к другой.
Конечно, у него выговоры, но его не уволят - очередь на работу в «Скорую» не стоит. И ему даже сойдет с рук то, что он ударил нового начальника, за то, что тот выпрашивал у матери девочки, находящейся на операции, какую-то спасительную бумагу (Олег, делая трахеотомию, нарушил множество инструкций и вызвал сильное кровотечение).
Так почему Олег такой решительный на работе и такой мямля дома? Видимо, вся его энергия остается там. Отдает без остатка.
Почему он так себя ведет? Потому что считает, что спасая людей, поступает правильно. В жизни так много сомнительного, неправильного, а тут все ясно.
То есть, Олег живет с собой в ладу – он спасает людей. А что получает Катя? Она спасает Олега, и тем тоже спасает людей.
Пока врачи спасают жизни, а не исполняют инструкции, пока жены терпят своих бестолковых и безденежных, но таких родных мужей, пока мужья жить не могут без своих жен - Россия цела.
Вот это и есть русская идея.
Конец фильма можно считать оптимистичным: «Скорая» объезжает безнадежную пробку, спеша на помощь.
В верхнее тематическое оглавление
Тематическое оглавление (Рецензии и ругань)
Journal information