uborshizzza (uborshizzza) wrote,
uborshizzza
uborshizzza

Category:

РПЦ. Срочно требуются мученики



Сочетание длинных выходных с одним из важнейших православных церковных праздников неизбежно наталкивает на размышление РПЦ как не только религиозной организации, но и общественно-политическом институте. И тут, как мне кажется, РПЦ является силой не только цементирующей общество, но и, напротив, усиливающей раскол из-за вопроса об оценке советского периода страны.

РПЦ относится к революции и советскому периоду резко отрицательно, выдвигая во главу угла вопрос о жертвах: царской семьи и священнослужителей. Тут точка зрения РПЦ резко контрастирует с мнением большинства населения, которая склонно оценивать советский период и социалистическую революцию более объемно, отмечая как минусы, так и плюсы. Этим РПЦ не только служит плохую службу обществу, но и подрывает свой авторитет. Забавно, кстати, что в негативной оценке советского периода РПЦ смыкается с либералами, хотя церковники и либералы друг друга на дух не переносят.

ИМХО позиция РПЦ в этом вопросе связана не с примирением с зарубежной православной церковью, которая просто зациклена на этом вопросе, так как реально там сейчас – полторы калеки, нет ни прихожан, ни влияния, ни денег. Дело тут в другом – в том, что если отбросить революционный и советский период, то мучеников у РПЦ фактически нет. У католиков – есть масса мучеников периода раннего христианства. У старообрядцев – есть (кстати – а где пример христианской любви, всепрощения и примирения священнослужителей из РПЦ и старообрядцев, ведь и те и другие – не просто христиане, а – православные), даже у протестантов – и то есть, благодаря религиозным войнам, а вот у православных – ну разве патриарх Гермоген, которого поляки заморили голодом. Причина этого – в том, что на Руси христианство внедрялось сверзу, и мучениками были не те, кто был христианином, а те, кто этому противился, как во времена крещения Руси, так и позже, во времена раскола.

Между тем иметь мучеников очень выгодно. Вот задает кто-то вопрос, отчего среди иерархов католической церкви так много педерастов, а ему в ответ: «Ты на кого, падла, батон крошишь? Забыл про христианских мучеников, как ими в Риме львов кормили?» - тут критики и заткнутся.

Однако муссирование темы мученичества священнослужителей в советские времена, как мне кажется, приведет не к укреплению авторитета РПЦ, а наоборот.

Во-первых, массовые репрессии против священнослужителей начались не во времена СССР, а раньше, во время гражданской войны, и связано это было с тем, что крестьяне, мягко говоря, не любили попов примерно так же, как и своих бар, и идея выпустить кишки и тем и другим казалось православным христианам чрезвычайно конструктивной. Причина этого – в том, что до Революции православная церковь слишком срослась с государством и воспринималась как церковь царя, а не Христа.

Репрессии против священнослужителей во времена СССР советскую власть не красят. Однако и тут есть два контрдовода.
Во-первых, часть священнослужителей действительно была в контрах и поддерживала белогвардейцев.
Во-вторых, массовые репрессии – следствие творчества масс. Если массы с удовольствием громила церкви и сажала попов, а не отстаивала их, значит, таков был авторитет у церкви.

Также при обсуждении вопроса репрессий против священнослужителей надо опираться не на «мирскую логику», а на христианское видение мира. Тут же все просто – все мы в руках Бога. Если священнослужителей репрессировали, значит, на то была воля Божья. Может, это было за то, что молились плохо, о Боге забыли, с властью заигрывали. А так как нет власти, кроме как от Бога, то негоже РПЦ критиковать советскую власть.

Однако соблазн поэксплуатировать тему мучеников слишком велик, и вполне возможно, что взгляды а-ля Поклонская с мироточащим бюстом Николая II станут для РПЦ стандартом, и в церквях будут висеть иконы не с Богородицей и св. Николаем, а со св. Николаем II-великомученником и святыми мучениками из репрессированных попов.

Кстати, о иконах. В православии, как я уже ответил, нет традиции изображения мучеников, тогда как в католической религиозной живописи эта тема очень разработана. В имеющейся традиции будущие мученики изображены с атрибутами своего мученичества. Например, смотришь на картину с изображением маленькой девочки, будущей святой мученицы, а она сидит и играет с каким-то цилиндром. Потом читаешь описание, что эту святую умертвили, намотав ей кишки на мельничный ворот. Так что новые мученики должны быть изображены с винтовками.

И в заключение добавлю, что с огромным уважением отношусь к христианским Церквям. И к католикам, и к старообрядцам, и к РПЦ. Разумеется, в истории были всякие скользкие моменты. Например, были папы-пираты, папы, которые продали свой пост другим. Спорные моменты есть и сейчас, как и в деятельности любой большой организации не обходится без политики в плохом понимании этого слова. Но церкви, по сравнению с другими организациями людей – очень достойные организации, и имеющиеся огрехи – следствие несовершенства человеческой природы.



Переход по щелчкуВ верхнее тематическое оглавление
 Переход по щелчку Тематическое оглавление (Идеологические размышлизмы)
Tags: Идеологические размышлизмы
Subscribe
Buy for 60 tokens
Buy promo for minimal price.
  • Post a new comment

    Error

    default userpic

    Your IP address will be recorded 

    When you submit the form an invisible reCAPTCHA check will be performed.
    You must follow the Privacy Policy and Google Terms of use.
  • 49 comments