?

Log in

No account? Create an account

Previous Entry | Next Entry


Жена рядом читает книгу по истории Покровского монастыря в Суздале, перемежая чтение эмоциональными возгласами. Этот монастырь известен тем, что именно в него любили ссылать неугодных жен. Оказывается, что местная святая София, у гроба которой далее происходили многочисленные чудесные исцеления – та самая жена Василия III, которую он сослал, чтобы жениться на Елене Глинской. Соломея Сабурова вышла замуж за Василия III, когда ей было 15 лет. Ее отобрали на смотре невест из 500 претенденток. Они с Василием прожили 20 лет, но детей не было. Тогда царь решил развестись. Это был первый случай в истории Руси. Духовенство развод не одобрило, хотя бояре согласились. Но строптивого митрополита царь лишил сана, что тоже было впервые. Соломония не хотела быть монашкой, за что ее даже отстегали кнутом. Пришлось смириться. Разведенная жена прожила в монастыре до 52 лет.
Впоследствии в Покровский монастырь отправляли своих жен Иван Грозный и его сын. Тоже самое сделал и Петр I.

Что касается Соломонии, принявшей имя Софии, то после смерти на ее могиле стали происходить чудеса исцеления. Князь Андрей Курбский в послании к Иоанну Грозному называет её преподобномученицей. При царе Феодоре Иоанновиче, сыне Грозного, её уже чтили как святую. Во время нашествия поляков, она спасла Суздаль от разорения, явившись в грозном виде предводителю военного отряда поляков Лисовскому. От страха у него парализовало руку, и он дал клятву оставить в покое город и монастырь В 1650 году патриарх Иосиф разрешил Суздальскому архиепископу почитать её как святую. В середине XVIII в. встал вопрос о канонизации. Её икона, написанная ещё в XVII столетии, сохранилась до наших дней и почитается чудотворной. Наконец, по благословению Святейшего Синода её имя было внесено в Православный церковный календарь на 1916 г. В 1984 году специальным указом Патриарха Пимена Русская Православная Церковь стала почитать преподобную Софию в сонме местночтимых святых.В 1984 году специальным указом Патриарха Пимена Русская Православная Церковь стала почитать преподобную Софию в сонме местночтимых святых Владимиро-Суздальской земли. В 2007 году почитание преподобной Софии было вынесено на всецерковный уровень, и её имя было внесено в Православный церковный месяцеслов.

Вот какая возможна карьера за какие-нибудь 467 лет.

Чудеса продолжаются и сейчас. Так, в 1993 году в церковь, где находились ее мощи, проник вор, взял икону и крест, но из угла, где находятся мощи, услышал сильные стоны, испугался, бросил украденное и бежал. Все это было зафиксировано милицией в ходе следствия и описывается как факт заступничества святой за свой монастырь.

Монастырь в 16 веке был большой, 154 монахини, и богатый – 6 тысяч крестьян, но Екатерина II этих крестьян отобрала.

Помимо Ивана Грозного свою (первую) жену сослал туда и его сын. Но были и узницы попроще. В хрониках монастырей отмечено две ссыльные жены двух князей Горбатых-Кислых. Смешная фамилия, но так называли одну из ветвей князей Шуйских. Шуйские были Рюриковичи и происходили из рода суздальско-нижегородских великих князей. Среди Шуйских были еще Шуйские-Глазатые.

Княгиня Александра Горбатова-Кислая и её дочери Елена и Евфимия — жена и дети Андрея Михайловича Горбатого-Шуйского-Кислого. Её время ссылки неизвестно, муж был казнён 1 февраля 1565 года. Александра была сослана вскоре после казни мужа в 1565 году с двумя малолетними дочерьми — Еленой и Евфимией, которые умерли в монастыре. Вероятно, вместе с ними была сослана и их родственница Анисия Кислых.
Княгиня Варсонофия — жена Василия Борисовича Горбатого-Шуйского происходила из рода Яковлевых-Захарьиных — дочь Василия Петровича Яковлева, казнённого в 1571 году. Вероятно, тогда же была сослана.
Похоронены в монастыре и жены других Шуйских. Например, Марфа Скопина-Шуйская, жена князя Фёдора Ивановича Скопина-Шуйского, отправленного в ссылку и умершего в 1557 году; княгиня Екатерина Григорьевна Шуйская — жена Дмитрия Ивановича Шуйского (царского брата), дочь Малюты Скуратова (умерла в польском плену с другими Шуйскими, её останки были выданы и погребены в монастыре); княгиня Марфа Васильевна Шуйская — жена Ивана Ивановича Шуйского Пуговки, другого царского брата.

Забавные фамилии, но тяжелые судьбы.

Переход по щелчкуВ верхнее тематическое оглавление
 Переход по щелчку Всякая всячина
Buy for 60 tokens
Buy promo for minimal price.

Comments

( 20 комментариев — Порадовать комментарием )
lev_davidovich
20 янв, 2018 18:10 (UTC)
Как-то Темнейший высказывался по поводу своей бывшей, мол - отдам в хорошие руки...
uborshizzza
20 янв, 2018 18:21 (UTC)
И перечислил монастырю хороший транш
Монастырь сейчас в отличном состоянии
lev_davidovich
20 янв, 2018 23:55 (UTC)
...а Вы в чудеса не верите !
net_smysla_net
20 янв, 2018 18:23 (UTC)
да, хорошие фамилии раньше были
говорящие!
жаль, что после революции народы захватила повальная мода менять исконно-руские фамилии, на безлико-советские
в итоге, звучный род Вонюче-Пердяевых превратился в каких нибудь невзрачных Комсомольцевых
uborshizzza
20 янв, 2018 18:31 (UTC)
Фамилии типа Комсомольцевых давали детдомовцам, а их и после гражданской, и после Великой отечественной было огромное количество
net_smysla_net
20 янв, 2018 19:14 (UTC)
годах в девяностых читал в каком-то журнале историю о переименовании некрасивых и ругательных названий и фамилий в первые годы советской власти
в рассказе описывался комиссар с председателем колхоза, которые получили разнарядку сверху, облагородить местное население с их поселениями
а поскольку у креаклов фантазии особой от роду не водилось, они переименовывали всех и вся по принципу "что вижу - то пою"
так, в результате тогдашней волны реноваций появилось огромное количество оригинальных и свежих фамилий и названий, как то - Печкины, Коровины, Кошкины, Козловы, Собакины, Лопатины итдитп..
например, деревня Ебуны, с большинством однофамильных жителей, была одни росчерком какого-то революционного писаря переименована в Табуны и фамилии жителям присвоены соответствующие - Табуновы
оптом

//за хорошим ебуном девки ходят табуном!// частушка (Ц)
uborshizzza
20 янв, 2018 20:39 (UTC)
Гофман был чиновником в Калининграде (Кенигсберге), когда там местным евреям стали дават фамилии. Если у него был очередной приступ подагры, то жавал фамилии типа "зловонная жижа"
nacht_undnebel
21 янв, 2018 16:44 (UTC)

В 1795 году состоялся Третий раздел Польши. Третий раздел Польши привел к ликвидации независимого Польско-Литовского государства. Это затронуло все слои общества - польских дворян (шляхтичей), городских жителей, римско-католическое, и другое духовенство и крестьянство, - и было реализовано как часть процесса социального контроля и политического подчинения. Евреи, которые пользовались некоторой автономией при прежнем польском государстве, теперь должны были зарегистрироваться в гражданских органах, что требовало фамилии. Если фамилии еще не использовались - как это часто бывает, государственные служащие назначали фамилию семье в рамках процесса регистрации.

Норман Дэвис пишет в своем «Сердце Европы: прошлое в Польском настоящем» (Oxford University Press, 2001) о том, как молодой немецкий писатель и музыкант Э.Т.А. Гофман подошел к важной задаче - давать фамилии людям. Он был назначен и работал государственным служащим в Познани (Позен), Плоцке и, наконец, в Варшаве.

«Он смотрит на клиента в смертельной тишине, а затем кричит первое слово, которое приходит на ум. Это слово, которое затеем входит в Реестр, становится официальной фамилией клиента. В конце, Хоффманн говорит, когда сертификат должен быть собран, и призывает следующего клиента ».

Как описано, этот процесс, даже если он не унизителен, был совершенно произвольным и часто просто вопросом каприза:

«Перед ужином или натощак он выдает серьезные или меланхоличные фамилии, после ужина более забавные».

Дэвис рассказывает, как в одну пятницу Гоффман дал евреям при регистрации имена рыб; в понедельник имена цветов. В другие дни каждому давали имена птиц или имена, связанные с церковью.

Отсюда:
Bestowing Jewish surnames in Partitioned Poland
http://www.researcheasterneurope.org.uk/genealogy-research/bestowing-jewish-surnames-in-partitioned-poland


Еще из Нормана Дэвиса:

С 1795 по 1806 год еврейская община Варшавы оказалась во власти Э.Т.А. Гоффмана, тогда главного прусского администратора города, который раздавал фамилии по своей фантазии. Удачливые ушли с Апфельбаумом, Химмельфарбом или Фогельсаном: менее удачливым с Фишбейном, Хозендуфтом или Катценелленбогеном

Отсюда:
ORIGINS OF JEWISH SURNAMES
http://www.mrshea.com/germusa/customs/davies.htm

Понятное дело, что состоятельные евреи вполне могли расчитывать на благозвучные фамилии по своему вкусу.
nacht_undnebel
21 янв, 2018 17:09 (UTC)
P.S.

Третий раздел Речи Посполитой (между Россией, Пруссией и Австрией)

24 октября 1795 года была подписана третья конвенция, по которой к России отошли земли восточнее рек Буг и Неман; к Пруссии отошла большая часть Мазовецкого воеводства с Варшавой, часть Трокского, Подляшского и Равского воеводств; к Австрии — воеводства Краковское, Сандомирское, Люблинское, часть Мазовецкого, Подляшского, Холмского и Брест-Литовского воеводств.
serega133
20 янв, 2018 18:31 (UTC)
Так, в 1993 году в церковь, где находились ее мощи, проник вор, взял икону и крест, но из угла, где находятся мощи, услышал сильные стоны, испугался, бросил украденное и бежал. Все это было зафиксировано милицией в ходе следствия и описывается как факт заступничества святой за свой монастырь.
Монастырь тогда был большой, 154 монахини, и богатый – 6 тысяч крестьян...

Хорошо!
uborshizzza
20 янв, 2018 18:32 (UTC)
Сейчас текст правится
serega133
20 янв, 2018 18:35 (UTC)
Зря, профессор, так даже лучше.
uborshizzza
20 янв, 2018 18:43 (UTC)
Там жена еще несколько забавных моментов добавила
serega133
20 янв, 2018 18:44 (UTC)
Всегда с удовольствием читаю вашу жену, профессор.
serega133
20 янв, 2018 18:40 (UTC)
У нас есть поближе - Горицкий монастырь, там этих цариц и боярынь тоже хватает.
serega133
20 янв, 2018 18:50 (UTC)
Фамилии сохранялись ещё дедовы и прадедовы, потом видоизменялись, не секрет, что последняя династия была Кобылиными и Кошкиными, а уж потом Захарьиными и Романовыми. Кстати, упомянутая Варсонофия - прапрапрабабка Герцена, что в какой то мере объясняет его пренебрежение домом Романовых, он то из старшей ветви.
mangustariki
20 янв, 2018 19:37 (UTC)
Почти умилилась,пока не прочла про 6000 крестьян.Еще раз убедилась, что Бог и церковь-две большие разницы, как говорили раньше в Одессе. Церковь слишком алчна была, есть и будет. Я тут другое вспомнила. Лет 10 назад попала в Дивеево. Там местные много чего рассказали о монастыре, да и сама посмотрела. Как монастырь отнимает землю у местных, а дома тех, кто сопротивляется поджигают. Как используют послушниц на тяжелой физической работе, среди монахинь тоже имеется расслоение на так называемую элиту и рабочий скот. Посмотрела, чем кормят паломников: этим пойлом даже свиней стыдно кормить.Это была моя последняя поездка по монастырям. Может сейчас что-то изменилось, но сомневаюсь. На Валааме та же история с отторжением земель у местных, правда кормили неплохо. Даже предложили нам с подругой поработать горничными в доме для гостей монастыря, что нас повеселило. Поэтому и завязала: с церковью, как и с государством, в азартные игры больше не играю.

Edited at 2018-01-20 19:39 (UTC)
kotoshka
20 янв, 2018 20:25 (UTC)
"та самая жена Ивана III, которую он сослал, чтобы жениться на Елене Глинской."
Править, пожалуиста :)
Великая княгиня Еле́на Васи́льевна Гли́нская — вторая жена московского великого князя Василия Ивановича, мать Ивана Грозного,
uborshizzza
20 янв, 2018 21:17 (UTC)
Там разве Про Ивана? Просмотрела, спасибо.
livilla_ass
21 янв, 2018 05:16 (UTC)
Василий 3 свою жену в монастырь, а в это же время Генрих 8 свою на эшафот.
А потом рассматривался вопрос женитьбы их детей. Не сложилось.
( 20 комментариев — Порадовать комментарием )

Latest Month

Ноябрь 2018
Вс Пн Вт Ср Чт Пт Сб
    123
45678910
11121314151617
18192021222324
252627282930 

Метки

Разработано LiveJournal.com
Designed by Tiffany Chow