?

Log in

No account? Create an account

Previous Entry | Next Entry

Читала несколько материалов про то, о чем жалеют очень старые люди или о чем жалеют умирающие.

Если верить этим статьям, то жалеют люди об упущенных возможностях: они бы хотели больше путешествовать, иметь больше половых партнеров. Некоторые, впрочем, хотели бы больше времени проводить с семьей, но все сходятся в том, что они, если бы могли что-нибудь изменить, то работали бы гораздо меньше.

В общем, главные враги счастья человека – это работа и верность. Но, поскольку, по второму пункту все же есть разногласия, то давайте остановимся на первом.

От работы кони дохнут, руки виснут, уши глохнут.

Древние греки, на культурных достижениях которых основана европейская цивилизация, работу не сильно уважали. Хотя, была в их отношении к работе некоторая неоднозначность. Греки считали физическую работу недостойной свободного гражданина – это было занятие рабов, но вместе с тем, они очень ценили крестьян. Пахарь и воин – вот два самых достойных человека, тем более, что пахарь, когда было нужно, становился воином.

Помните, как Одиссея хитростью заставили идти воевать с троянцами? Он, царь Итаки, пахал песок и сыпал в землю соль, изображая при этом безумного – не реагировал на слова, был готов переехать плугом тех, кто его уговаривал одуматься. Тогда перед ним положили его сына-младенца. И он остановился.
Видите? Царь умел пахать.

Пахаря уважали, но все же достойными занятиями были политика, спорт, литература, и конечно, война.

Геродот, рассказав, что в Египте воины живут в праздности, прибавляет: «Не знаю, заимствовали ли греки эти обычаи у египтян, так как я вижу, что и фракийцы, и скифы, и персы, и лидийцы, и почти все варвары относятся к гражданам, занимающимся механическими искусствами, и к их потомкам, как к людям, не заслуживающим особого уважения, и считают более благородными людей, которые освободились от ручного труда, особенно тех, кто посвящает себя военному делу. Эти же понятия разделяются всеми греками, особенно лакедемонянами; коринфяне менее других презирают ремесленников».

Тут была одна тонкость: осуждался наемный труд. Если ты строил свой дом – это было не зазорно. Но если ты работал на другого, то чем ты лучше раба? Аристотель писал:«Работать на отдельного человека — значит быть рабом, работать для публики — значит быть рабочим и наемником».

А как к труду относятся в Библии? Бог изгнал Адама из Эдема и обрек его в поте лица добывать хлеб свой – то есть, труд – это наказание.

Христос не призывал людей трудиться – он призывал их молиться.

Но в Библии можно найти все: в том числе, и похвалы труду. Не зря протестанты возвели труд во главу угла.

Сейчас время изменилось. Все чаще можно найти новости о том, что работать будут роботы, что привычные профессии исчезнут, что людей заменят программы.

А люди что будут делать?

Вот и появляются откровения умирающих о том, как они сожалеют, что слишком много работали.

Или недавно прочла пост одной женщины, посетившей семинар Людмилы Петрановкой. Ей очень понравилось, что теперь не нужно заставлять детей усердно учиться: постоянно появляются новые знания – за всем не успеешь, поэтому лучше и вовсе ничему не учиться. Очень умно. Еще Маяковский писал: «Причесываться? Зачем же? На время не стоит труда, а вечно причесанным быть невозможно». Раз невозможно узнать всё, то лучше ничего не знать.
Еще теперь нужно стыдиться, если ты много лет работаешь на одном месте. Это – ригидность, в общем, вы, практически, психически больной. Нужно все время менять места работы и занятия.
Логично: это как раз вытекает из того, что не стоит учиться в школе.
Кстати, отчего Петрановская все лекции читает? Шла бы уже в цирк по проволоке ходить.

Так нужно ли стремиться быть профессионалом?

Когда вас спрашивают, кто вы, вы, скорее всего, назовете место жительства и профессию, а если это будет письменно и анонимно, то еще и пол. Кто-то, возможно, назовет свою национальность.

Профессия важна для вашего «я», хотя вам, возможно, кажется, что важнее ваша семья. Но ведь вы при знакомстве вряд ли скажите «я сын своей матери и отца», «я муж своей жены» или «я отец сына и дочери». Возможно, это потому, что сведенья о семье как бы более интимны и поэтому даже важнее для человека?

Или нет?

Я знаю две истории о смерти очень пожилых женщин (около 90 лет), страдающих деменцией. Они давно перестали узнавать своих детей и внуков, они и не вспоминали мужей, иногда им казалось, что дочь – это их мама. Они помнили, что у них была мама. Даже удивительно, как быстро такие больные забывают своих детей. Дети даже обижаются.

Но что интересно, когда больные уже не помнили ничего, даже то, что нужно есть и пить, они помнили свою профессию. И одна говорила: «Я – профессор, доктор медицинских наук», а другая: «Я заслуженный учитель математики». То есть, профессия – это было последнее, что они помнили. В том числе, и потому, что быть старым и больным деменцией унизительно. Люди все равно понимают, как к ним относятся. И они ищут уважения, вспоминая профессию.

Профессия и то, чего в ней достигли, важна для человека, потому что дорого далась, потому что много, чего с ней было связано, в том числе, социальный статус, уважение людей.

А без профессии «я» человека будет значительно беднее.

Переход по щелчкуВ верхнее тематическое оглавление
 Переход по щелчку Тематическое оглавление (Идеологические размышлизмы)
Buy for 60 tokens
Buy promo for minimal price.

Comments

( 28 комментариев — Порадовать комментарием )
lev_davidovich
14 май, 2018 15:17 (UTC)
Несчастны те люди, которые не получают удовольствие от труда.
Ну, кроме принудительного разве...
mumimamaa
16 май, 2018 06:46 (UTC)
Можно получать удовольствие и от работы санитаркой, верно.) Вот только общество, определяя зарплату таким, показывает, что ее работа унизительна... А испытывать удовлетворение от унижения как-то противоестественно..
lev_davidovich
16 май, 2018 07:22 (UTC)
Ну это , если тешить своё самолюбие.
mumimamaa
16 май, 2018 08:33 (UTC)
?) Жить в нищете, радуясь работе?
lev_davidovich
16 май, 2018 08:48 (UTC)
О-о-о... Попёрло "общество потребления".
mumimamaa
16 май, 2018 09:38 (UTC)
Та цыганская лошадь, которую приучили не потреблять, таки плохо кончила.)

Edited at 2018-05-16 09:39 (UTC)
lev_davidovich
16 май, 2018 10:12 (UTC)
Предпочитаю роль цыгана.
mumimamaa
16 май, 2018 12:23 (UTC)
В древности огромное количество "черных" работ выполняли рабы (не люди))). А мы пытаемся обсудить отношение к труду людей, имевших средства к существованию и рассматривавших труд,как хобби.
Мне кажется, нельзя проводить параллелей с современным миром.)

lev_davidovich
16 май, 2018 13:14 (UTC)
Очень немалая часть людей трудятся, чтобы выжить. И в России тоже. Вы не задумывались? А труд, как хобби, присущ колонизаторам, Имхо.
mumimamaa
16 май, 2018 13:23 (UTC)
Я согласна с вами. Я не согласна принимать мнение древних людей, свободных от необходимости зарабатывать на жизнь.
Библию тоже, кстати, не рабы писали.
lev_davidovich
16 май, 2018 15:05 (UTC)
... и другие законы тоже не рабы писали.
А вот восприятие труда, как искусства созидания, расставляет все точки над Ё.
innaklimenko
14 май, 2018 15:17 (UTC)
И человек будет счастлив тогда, когда состоится в профессии! Всё верно!
serega133
14 май, 2018 15:34 (UTC)
Маяковский так троллил Лермонтова.
uborshizzza
14 май, 2018 15:37 (UTC)
Без вас бы никто не понял.
serega133
14 май, 2018 15:39 (UTC)
Возможно, что кто-то и не понял бы.
serega133
14 май, 2018 18:07 (UTC)
Кстати, нечаянно подтвердил вашу мысль про старые и новые знания. Без знания Лермонтова невозможно понять этот стих Маяковского.
valerie_livina
15 май, 2018 11:44 (UTC)
Он троллил не Лермонтова, а тех, кто не читал Лермонтова.
me_flapper
14 май, 2018 16:06 (UTC)
Согласна! Мне тоже странны результаты опросов старых людей, где все подряд жалеют о семье и путешествиях и никто - о работе, достижениях и карьере. И тех кто последнее, что забывал это свою профессию я тоже знаю.
(Анонимно)
14 май, 2018 18:44 (UTC)
Ну вот пусть умненькая Петрановская ложится под нож хирурга, который нихрена не учился, и вообще полгода назад был сантехником. И летает на самолёте, который спроектировал бывших парикмахер, построил бывший манекенщик, а ведёт воспитательница. Боюсь, зассыт.
zloi_sibiriak
15 май, 2018 03:56 (UTC)
Работа - по сути просто продажа своего времени за деньги.

Сейчас и не страдая потерей памяти не очень-то и вспомнишь подробно, что делал лет 10-15 назад. Потому что никаких эмоций это не вызывало.
valerie_livina
15 май, 2018 11:49 (UTC)
Профессиональная деятельность - наиболее длительная в жизни, с наибольшим количеством умственных усилий. Поэтому даже пораженный мозг сохраняет эту информацию.

Уровень квалификации определяет образ жизни, в этом его главное влияние. Часто он также определяет место жительства, питание, климатические условия и т.д.

Конечно, это очень важно. Как важно и наличие творческой компоненты и свободы в работе.

Что думали древние греки по разным поводам, сейчас уже малоприменимо. Например, они считали высшим из искусств героическую поэзию. Расскажите это поп-певцам и их поклонникам.

olga_ovka
15 май, 2018 19:23 (UTC)
Тут наверно дело даже не просто в профессионализме. Дело в реализации. Если ты реализовался, да еще и деньги за работу любимым делом зарабатываешь-это двойное счастье. Но зачастую люди зарабатывают деньги не самым любимым делом, но находят реализацию в творчестве, ремесле, не получая за это денег. И это очень важно. Реализовать свой талант-это наверно очень важно для того, чтобы почувствовать себя живым.
ovcezhaba
16 май, 2018 05:02 (UTC)
Я находила удовольствие в любой своей работе. Но рано или поздно руководство выказывало недоумение по поводу такого противоестественного положения вещей. Странно, но большинство начальников убеждены, что свою работу нужно ненавидеть. И они добиваются этого любыми способами. На данный момент я нашла место, где начальство придерживается противоположного мнения, и счастлива. Есть, правда, один в руководстве... Но я думаю, мы его потихоньку выпрем)

Во многих местах (странах, городах, школах) сейчас делают упор на умение обращаться со справочниками. А о том, что решение задач развивает детский мозг, как-то не думают вообще. Тоже, наверное, ничего не себе не развили.
mumimamaa
16 май, 2018 06:47 (UTC)
Многие начальники испытывают удовольствие, заставляя... Чел, которого заставлять не надо, показывает ненужность начальника.)
ovcezhaba
16 май, 2018 07:08 (UTC)
Да, если начальник толком ничего не умеет, кроме как заставлять. Руководить – куда более тонкий процесс)
mumimamaa
16 май, 2018 08:34 (UTC)
Согласна.) Но знающий и умеющий - мечта.))
ovcezhaba
16 май, 2018 10:27 (UTC)
У нас такая была. Доработалась до геморрагического инсульта. Жива, но с работы, конечно, ушла. Теперь ждём, кого поставят.
mumimamaa
16 май, 2018 12:17 (UTC)
Хорошего начальника вам.))) У нас надежды нет... Его только вперед ногами.)
( 28 комментариев — Порадовать комментарием )

Latest Month

Сентябрь 2018
Вс Пн Вт Ср Чт Пт Сб
      1
2345678
9101112131415
16171819202122
23242526272829
30      

Метки

Разработано LiveJournal.com
Designed by Tiffany Chow